КАНТАТА
КАНТАТА
(итал. Cantata — пою) — крупное во-кально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра. Состоит, как правило, из оркестрового вступления, арий, речитативов и хоров.
КАНТАТА
крупное вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов хора и оркестра. Близка к оратории, отличается от нее меньшим масштабом и отсутствием драматической разработки сюжета.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Кантата
ит. cantata, лат. canto – пою) – крупное вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра. Состоит большей частью из оркестрового выступления, арий, речитативов ихоров. Близка к оратории, отличается от нее меньшим масштабом и отсутствием драм, разработки сюжета.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
КАНТАТА
жанр торжественной лирики, бытовавший в европейской поэзии в 18 – нач. 19 в. Кантаты писались на случай: напр. «Кантата» (1789) шведского поэта-густавианца Ю. Х. Чельгрена посвящена Великой французской революции. В рус. поэзии кантаты создавали В. К. Тредиаковский, Г. Р. Державин. Кантата схожа с кантом, песенным жанром, проникшим в рус. поэзию в 17 в. (оба названия восходят к лат. сanto – пою), не случайно кантатой называют также вокально-инструментальное произведение, включающее хоровые и сольные части (напр., кантата Ю. Шапорина на слова А. А. Блока «На поле Куликовом»).
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
Кантата
итал. cantata, от лат. и итал. cantare — петь) — жанр светской и церк. вокально-инструментальной музыки.
Термин впервые зафиксирован в названии сборника А. Гранди Cantate ed arie (1620). Ранние К. исполнялись певцом в сопровождении basso continuo (чембало или органа и виолы). Б. Феррари включил в К. речитатив и ариозо (3 сб. Musiche varie, 1633–41). После 1650 итал. К. приобрела свой типичный вид: 2 или более арий, соединенных речитативами. К. писали все итал. композиторы эпохи барокко: Л. Росси, Дж. Кариссими, Ф. Кавалли, А. Страделла и др. В Неаполе у Ф. Провенцале и А. Скарлатти под влиянием оперы К. получила более развитое сопровождение (оркестр или солирующие инструменты). Итал. барочная К. была светским жанром, даже если писалась на дух. сюжеты. Развернутые К. иногда достигали размеров одноактной оперы (Лукреция, Покинутая Армида Г.Ф. Генделя; Ино Г.Ф. Телемана). Франц. барочная К. также состояла из 2–3 арий и речитативов и являлась жанром светской камерной музыки (А. Кампра, Л.Н. Клерамбо, Ж.-Ф. Рамо). Духовные произведения в той же форме назывались мотетами.
В Германии жанр К. был известен довольно рано (К. Киттель, сб. Арии и кантаты, 1638). В кон. XVII — нач. XVIII в. К. превратилась в ведущий жанр протест. церк. музыки. Вначале нем. К. были преимущественно строфическими и основывались на протест. хорале; после публикации в 1704–14 сборников кантатных текстов Э. Ноймайстера в нем. К. проникли речитативы и арии. Обычно нем. духовные К. завершались хоралом. И.С. Бах сочинил множество К. (из них сохранилось ок. 200 церковных и 19 светских), которые считаются образно-смысловым ключом ко всему его творчеству. Рождественская оратория И.С. Баха фактически является циклом из шести К.
В классическую эпоху в К. стали часто включать хор. Форма К. оказала сильное влияние на музыку мессы и др. церк. жанров. Кантатной мессой в музыковедении называют композицию с дробным членением текста и чередованием арий, ансамблей и хоров (Месса си минор И.С. Баха, Мессы и Реквием В.А. Моцарта). В форме К. положены на музыку также тексты Stabat Mater (Дж. Перголези, Й. Гайдн, Л. Боккерини), Salve Regina и др.
У венских классиков и их современников К. — преимущественно концертное светское произведение для солистов, хора и оркестра (Кающийся Давид В.А. Моцарта; Ода к Радости в финале Девятой симфонии Л. ван Бетховена). Эта тенденция сохранилась и в музыке XIX–XX вв., где К. отличалась от оратории лишь относительно меньшими размерами. В музыке XX в. произошло сближение или слияние К. с др. жанрами: балетом (сценические кантаты К. Орфа, в т.ч. Carmina Burana и Catulli Carmina), симфонией (13-я и 14-я симфонии Д.Д. Шостаковича), сюитой (Солнце инков Э.В. Денисова).
В России К. начали писать еще в XVIII в., но расцвет жанра пришелся на XIX и XX вв. (Москва П.И. Чайковского, Песнь о вещем Олеге и Из Гомера Н.А. Римского-Корсакова, Иоанн Дамаскин и По прочтении псалма С.И. Танеева, Весна и Колокола С.В. Рахманинова, Кантата к 20-летию Октября и Александр Невский С.С. Прокофьева, История доктора Иоганна Фауста А.Г. Шнитке).
Лит-ра: Ширинян Р.К. Оратория и кантата. М., 1960; Schmitz E. Geschichte der Kantate und des geistlichen Konzerts. Lpz., 1914 (Regensburg, 1965), Bd. 1; Lange W. Die AnfКnge der Kantate. Dresden, 1938; DЯrr A. Die Kantaten von J.S. Bach. Kassel, 1971. 2 Bd.
Л. Кириллина
Термин впервые зафиксирован в названии сборника А. Гранди Cantate ed arie (1620). Ранние К. исполнялись певцом в сопровождении basso continuo (чембало или органа и виолы). Б. Феррари включил в К. речитатив и ариозо (3 сб. Musiche varie, 1633–41). После 1650 итал. К. приобрела свой типичный вид: 2 или более арий, соединенных речитативами. К. писали все итал. композиторы эпохи барокко: Л. Росси, Дж. Кариссими, Ф. Кавалли, А. Страделла и др. В Неаполе у Ф. Провенцале и А. Скарлатти под влиянием оперы К. получила более развитое сопровождение (оркестр или солирующие инструменты). Итал. барочная К. была светским жанром, даже если писалась на дух. сюжеты. Развернутые К. иногда достигали размеров одноактной оперы (Лукреция, Покинутая Армида Г.Ф. Генделя; Ино Г.Ф. Телемана). Франц. барочная К. также состояла из 2–3 арий и речитативов и являлась жанром светской камерной музыки (А. Кампра, Л.Н. Клерамбо, Ж.-Ф. Рамо). Духовные произведения в той же форме назывались мотетами.
В Германии жанр К. был известен довольно рано (К. Киттель, сб. Арии и кантаты, 1638). В кон. XVII — нач. XVIII в. К. превратилась в ведущий жанр протест. церк. музыки. Вначале нем. К. были преимущественно строфическими и основывались на протест. хорале; после публикации в 1704–14 сборников кантатных текстов Э. Ноймайстера в нем. К. проникли речитативы и арии. Обычно нем. духовные К. завершались хоралом. И.С. Бах сочинил множество К. (из них сохранилось ок. 200 церковных и 19 светских), которые считаются образно-смысловым ключом ко всему его творчеству. Рождественская оратория И.С. Баха фактически является циклом из шести К.
В классическую эпоху в К. стали часто включать хор. Форма К. оказала сильное влияние на музыку мессы и др. церк. жанров. Кантатной мессой в музыковедении называют композицию с дробным членением текста и чередованием арий, ансамблей и хоров (Месса си минор И.С. Баха, Мессы и Реквием В.А. Моцарта). В форме К. положены на музыку также тексты Stabat Mater (Дж. Перголези, Й. Гайдн, Л. Боккерини), Salve Regina и др.
У венских классиков и их современников К. — преимущественно концертное светское произведение для солистов, хора и оркестра (Кающийся Давид В.А. Моцарта; Ода к Радости в финале Девятой симфонии Л. ван Бетховена). Эта тенденция сохранилась и в музыке XIX–XX вв., где К. отличалась от оратории лишь относительно меньшими размерами. В музыке XX в. произошло сближение или слияние К. с др. жанрами: балетом (сценические кантаты К. Орфа, в т.ч. Carmina Burana и Catulli Carmina), симфонией (13-я и 14-я симфонии Д.Д. Шостаковича), сюитой (Солнце инков Э.В. Денисова).
В России К. начали писать еще в XVIII в., но расцвет жанра пришелся на XIX и XX вв. (Москва П.И. Чайковского, Песнь о вещем Олеге и Из Гомера Н.А. Римского-Корсакова, Иоанн Дамаскин и По прочтении псалма С.И. Танеева, Весна и Колокола С.В. Рахманинова, Кантата к 20-летию Октября и Александр Невский С.С. Прокофьева, История доктора Иоганна Фауста А.Г. Шнитке).
Лит-ра: Ширинян Р.К. Оратория и кантата. М., 1960; Schmitz E. Geschichte der Kantate und des geistlichen Konzerts. Lpz., 1914 (Regensburg, 1965), Bd. 1; Lange W. Die AnfКnge der Kantate. Dresden, 1938; DЯrr A. Die Kantaten von J.S. Bach. Kassel, 1971. 2 Bd.
Л. Кириллина
Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002