КАНТАТА

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

КАНТАТА
(итал. Cantata — пою) — крупное во-кально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра. Состоит, как правило, из оркестрового вступления, арий, речитативов и хоров.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

КАНТАТА
крупное вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов хора и оркестра. Близка к оратории, отличается от нее меньшим масштабом и отсутствием драматической разработки сюжета.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Кантата
ит. cantata, лат. canto – пою) – крупное вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра. Состоит большей частью из оркестрового выступления, арий, речитативов ихоров. Близка к оратории, отличается от нее меньшим масштабом и отсутствием драм, разработки сюжета.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

КАНТАТА
жанр торжественной лирики, бытовавший в европейской поэзии в 18 – нач. 19 в. Кантаты писались на случай: напр. «Кантата» (1789) шведского поэта-густавианца Ю. Х. Чельгрена посвящена Великой французской революции. В рус. поэзии кантаты создавали В. К. Тредиаковский, Г. Р. Державин. Кантата схожа с кантом, песенным жанром, проникшим в рус. поэзию в 17 в. (оба названия восходят к лат. сanto – пою), не случайно кантатой называют также вокально-инструментальное произведение, включающее хоровые и сольные части (напр., кантата Ю. Шапорина на слова А. А. Блока «На поле Куликовом»).

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Кантата
итал. cantata, от лат. и итал. cantare — петь) — жанр светской и церк. вокально-инструментальной музыки.
Термин впервые зафиксирован в названии сборника А. Гранди Cantate ed arie (1620). Ранние К. исполнялись певцом в сопровождении basso continuo (чембало или органа и виолы). Б. Феррари включил в К. речитатив и ариозо (3 сб. Musiche varie, 1633–41). После 1650 итал. К. приобрела свой типичный вид: 2 или более арий, соединенных речитативами. К. писали все итал. композиторы эпохи барокко: Л. Росси, Дж. Кариссими, Ф. Кавалли, А. Страделла и др. В Неаполе у Ф. Провенцале и А. Скарлатти под влиянием оперы К. получила более развитое сопровождение (оркестр или солирующие инструменты). Итал. барочная К. была светским жанром, даже если писалась на дух. сюжеты. Развернутые К. иногда достигали размеров одноактной оперы (Лукреция, Покинутая Армида Г.Ф. Генделя; Ино Г.Ф. Телемана). Франц. барочная К. также состояла из 2–3 арий и речитативов и являлась жанром светской камерной музыки (А. Кампра, Л.Н. Клерамбо, Ж.-Ф. Рамо). Духовные произведения в той же форме назывались мотетами.
В Германии жанр К. был известен довольно рано (К. Киттель, сб. Арии и кантаты, 1638). В кон. XVII — нач. XVIII в. К. превратилась в ведущий жанр протест. церк. музыки. Вначале нем. К. были преимущественно строфическими и основывались на протест. хорале; после публикации в 1704–14 сборников кантатных текстов Э. Ноймайстера в нем. К. проникли речитативы и арии. Обычно нем. духовные К. завершались хоралом. И.С. Бах сочинил множество К. (из них сохранилось ок. 200 церковных и 19 светских), которые считаются образно-смысловым ключом ко всему его творчеству. Рождественская оратория И.С. Баха фактически является циклом из шести К.
В классическую эпоху в К. стали часто включать хор. Форма К. оказала сильное влияние на музыку мессы и др. церк. жанров. Кантатной мессой в музыковедении называют композицию с дробным членением текста и чередованием арий, ансамблей и хоров (Месса си минор И.С. Баха, Мессы и Реквием В.А. Моцарта). В форме К. положены на музыку также тексты Stabat Mater (Дж. Перголези, Й. Гайдн, Л. Боккерини), Salve Regina и др.
У венских классиков и их современников К. — преимущественно концертное светское произведение для солистов, хора и оркестра (Кающийся Давид В.А. Моцарта; Ода к Радости в финале Девятой симфонии Л. ван Бетховена). Эта тенденция сохранилась и в музыке XIX–XX вв., где К. отличалась от оратории лишь относительно меньшими размерами. В музыке XX в. произошло сближение или слияние К. с др. жанрами: балетом (сценические кантаты К. Орфа, в т.ч. Carmina Burana и Catulli Carmina), симфонией (13-я и 14-я симфонии Д.Д. Шостаковича), сюитой (Солнце инков Э.В. Денисова).
В России К. начали писать еще в XVIII в., но расцвет жанра пришелся на XIX и XX вв. (Москва П.И. Чайковского, Песнь о вещем Олеге и Из Гомера Н.А. Римского-Корсакова, Иоанн Дамаскин и По прочтении псалма С.И. Танеева, Весна и Колокола С.В. Рахманинова, Кантата к 20-летию Октября и Александр Невский С.С. Прокофьева, История доктора Иоганна Фауста А.Г. Шнитке).
Лит-ра: Ширинян Р.К. Оратория и кантата. М., 1960; Schmitz E. Geschichte der Kantate und des geistlichen Konzerts. Lpz., 1914 (Regensburg, 1965), Bd. 1; Lange W. Die AnfКnge der Kantate. Dresden, 1938; DЯrr A. Die Kantaten von J.S. Bach. Kassel, 1971. 2 Bd.
Л. Кириллина

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Кантата «На случай» в творчестве русских композиторов конца XIX начала XX вв

Крылова В. Д.
На материале кантат русских композиторов конца XIX начала XX вв. определяются инвариантные признаки жанра, рассматриваются особенности содержания и формы кантаты «на случай» с учетом ее специфики и социальных функций.
Читать PDF
0.00 байт

Кантата Виктора Копытько «Знаки» и ее роль в истории белорусской хоровой музыки

Матюхов Игорь Гаврилович
Рассматривается кантата Виктора Копытько «Знаки» (1992), ярко репрезентирующая принципы современного хорового письма и в то же время обнаруживающая глубокие взаимосвязи с традициями русской хоровой классики.
Читать PDF
0.00 байт

Кантата "на случай" конца XIX начала XX века: русский вариант жанра

Крылова В. Д.
Рассматриваются особенности содержания и формы одной из разновидностей жанра кантаты кантаты "на случай" с учетом ее специфики и социальных функций, определяются инвариантные признаки жанра, присущие литературному тексту и музыкал
Читать PDF
0.00 байт

Русская кантата "на случай" конца XIX начала XX века как жанр прославления

Крылова Вера Дмитриевна
Статья посвящена одной из разновидностей жанра кантаты кантате «на случай». На материале кантат русских композиторов конца XIX начала XX века автор рассматривает характерные черты, присущие кантате как жанру прославления.
Читать PDF
0.00 байт

Симфоническая кантата Артура Лурье «В кумирне золотого сна» для смешанного хора a cappella (1919 г.)

Зайцева Марина Леонидовна , Чекменев Алексей Игорьевич
В статье научно обосновано значение хоровых жанров в творчестве Артура Лурье. Выявлены особенности композиции и музыкального языка симфонической кантаты «В кумирне золотого сна» Артура Лурье.
Читать PDF
0.00 байт

“Кантата к Двадцатилетию Октября” С. С. Прокофьева: особенности вокального стиля

Заворохина Е.А.
В работе рассматривается вокальный стиль “Кантаты к Двадцатилетию Октября” С. С. Прокофьева, анализируются интонационные и жанровые истоки хорового тематизма сочинения.
Читать PDF
0.00 байт

Забытые страницы русской хоровой музыки: кантата “Stabat Mater” Гавриила Якимовича Ломакина

Головин Александр Владимирович, Быканов Сергей Александрович
В статье поднимается проблема малой изученности кантаты “Stabat Mater” выдающегося русского композитора, дирижера, педагога Г. Я. Ломакина.
Читать PDF
0.00 байт

ОПЕРА-КАНТАТА "СКАЗАНИЕ О ГРАДЕ ВЕЛИКОМ КИТЕЖЕ И ТИХОМ ОЗЕРЕ СВЕТОЯРЕ" С. Н. ВАСИЛЕНКО

Карпов Павел Евгеньевич
Данная статья исследует малоизученное явление отечественной музыки начала XX века.
Читать PDF
0.00 байт

«Кантата о Ленине» П. Сувчинского - С. Прокофьева в контексте евразийских исканий русской эмиграции

Колобова Юлия Игоревна
В статье в контексте политических исканий русской эмиграции рассматривается музыкальный проект С. С. Прокофьева «Кантата о Ленине» (1936 г), литературный каркас которого был создан П. П. Сув-чинским из текстов К. Маркса, Ф.
Читать PDF
0.00 байт

Кантата К. -В. Рамлера «Смерть Иисуса» в переводе В. А. Жуковского

Канунова Ф. З.
В данной статье рассматривается путь эволюции Жуковского и выявляется основная мысль в переводе Жуковского, что Христос Своей жизнью, проповедью, смертью определил нравственный статус земного человека, начертал путь его жизнестрое
Читать PDF
0.00 байт

Особенности русской кантаты «На случай» (конец XIX - начало XX века)

Крылова В. Д.
Статья посвящена одной из разновидностей жанра кантаты кантате «на случай».
Читать PDF
0.00 байт

Кантатно-ораториальное творчество татарских композиторов (60-80-е годы XX века)

Шарипова Розалия Мугтасимовна
Развитие хорового творчества татарских композиторов закономерно привело к освоению кантатно-ораториальных и других многочастных хоровых жанров.
Читать PDF
0.00 байт

Структурные особенности светских кантат И. Брамса

Панкратова Ольга Владимировна
Основное внимание автора уделено рассмотрению влияния строфики на вокально-оркестровую музыку Брамса.
Читать PDF
0.00 байт

Фольклорно-жанровое моделирование в Кантате на народные тексты A. В. Новикова

Лескова Татьяна Владимировна
Кантата А. Новикова отразила тенденцию фольклоризма в его хоровом творчестве, став показательным явлением для современного этапа развития дальневосточного фольклорного направления.
Читать PDF
0.00 байт

Европейские культурные традиции в кантате «Ледяные песнопения» Екатерины Олёрской

Рябчикова Л.
Статья посвящена синтезирующим процессам в творчестве современного российского композитора Е. Олёрской. Автором кратко характеризуется творческий облик композитора, излагается соответствующая биографическая информация.