КАНТЕМИР Антиох Дмитриевич

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

КАНТЕМИР Антиох Дмитриевич
1708-1744), князь, поэт, дипломат. Сын Д. К. Кантемира. В 1730-е гг. посланник ("резидент") в Лондоне, посол в Париже. Просветитель-рационалист, один из основоположников русского классицизма в жанре стихотворной сатиры.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

Кантемир Антиох Дмитриевич
(1708–1744) - поэт, дипломат. Сын ученого и политического деятеля Молдавии и России Д. К. Кантемира. В детстве жил на Харьковщине. Имел прекрасное образование, учился в Петербургской Академии наук. С 1732 - посол в Великобритании, в 1738–1744 - во Франции. Один из основоположников русского классицизма и новой сатирической поэзии.

Источник: Харьков. Энциклопедический словарь.

Кантемир Антиох Дмитриевич
(1708—1744) государственный деятель, князь. В 1723 г. вместе с отцом Дмитрием Кантемиром участвовал в Персидском походе Петра I. Выступал за продолжение реформ Петра I. В 1730 г. выступил против «верховников», в поддержку Анны Ивановны. С 1738 г. полномочный представитель России в Париже. Занимался научной и литературной деятельностью.

Источник: Краткий словарь по истории.

КАНТЕМИР Антиох Дмитриевич
(1708—1744) — поэт, переводчик, дипломат. Сын господаря (правителя) Молдавии Д. К. Кантемира, который во время Прусского похода в 1711 г. переселился в Россию и стал сподвижником Петра I. Вместе с Ф. Проковичем, В. Н. Татигцевым выступил против «верховников». Посол России в Лондоне, Париже, где и умер. Автор и переводчик теоретических трактатов, поэм, басен, песен, эпиграмм. В историю русской литературы вошел как основоположник стихотворной сатиры.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

КАНТЕМИР Антиох Дмитриевич
10.09.1708 - 31.03.1744), поэт, переводчик, дипломат. Родился в Константинополе в семье господаря (правителя) Молдавии Дмитрия Кантемира, который во время Русско-турецкой войны 1711 оказался в окружении Петра I и переселился в Россию.
В 1725 Кантемир поступил на военную службу, в 1728 был произведен в поручики. В 1730 вместе с Феофаном Прокоповичем, В.Н. Татищевым и др. выступил против "верховников". В 1731 Кантемир был назначен послом в Лондон, а с 1738 - в Париж, где он и умер в 1744.
За годы дипломатической службы Кантемир проявил себя талантливым дипломатом, во время пребывания в Западной Европе интересовался французской философией, литературой, общественной мыслью, был дружен со многими передовыми людьми своего времени. Кантемир переводил, например, "Персидские письма" Монтескье, с которым был хорошо знаком. В 1730 Кантемир закончил перевод трактата Фонтенеля "Разговоры о множестве миров", в котором отстаивалась гелиоцентрическая система Коперника. Литературная и научная деятельность Кантемира отличалась многосторонностью. Он был автором теоретических трактатов, поэм, песен, басен, эпиграмм. В историю русской литературы он первым ввел жанр стихотворной сатиры, им было написано 9 сатир, в которых следование образцам европейского классицизма было обогащено русской сатирической традицией.
Кантемир видел в сатире воспитательную роль, надеясь, что ее "голая правда" поможет исправить человека и общество. Свою общественную позицию Кантемир выразил предельно четко: "Все, что я пишу, пишу по должности гражданина, отбивая то, что согражданам вредно быть может".
Л.Н. Вдовина

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Кантемир Антиох Дмитриевич
князь, дипломат, поэт, переводчик; род. 21.09.1709, Стамбул, ум. 11.04.1744, Париж.
Мл. сын молдавского князя Д.К. Кантемира (с 1710 — молдавского господаря, заключившего в апр. 1711 договор с Петром I о вхождении в состав России и о совместной борьбе против Турции), К. жил и воспитывался в России, получил блестящее домашнее образование, продолженное в школе капуцинов в Астрахани, где К. в ожидании отца, участвовавшего в Персидском походе, учился с 4.07.1722 по 14.01.1723 (здесь, вероятно, произошло знакомство К. с В.К. Тредиаковским). После отъезда семейства К. из Астрахани вместе с ними в Москву и С.-Петербург последовали капуцины Антонио Мария д’Амелия Луалда и Октавио Мария, ставшие домашними учителями К. В 1726–27 К. учился в С.-Петербурге в Академическом ун-те, с 1727 служил в лейб-гвардии Преображенском полку. Воен. службу сочетал с лит. занятиями, писал стихи, переводил соч. Н. Буало, Разговоры о множестве миров Б. Фонтенеля (изд. 1740, С.-Петербург; в 1765 книга была запрещена по требованию Синода как «противная вере и нравственности»). В 1729 К. написал 1-ю сатиру в поддержку просветительских начинаний архиеп. Феофана Прокоповича (в ней содержались выпады против обскурантизма рус. духовенства и против Камня веры Стефана Яворского). В 1730 К. посвятил Феофану 3-ю сатиру О различии страстей человеческих (последняя, 8-я сатира была написана в Париже в 1739; на рус. языке Сатиры опубл. в 1762). Оригинальные соч. К., прежде всего Сатиры, быстро распространялись в списках, высоко ценились современниками и вызывали подражания. Благодаря своим поэтическим произведениям К. по праву считается одним из основоположников рус. классицизма, наряду с В.К. Тредиаковским, М.В. Ломоносовым и А.П. Сумароковым. При этом К. был приверженцем силлабического стиха и не принял силлабо-тонической системы Тредиаковского.
После прибытия в Россию в 1728 духовника княгини И.П. Долгорукой аббата Ж. Жюбе де ла Кура, влиятельного янсениста (янсенизм), К. попал в сферу его внимания. По предложению Жюбе де ла Кура К. выполнил переводы ряда катол. сочинений, предназначавшихся для распространения в России. С этих пор и до конца жизни К. сохранял дружеские отношения с И.П. Долгорукой и ее детьми, воспитанниками Жюбе де ла Кура.
Назначенный российским представителем в Англии, К. 1.03.1732 прибыл в Лондон, где способствовал восстановлению русско-англ. дип. отношений. 18.04.1738 К. был пожалован в камергеры и назначен рос. послом во Франции; с 1741 он — тайный советник. В годы дип. службы К. переводил Анакреона, Эпиктета, Горация, Вольтера, Монтескье, в 1742–43 на основании Доказательства бытия Бога Ф. Фенелона составил трактат, известный под названием Письма о природе и человеке.
В Париже К. возобновил общение с Жюбе де ла Куром и до конца жизни поддерживал тесные связи с янсенистами, в частности, со своим другом и биографом, издателем Сатир на франц. языке, аббатом Октавианом де Гуаско. При этом К. оставался православным, что засвидетельствовано в его завещании. В 1740-х, будучи уже тяжело больным, К. добился, чтобы из России к нему прислали правосл. священника, который и напутствовал его перед смертью. Похоронен К. в Москве, в Никольском монастыре (могила не сохранилась).
Соч.: Сочинения, письма и избранные переводы. СПб., 1867–68. 2 т.; Реляции... из Лондона / С введением и прим. В.Н. Александренко. М., 1892–1903. 2 т.; Собрание стихотворений / Подготовка текста и прим. З.И. Гершковича. Л., 1956.
Лит-ра: Шимко И.И. Новые данные к биографии кн. А.Д. Кантемира. СПб., 1891; Сементковский Р.И. А.Д. Кантемир: Его жизнь и литературная деятельность. СПб., 1893; Майков Л.Н. Материалы для биографии князя А.Д. Кантемира. СПб., 1903; Радовский М.И. А. Кантемир и Петербургская Академия наук. М.–Л., 1959; Веселитский В.В. Кантемир и развитие русского литературного языка. М., 1974; Бобынэ Г.Е. Философские воззрения А. Кантемира. Кишинев, 1981; Успенский Б.А., Шишкин А.Б. Тредиаковский и янсенисты // Символ 23 (1990), 110–230; Николаев С.И. // Словарь русских писателей XVIII века. СПб., 1999, вып. 2, с. 15–21; Grasshoff H. Antioch Dmitrievic Kantemir und Westeuropa: Ein russischer Schriftsteller des 18. Jahrhunderts und seine Beziehungen zur westeuropКischen Literatur und Kunst. B., 1966.
И. Семененко-Басин

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002

Кантемир, Антиох Дмитриевич

[князь, 1708—1744] — русский сатирик XVIII в., сын молдавского господаря, переселившегося в Россию из Турции. Получил блестящее по своему времени образование, принимал живое участие в политической борьбе, отстаивая интересы служилого дворянства ("шляхетства") против "верховников". Позднее был дипломатическим представителем России за границей — резидентом в Лондоне и полномочным министром в Париже, где и умер.


К. является выразителем настроений той зарождавшейся дворянской интеллигенции, "ученой дружины" (Плеханов), которая создавалась в эпоху петровских реформ и чрезвычайно живо ощущала наступившую после смерти Петра реакцию. В творчестве этой интеллигенции (Прокопович, Татищев, К. и др.) оформляется идеология служилого класса — европеизовавшегося дворянства, — которая придает стилю ранней дворянской литературы резкий публицистический отпечаток. В творчестве К. с особой силой проявляются элементы "просветительства", выражающиеся как в проповеди просвещения, так и в нападках на темные стороны жизни тогдашнего дворянства.


Отсюда — влечение К. к сатире. К. написал 9 сатир, которые составляют основу оставленного им литературного наследства; остальные его произведения — поэма "Петрида", басни и др. — мало интересны. Каждая из его сатир ставит ту или иную серьезную общественную проблему и разрабатывает ее с большой яркостью для своего времени (недаром сочинения К., не напечатанные при его жизни, расходились в большом числе рукописных списков). Помимо своих тем — "На хулящих учение", "На зависть и гордость дворян злонравных", "На бесстыдную нахальчивость", "О воспитании", "На человеческие злонравия" и т. п. — сатиры К. интересны еще своим ярким бытовым колоритом. Невежество, низкопоклонство, жадность, лицемерие, сплетни и т. п. — все эти пороки "казнятся" К. с большой едкостью, и в этом отношении он является интересным предшественником сатирич. журн. Новикова и др. В характерных для настроения тогдашнего дворянства настойчивых указаниях К. на то, что главное в человеке — не "порода", а "выслуга", сказалось наступление среднего слуг жилого дворянства на старые боярские роды. Однако в 30-х гг. XVIII в. это политическое наступление замедлилось, возникла реакция, отразившаяся в творчестве К. пропагандой "златой умеренности" и "малых дел". Кантемир оставил также ряд переводов в прозе (Фонтенель, Монтескье) и в стихах (Гораций, Анакреонт). В последних он первый в русской литературе дал образцы безрифменного стиха.


К. сыграл некоторую роль и в развитии русского литературного яз. (им напр. введены такие слова, как "центр", "понятие", "средоточие" и др.) и стиха (он значительно приблизил силлабический стих к его переходу в силлабо-тонический, осуществленному Тредьяковским. Специальная его работа, посвященная стиху: "Письмо Харитона Макентина к приятелю о сложении стихов русских"). Сочинения его "весьма много похвалялись современниками". Столетием позднее Белинский отметил, что К. "своими стихами воздвиг себе маленький, скромный, но тем не менее бессмертный памятник".



Библиография: I. Впервые сатиры К. были напечатаны после его смерти, в 1762, в значительно искаженном виде. Лучшее изд. сочин., писем и избранных перев. К., под ред. П. А. Ефремова, со вступ. ст. В. Я. Стоюнина, в 2 тт., СПб., 1867—1868; Полн. собр. оригинальных стихотворений, со вступ. ст. В. Я. Стоюнина, в "Русской поэзии XVIII в.", под ред. С. А. Венгерова, вып. I, СПб., 1893. См. также вып. VI (стр. 146—210), где помещены подробные библиографические указания и статьи о Кантемире К. Тредьяковского, Венути, И. Баркова, Домашнева, Штелина, Новикова, Сумарокова, Карамзина, Белинского, Полевого и мн. др. Здесь же перечень изд. и пояснения к его сатирам и стихотворениям.


II. Кроме ст. о Кантемире В. Я. Стоюнина см. еще: IIIимко И., Новые данные к биографии кн. А. Д. Кантемира, СПб., 1891: Mайков Л. Н., Материалы для биографии кн. А. Д. Кантемира, СПб., 1903; Глаголева Т. М., Материалы для полн. собр. сочин. кн. А. Д. Кантемира, "Изв. Отд. русск. яз. и словесн. Академии наук", т. XI, 1906, кн. 1 и 2; Ее же, К литературной истории сатир кн. А. Д. Кантемира. Влияние Буало и Лабрюйера, там же, т. X VIII, 1913, кн. 2; Плеханов В. Г., Собр. сочин., т. XXI, М., 1925.


III. Mезьер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПб., 1902; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. II, СПб., 1910.


Л. Тимофеев.


{Лит. энц.}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Кантемир Антиох Дмитриевич

Кантемир (князь Антиох Дмитриевич) - знаменитый русский сатирик и родоначальник современной нашей изящной словесности, младший сын молдавского господаря, князя Дмитрия Константиновича и Кассандры Кантакузен, родился в Константинополе 10 сентября 1709 г. По матери он потомок византийских императоров. В отличие от своего отца, князя Константина, отец Антиоха, князь Дмитрий, всецело посвятил себя мирной деятельности, не оправдывая воинственной своей фамилии (Кантемир означает либо родственник Тимура - предки Кантемира признавали своим родоначальником самого Тамерлана, - либо кровь-железо; татарское происхождение фамилии Кантемир несомненно). Семья князя Дмитрия, в том числе и будущий сатирик, сопутствовала ему в его путешествиях и походах. Этим и объясняется, что Кантемир усвоил себе так полно дух русского языка и проявил в своих сатирах такое глубокое знание современной ему русской жизни. Первоначальными его учителями были греки, но уже на седьмом году его жизни в семью Кантемира поступил воспитателем один из наиболее даровитых студентов Заиконоспасской академии, Иван Ильинский . Князь Дмитрий Кантемир, любивший литературу и сумевший внушить эту любовь и Антиоху, в духовном завещании отказал все свое имущество тому из своих сыновей, который проявит наибольшее расположение к научным занятиям, причем он имел в виду именно Антиоха, ""в уме и науках от всех лучшего"". Действительно, остальные братья оказались людьми заурядными; вкусы Антиоха разделяла только его сестра Марья, что и послужило основанием их дружбы на всю жизнь. Переписка брата с сестрой во время продолжительного отсутствия первого из России (см. Шимко , ""Новые данные к биографии А.Д. Кантемира и его ближайших родственников"", Санкт-Петербург, 1891) бросает яркий свет на настроение этих двух людей, мягких и гуманных в такое время, когда окружавшее их общество отличалось дикостью и жестокостью. Переписка эта и в других отношениях имеет большое значение для характеристики Кантемира: она разъясняет, почему он отказался от выгодного брака с богатейшей невестой того времени, княжной Варварой Алексеевной Черкасской, дочерью влиятельного государственного человека. Причиной этому было нежелание отказаться от литературных и научных занятий. Дипломатической деятельности Кантемир посвятил себя главным образом потому, что пребывание за границей давало ему возможность расширить свое образование и в то же время освобождало его от непосредственного участия в политической борьбе, сопряженной с кознями и интригами. Любовь Кантемира к науке имела утилитарный характер, в петровском духе: он дорожил и самой наукой, и своей литературной деятельностью лишь настолько, насколько они могли приблизить Россию к благополучию, а русский народ - к счастью. Этим, главным образом, определяется значение Кантемира, как общественного деятеля и писателя. На тринадцатом году жизни он потерял отца. Домашнее образование Кантемира дополнилось кратковременным пребыванием в греко-славянской академии и в Академии Наук. Последняя оказала Кантемиру несомненную пользу. Особенно он ценил лекции Бернулли и Гросса и на всю жизнь сохранил большое расположение к математике и этике. Но своим обширным образованием он в значительной степени обязан лично себе. Еще юношей он внимательно следил за европейской литературой, по самым разнообразным отраслям знания. Об этом свидетельствуют собственноручные его пометки в календаре за 1728 г. Задаваясь, еще в ранней молодости, вопросом о средствах распространения в России знаний, пригодных для жизни, и об искоренении невежества и суеверий, он признавал наиболее важным учреждение школ и считал это задачей правительства. Прельщенный могучей деятельностью Петра , Кантемир возлагал все свои надежды на монархическую власть и очень мало рассчитывал на самостоятельный почин духовенства и дворянства, в настроении которых он усматривал явное нерасположение или даже ненависть к просвещению. В самых сильных своих сатирах он ополчается против ""дворян злонравных"" и против невежественных представителей церкви. Когда, при воцарении императрицы Анны Иоанновны , зашла речь о предоставлении политических прав дворянству (шляхетству), Кантемир решительно высказался за сохранение государственного строя, установленного Петром Великим, 1 января 1732 г. Кантемир уехал за границу, чтобы занять пост русского резидента в Лондоне. Во внутренней политической жизни России он участия более не принимал, состоя первоначально (до 1738) представителем России в Лондоне, а затем в Париже. Деятельность Кантемира, как дипломата, еще мало исследована; даже еще не издано полное собрание его реляций; пока вышел только первый том, под редакцией профессора Александренко , обнимающий первые два года дипломатической деятельности Кантемира в Лондоне (""Реляции из Лондона"", Москва, 1892). Лучшей оценкой трудов Кантемира на этом поприще являются работы Стоюнина : ""Книга А. Кантемира в Лондоне и Париже"" (""Вестник Европы"", 1867 и 1880), далеко, однако, не исчерпывающие вопроса. Автор подробно говорит о неблагоприятных условиях, которыми был окружен Кантемир, как дипломат; о недостатке материальных средств, урезывания или задержке более чем скромного жалованья, разносторонних поручениях, обременявших Кантемира (в роде ""приискания искусной прислуги"" или покупки ""езженных лошадей""), - но он недостаточно оттеняет, что Кантемир все-таки успел собрать богатый материал и давал своему правительству отчеты, поражающие широтой взгляда и всесторонней оценкой политических деятелей и условий. Литературная деятельность Кантемира началась очень рано. Уже в 1726 г. появилась его ""Симфония на Псалтирь"", составленная в подражание такому же труду Ильинского: ""На четвероевангелие"". В том же году Кантемир переводит с французского ""Некое итальянское письмо, содержащее утешное критическое описание Парижа и французов"" - книжечку, в которой осмеиваются французские нравы, уже тогда постепенно проникавшие к нам. В 1729 г. Кантемир переводит философский разговор ""Таблица Кевика - философа"", в котором выражены взгляды на жизнь, вполне соответствующие этическим воззрениям самого Кантемира. В том же году появляется и первая его сатира, столь восторженно встреченная Феофаном Прокоповичем и сразу установившая между ними самый тесный союз. Некоторые биографы стараются изобразить дело так, как будто союз между Прокоповичем и Кантемиром состоялся на почве общей вражды к Голицыну и что как Прокопович, так и Кантемир преследовали личные цели, - первый, опасаясь за свое политическое влияние, второй, негодуя на несправедливость Голицына, влиянием которого отцовское наследие, т. е. состояние в 10000 душ, досталось брату Кантемира, князю Константину Кантемиру, женившемуся на дочери князя Голицына (см. ""Древняя и Новая Россия"", 1879, том X, статью Корсакова о процессе князя Константина Кантемира с мачехой, урожденной княжной Трубецкой). На самом деле Прокопович и Кантемир не могли сочувствовать Голицыну, как представителю старой боярской партии, относившейся враждебно к реформам Петра; личные соображения играли тут весьма второстепенную роль. Это видно уже из того, что Кантемир нисколько не воспользовался своим участием в перевороте 1730 г. для личного обогащения, хотя это было бы для него не трудно. Посвящая первой сатире (характерно озаглавленной ""На хулящих учение"") восторженные стихотворения, лучшие представители нашей церкви, Прокопович и Кролик, всенародно поспешили признать, что считают тесный союз с 20-летним преображенским поручиком вполне естественным и законным, когда тот, в талантливых стихах, ополчается вместе с ними против врагов Петра и его просветительного дела. Все дальнейшие сатиры (их всего 9) составляют только более подробное развитие мыслей, изложенных в первой. Первое место в них занимает народ, с его суевериями, невежеством и пьянством, как основными причинами всех постигающих его бедствий. Подают ли высшие сословия хороший пример народу? Духовенство мало чем отличается от самого народа. Купечество думает только о том, как бы обмануть народ. Дворянство к практическому делу совершенно неспособно и не меньше народа склонно к обжорству и пьянству, а между тем признает себя лучше других сословий удивляется, что ему не хотят предоставить власть и влияние. Администрация по большей части продажна. Кантемир бичует не одних только представителей низшей администрации: вчера еще ""Макар всем болваном казался"", а сегодня он временщик, и картина сразу изменяется. Сатирик наш обращается со словом горькой правды и к представителям власти. ""Мало ж пользует тебя звать хоть сыном царским, буде в нравах с гнусным ты же равнишься псарским"". Он с большим мужеством и с необычайной для его времени силой стиха провозглашает, что ""чист быть должен, кто туда, не побледнев, всходит, куда зоркие глаза весь народ наводит"". Он считает себя и других вправе смело провозглашать такие мысли, потому что чувствует себя ""гражданином"" (это великое слово им впервые введено в нашу литературу) и глубоко сознает ""гражданский"" долг. Кантемира следует признать родоначальником нашей обличительной литературы. Он первый смеялся у нас ""смехом сквозь слезы"" (это выражение также введено им впервые в нашу литературу), и смеялся им в такое время, когда, казалось, всякое сколько-нибудь свободное слово было просто немыслимо. 1729 и 1730 были годами наибольшего расцвета таланта и литературной деятельности Кантемира. Он не только написал в этот период свои наиболее выдающиеся сатиры (первые 3) но и перевел книгу Фонтенеля ""Разговоры о множестве миров"", снабдив ее подробными комментариями. Перевод этой книги составил своего рода литературное событие, потому что выводы ее коренным образом противоречили суеверной космографии русского общества. При Елизавете Петровне она была запрещена, как ""противная вере и нравственности"". Кроме того, Кантемир переложил несколько псалмов, начал писать басни, а в посвящениях своих сатир проложил путь позднейшим знаменитым составителям од, причем, однако, не скупился на сатирические замечания для выяснения тех надежд, которые русский ""гражданин"" возлагает на представителей власти. Такой же характер имеют и его басни. Он же впервые прибег к ""эзоповскому языку"", говоря о себе в эпиграмме ""На Эзопа"", что ""не прям будучи, прямо все говорит знаю"", и что ""много дум исправил я, уча правду ложно"". После переезда за границу Кантемир, за исключением разве первых трех лет, продолжал обогащать русскую литературу новыми оригинальными и переводными произведениями. Он писал лирические песни, в которых давал выражения своему религиозному чувству или восхвалял науку, знакомил русскую читающую публику с классическими произведениями древности (Анакреона, К. Непота, Горация, Эпиктета и других), продолжал писать сатиры, в которых выставлял идеал счастливого человека или указывал на здравые педагогические приемы (сатиры, VIII), предрешая, до известной степени, задачу, осуществленную впоследствии Бецким; указывал и на идеал хорошего администратора, озабоченного тем, чтобы ""правда цвела в пользу люду"", чтобы ""страсти не качали весов"" правосудия, чтобы ""слезы бедных не падали на землю"" и усматривающего ""собственную пользу в общей пользе"" (письмо к князю Н.Ю. Трубецкому ). Он переводил и современных ему писателей (например ""Персидские письма"" Монтескье), составил руководство к алгебре и рассуждение о просодии. К сожалению, многие из этих трудов не сохранились. В письме о ""сложении стихов русских"" он высказывается против господствовавшего у нас польского силлабического стиха и делает попытку заменить его тоническим, более свойственным русскому языку. Наконец, он пишет и религиозно-философское рассуждение, под заглавием ""Письма о природе и человеке"", проникнутое глубоким религиозным чувством человека, стоящего на высоте образованности. Мучительная смерть очень рано прервала эту кипучую деятельность. Кантемир скончался 31 марта 1744 г., в Париже, и погребен в Московском Никольском греческом монастыре. Литература, посвященная Кантемиру, еще невелика. К собранию его сочинений, вышедшему под редакцией П.А. Ефремова , приложена биография Кантемира, составленная Стоюниным. Самой обстоятельной критической статьей о Кантемире все еще остается статья Дудышкина , помещенная в ""Современнике"" (1848). Свод всего написанного о Кантемире и попытку самостоятельного освещения его политической и литературной деятельности у Сементковского : ""А.Д. Кантемир, его жизнь и литературная деятельность"" (Санкт-Петербург, 1893 г.; биографическая библиотека Ф.Ф. Павленкова ) и ""Родоначальник нашей обличительной литературы"" (""Исторический Вестник"", март, 1894). Сатиры Кантемира переведены аббатом Венути на французский язык) ""Satures du pr. Cantemir"", 1746) и Шпилькером на немецкий (""Freie Uebersetzung der Saturen des Pr. Kantemir"", Берлин, 1852). Р. Сементковский.

Источник: Биографический словарь. 2008

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
390.97 кб

Антиох Дмитриевич Кантемир

Мосионжник Леонид
В статье рассказывается о сыне молдавского господаря Дмитрия Кантемира Антиохе Кантемире, русском дипломате и поэте.
Читать PDF
734.59 кб

Князь Антиох Дмитриевич Кантемир -русский дипломат, поэт и философ. (к 310-летию со дня рождения)

Турилова С.Л., Орлов А.А.
Статья посвящена изучению жизни и деятельности выдающего русского дипломата, поэта-сатирика и философа князя Антиоха Дмитриевича Кантемира (1708-1744).

Похожие термины:

  • Кантемир, Антиох Дмитриевич, князь

    1711 - 1744) - первый русский сатирик, был одним из образованнейших людей своего века, долго жил в Париже, завязал здесь сношения со многими выдающимися людьми того времени, был в переписке с Вольтером, м