Кантик
Кантик
(лат. canticum — песня, напев), вокальная партия в рим. комедии, которая в отличие от декламируемого текста (diverbium — разговор, диалог), исполнялась в сопровождении флейты как ария или речитатив. К. (в искусной метрич. форме) был введен в комедию Плавтом, что придало постановкам характер комич. оперы.
Источник: Словарь античности. 1989
Кантик
лат. cano - петь)
муз. эпизод в комедиях Плавта в форме арий актеров, их дуэтов и терцетов. К. Плавта, в отл. от ямбических частей его комедий, написаны разнообраз. и сложными размерами и могут быть сопоставлены с лирич. партиями др.-гр. драмы, муз. элемент которой почти изжит в «новой» аттич. комедии, Сочетание актерской игры с К., иногда даже не связанными с осн. сюжетной линией пьесы, опиралось в рим. комедии, вер., как на местную италийскую традицию, так и на театр, практику эпохи эллинизма.
И.У.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
муз. эпизод в комедиях Плавта в форме арий актеров, их дуэтов и терцетов. К. Плавта, в отл. от ямбических частей его комедий, написаны разнообраз. и сложными размерами и могут быть сопоставлены с лирич. партиями др.-гр. драмы, муз. элемент которой почти изжит в «новой» аттич. комедии, Сочетание актерской игры с К., иногда даже не связанными с осн. сюжетной линией пьесы, опиралось в рим. комедии, вер., как на местную италийскую традицию, так и на театр, практику эпохи эллинизма.
И.У.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
КАНТИК
• Cant?cum,
Так назывался в римской комедии и трагедии, а также и в мимах род монолога, передававшегося речитативом под аккомпанимент флейты, и притом так, что актер, ввиду того что исполнение этой сцены требовало усиленной мимики и большого напряжения тела, часто только играл немую роль, а рецитацию и пение предоставлял другому лицу, которому аккомпанировал игрок на флейте. В этой части римской драмы преобладало выражение сильных страстей и чувств. Между тем как диалог (diverbium) почти всегда состоял из ямбических сенаров, метры в К. часто менялись. Даже в рукописях обе эти партии отмечались особенными знаками. В позднейшее время К. пелись даже одни и отдельно от драмы. ср.: G. Hermann, de canticis in Roman, fab. scenicis (Qpusc. I, 290 сл.). Ritschi, canticum und diverbium bei Plautus (Rhein. Mus. 26, 599 сл. 27, 187 сл.). ср. также Comoedia, Комедия.
Так назывался в римской комедии и трагедии, а также и в мимах род монолога, передававшегося речитативом под аккомпанимент флейты, и притом так, что актер, ввиду того что исполнение этой сцены требовало усиленной мимики и большого напряжения тела, часто только играл немую роль, а рецитацию и пение предоставлял другому лицу, которому аккомпанировал игрок на флейте. В этой части римской драмы преобладало выражение сильных страстей и чувств. Между тем как диалог (diverbium) почти всегда состоял из ямбических сенаров, метры в К. часто менялись. Даже в рукописях обе эти партии отмечались особенными знаками. В позднейшее время К. пелись даже одни и отдельно от драмы. ср.: G. Hermann, de canticis in Roman, fab. scenicis (Qpusc. I, 290 сл.). Ritschi, canticum und diverbium bei Plautus (Rhein. Mus. 26, 599 сл. 27, 187 сл.). ср. также Comoedia, Комедия.