• Capella,
см. Marcianus, Маркиан.
Капелла
КАПЕЛЛА
Капелла
позднелат. capella — часовня).
1) Католич. часовня, домашняя церковь в замках и дворцах для частных богослужений или отдельная молельня, помещение в боковом нефе храма для молитв одной семьи.
2) Хор певчих.
1) Католич. часовня, домашняя церковь в замках и дворцах для частных богослужений или отдельная молельня, помещение в боковом нефе храма для молитв одной семьи.
2) Хор певчих.
Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999
Капелла
лат. capella) – 1) католическая часовня: небольшое отдельное сооружение или помещение в храме (в боковом нефе) для молитв одной семьи, хранения реликвий и т.д.; 2) хор певчих, с XVIII в. также смешанный ансамбль из певцов и исполнителей на музыкальных инструментах.
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
Капелла
храм с алтарной частью, в центре полукружия которого помещалась гробница с мощами мученика, служившая престолом. В настоящее время капелла (итал. capella - часовня) - небольшое культовое сооружение для частных богослужений, молитв и хранения религиозных реликвий в католических и англиканских церквях.
Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов
КАПЕЛЛА
(ит. Сappella — часовня) — в католической и англиканской храмовой архитектуре небольшое сооружение или помещение в храме или боковом нефе для молитв членов одного семейства, хранения релик-вий и других целей. Они строились в замках и дворцах, а также как отдельно стоящие здания. Капеллой может быть также домовая церковь или придел церкви. В больших храмах капеллы часто расположены в боковых нефах вдоль стен храма. В отличие от храма в ней отсутствует алтарь.
КАПЕЛЛА
католическая или англиканская часовня: небольшое отдельное сооружение или помещение в храме, в боковом нефе, в обходе хора, для молитв одной семьи, хранения реликвий и т. д. А также хор певчих — от названия часовни или церковного придела, где пел хор. Кроме того, коллектив исполнителей-инструменталистов. С XVIII в. также смешанный ансамбль из певцов и исполнителей на музыкальных инструментах. В современном значении К. называют обычно хор без музыкального сопровождения, а также концертный зал, в котором он выступает, например академическая К. в С.-Петербурге.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Капелла
позднелат. capella, cappella, итал. cappella, от лат. cappa) — 1) распространенное в искусствоведении и церк. археологии название часовни (гл. обр. в Зап. Европе), расположенной в королевской или епископской резиденции, в церк. здании или частном доме, либо представляющей собой отд. здание; 2) название муз. ансамбля.
1) В VII в. К. было названо особое помещение, построенное королями из династии Меровингов для почитаемой реликвии св. Мартина Турского — его плаща (cappa). В К. королевского дворца в Париже помимо этой реликвии хранились инсигнии власти, гос. сокровища, архив и печать.
Для раннехрист. времени К. принято называть помещения, связанные с почитанием мощей мучеников и святых. К. в ср.-век. церквях, часто в боковых нефах, с захоронениями отд. лиц или семей, служили выражением частного благочестия. Существуют также К. паломнические, кладбищенские, вотивные (связанные с к.-л. обетом или благодарением), крещальные. Они располагались в монастырях, частных домах, ун-тах, при воинских частях, больницах и т.д.
Раннехрист. мемориальные К., прямоугольные в плане, часто с апсидой, примыкали к церкви или составляли ее часть, иногда размещались вблизи алтаря. Их характерная черта — наличие саркофага, гробницы или реликвария. К. украшались росписями и рельефами. В Средние века богато украшенные К. составляли часть интерьера больших романских и готических церквей в Германии и Франции. Они располагались в криптах под алтарной частью, у продольных стен в виде глубоких ниш, открытых в неф, или в виде «венца» К., радиально отходящих от апсиды (Кельнский собор и др.). В соборе Св. Петра в Риме вдоль продольных стен и в трансепте расположено несколько К. (в одной из них находится скульптурная группа Пьета работы Микеланджело). Такое размещение К. типично для западноевроп. Средневековья. Особое место занимает Сикстинская К., построенная Джованнино де Дольчи по заказу Папы Сикста IV, — большой сводчатый зал, в котором в т.ч. проходит конклав; потолок ее расписал Микеланджело по заказу Папы Юлия II (1508–12), стены украшены росписями Боттичелли, Гирландайо, Перуджино и др. мастеров эпохи Возрождения.
К. входили также в состав дворцовых комплексов, обычно в виде обширного прямоугольного зала, нередко с алтарным выступом, иногда с хорами в зап. части; в некоторых случаях К. занимали верхние этажи в башнях. Дворцовые К. правителей как самостоятельные здания распространились с IX–X вв., они могут быть монументальными, 2- и 3-нефными, или сложного плана. 2-этажная Сент-Шапель («Святая Капелла», освящена в 1248) в Париже, построенная при франц. короле Людовике IX, — выдающийся образец готического искусства, на ее витражах изображены 1134 сцены из Библии. Дворцовая К. имп. Карла Великого (796–814) в Ахене (Зап. Германия) — обширная купольная ротонда, сохранившаяся в перестроенном виде.
2) В Средние века название «К.» распространилось на группу музыкантов, обычно располагавшихся в боковом помещении храма. Вначале группа музыкантов исполняла только церк. музыку без инструментального сопровождения (итал. a cappella), позже возникли ансамбли инструментальной музыки (напр., военная К.). Папская муз. К. является древнейшей; как ансамбль профессиональных музыкантов с капельмейстером во главе (magister capellae) она была создана в 1336 при Папе Бенедикте XII в Авиньоне. Со 2-й пол. XV в. появились дворцовые К. в Вене, Неаполе, Милане и др. городах. В России придворная певческая К. существовала с XVIII в.
Лит-ра: DACL 3, 381–399, 406–428; EC 3, 697–706; Holzinger W. Romanische Turm-Kapellen. Aachen, 1962; Binding G., Leuchtmann H., Haider S. // Lexikon des Mittelalters. MЯ.–ZЯrich, 1991, S. 931–934; LThK 5, 1209; Donceel–VoЮte P. L’inОvitable chapelle des martyrs: Identification // Martyrium in Multidisciplinary Perspective: Memorial L. Reekmans. Lv., 1995; Mackie G. Early Christian Chapels in the West: Decoration, Function and Patronage. Toronto–L., 2003.
Л. Хрушкова
1) В VII в. К. было названо особое помещение, построенное королями из династии Меровингов для почитаемой реликвии св. Мартина Турского — его плаща (cappa). В К. королевского дворца в Париже помимо этой реликвии хранились инсигнии власти, гос. сокровища, архив и печать.
Для раннехрист. времени К. принято называть помещения, связанные с почитанием мощей мучеников и святых. К. в ср.-век. церквях, часто в боковых нефах, с захоронениями отд. лиц или семей, служили выражением частного благочестия. Существуют также К. паломнические, кладбищенские, вотивные (связанные с к.-л. обетом или благодарением), крещальные. Они располагались в монастырях, частных домах, ун-тах, при воинских частях, больницах и т.д.
Раннехрист. мемориальные К., прямоугольные в плане, часто с апсидой, примыкали к церкви или составляли ее часть, иногда размещались вблизи алтаря. Их характерная черта — наличие саркофага, гробницы или реликвария. К. украшались росписями и рельефами. В Средние века богато украшенные К. составляли часть интерьера больших романских и готических церквей в Германии и Франции. Они располагались в криптах под алтарной частью, у продольных стен в виде глубоких ниш, открытых в неф, или в виде «венца» К., радиально отходящих от апсиды (Кельнский собор и др.). В соборе Св. Петра в Риме вдоль продольных стен и в трансепте расположено несколько К. (в одной из них находится скульптурная группа Пьета работы Микеланджело). Такое размещение К. типично для западноевроп. Средневековья. Особое место занимает Сикстинская К., построенная Джованнино де Дольчи по заказу Папы Сикста IV, — большой сводчатый зал, в котором в т.ч. проходит конклав; потолок ее расписал Микеланджело по заказу Папы Юлия II (1508–12), стены украшены росписями Боттичелли, Гирландайо, Перуджино и др. мастеров эпохи Возрождения.
К. входили также в состав дворцовых комплексов, обычно в виде обширного прямоугольного зала, нередко с алтарным выступом, иногда с хорами в зап. части; в некоторых случаях К. занимали верхние этажи в башнях. Дворцовые К. правителей как самостоятельные здания распространились с IX–X вв., они могут быть монументальными, 2- и 3-нефными, или сложного плана. 2-этажная Сент-Шапель («Святая Капелла», освящена в 1248) в Париже, построенная при франц. короле Людовике IX, — выдающийся образец готического искусства, на ее витражах изображены 1134 сцены из Библии. Дворцовая К. имп. Карла Великого (796–814) в Ахене (Зап. Германия) — обширная купольная ротонда, сохранившаяся в перестроенном виде.
2) В Средние века название «К.» распространилось на группу музыкантов, обычно располагавшихся в боковом помещении храма. Вначале группа музыкантов исполняла только церк. музыку без инструментального сопровождения (итал. a cappella), позже возникли ансамбли инструментальной музыки (напр., военная К.). Папская муз. К. является древнейшей; как ансамбль профессиональных музыкантов с капельмейстером во главе (magister capellae) она была создана в 1336 при Папе Бенедикте XII в Авиньоне. Со 2-й пол. XV в. появились дворцовые К. в Вене, Неаполе, Милане и др. городах. В России придворная певческая К. существовала с XVIII в.
Лит-ра: DACL 3, 381–399, 406–428; EC 3, 697–706; Holzinger W. Romanische Turm-Kapellen. Aachen, 1962; Binding G., Leuchtmann H., Haider S. // Lexikon des Mittelalters. MЯ.–ZЯrich, 1991, S. 931–934; LThK 5, 1209; Donceel–VoЮte P. L’inОvitable chapelle des martyrs: Identification // Martyrium in Multidisciplinary Perspective: Memorial L. Reekmans. Lv., 1995; Mackie G. Early Christian Chapels in the West: Decoration, Function and Patronage. Toronto–L., 2003.
Л. Хрушкова
Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002