Капелла

Найдено 7 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КАПЕЛЛА
   • Capella,
         см. Marcianus, Маркиан.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Капелла
позднелат. capella — часовня).
1) Католич. часовня, домашняя церковь в замках и дворцах для частных богослужений или отдельная молельня, помещение в боковом нефе храма для молитв одной семьи.
2) Хор певчих.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999

Капелла
лат. capella) – 1) католическая часовня: небольшое отдельное сооружение или помещение в храме (в боковом нефе) для молитв одной семьи, хранения реликвий и т.д.; 2) хор певчих, с XVIII в. также смешанный ансамбль из певцов и исполнителей на музыкальных инструментах.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

Капелла
храм с алтарной частью, в центре полукружия которого помещалась гробница с мощами мученика, служившая престолом. В настоящее время капелла (итал. capella - часовня) - небольшое культовое сооружение для частных богослужений, молитв и хранения религиозных реликвий в католических и англиканских церквях.

Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов

КАПЕЛЛА
(ит. Сappella — часовня) — в католической и англиканской храмовой архитектуре небольшое сооружение или помещение в храме или боковом нефе для молитв членов одного семейства, хранения релик-вий и других целей. Они строились в замках и дворцах, а также как отдельно стоящие здания. Капеллой может быть также домовая церковь или придел церкви. В больших храмах капеллы часто расположены в боковых нефах вдоль стен храма. В отличие от храма в ней отсутствует алтарь.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

КАПЕЛЛА
католическая или англиканская часовня: небольшое отдельное сооружение или помещение в храме, в боковом нефе, в обходе хора, для молитв одной семьи, хранения реликвий и т. д. А также хор певчих — от названия часовни или церковного придела, где пел хор. Кроме того, коллектив исполнителей-инструменталистов. С XVIII в. также смешанный ансамбль из певцов и исполнителей на музыкальных инструментах. В современном значении К. называют обычно хор без музыкального сопровождения, а также концертный зал, в котором он выступает, например академическая К. в С.-Петербурге.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Капелла
позднелат. capella, cappella, итал. cappella, от лат. cappa) — 1) распространенное в искусствоведении и церк. археологии название часовни (гл. обр. в Зап. Европе), расположенной в королевской или епископской резиденции, в церк. здании или частном доме, либо представляющей собой отд. здание; 2) название муз. ансамбля.
1) В VII в. К. было названо особое помещение, построенное королями из династии Меровингов для почитаемой реликвии св. Мартина Турского — его плаща (cappa). В К. королевского дворца в Париже помимо этой реликвии хранились инсигнии власти, гос. сокровища, архив и печать.
Для раннехрист. времени К. принято называть помещения, связанные с почитанием мощей мучеников и святых. К. в ср.-век. церквях, часто в боковых нефах, с захоронениями отд. лиц или семей, служили выражением частного благочестия. Существуют также К. паломнические, кладбищенские, вотивные (связанные с к.-л. обетом или благодарением), крещальные. Они располагались в монастырях, частных домах, ун-тах, при воинских частях, больницах и т.д.
Раннехрист. мемориальные К., прямоугольные в плане, часто с апсидой, примыкали к церкви или составляли ее часть, иногда размещались вблизи алтаря. Их характерная черта — наличие саркофага, гробницы или реликвария. К. украшались росписями и рельефами. В Средние века богато украшенные К. составляли часть интерьера больших романских и готических церквей в Германии и Франции. Они располагались в криптах под алтарной частью, у продольных стен в виде глубоких ниш, открытых в неф, или в виде «венца» К., радиально отходящих от апсиды (Кельнский собор и др.). В соборе Св. Петра в Риме вдоль продольных стен и в трансепте расположено несколько К. (в одной из них находится скульптурная группа Пьета работы Микеланджело). Такое размещение К. типично для западноевроп. Средневековья. Особое место занимает Сикстинская К., построенная Джованнино де Дольчи по заказу Папы Сикста IV, — большой сводчатый зал, в котором в т.ч. проходит конклав; потолок ее расписал Микеланджело по заказу Папы Юлия II (1508–12), стены украшены росписями Боттичелли, Гирландайо, Перуджино и др. мастеров эпохи Возрождения.
К. входили также в состав дворцовых комплексов, обычно в виде обширного прямоугольного зала, нередко с алтарным выступом, иногда с хорами в зап. части; в некоторых случаях К. занимали верхние этажи в башнях. Дворцовые К. правителей как самостоятельные здания распространились с IX–X вв., они могут быть монументальными, 2- и 3-нефными, или сложного плана. 2-этажная Сент-Шапель («Святая Капелла», освящена в 1248) в Париже, построенная при франц. короле Людовике IX, — выдающийся образец готического искусства, на ее витражах изображены 1134 сцены из Библии. Дворцовая К. имп. Карла Великого (796–814) в Ахене (Зап. Германия) — обширная купольная ротонда, сохранившаяся в перестроенном виде.
2) В Средние века название «К.» распространилось на группу музыкантов, обычно располагавшихся в боковом помещении храма. Вначале группа музыкантов исполняла только церк. музыку без инструментального сопровождения (итал. a cappella), позже возникли ансамбли инструментальной музыки (напр., военная К.). Папская муз. К. является древнейшей; как ансамбль профессиональных музыкантов с капельмейстером во главе (magister capellae) она была создана в 1336 при Папе Бенедикте XII в Авиньоне. Со 2-й пол. XV в. появились дворцовые К. в Вене, Неаполе, Милане и др. городах. В России придворная певческая К. существовала с XVIII в.
Лит-ра: DACL 3, 381–399, 406–428; EC 3, 697–706; Holzinger W. Romanische Turm-Kapellen. Aachen, 1962; Binding G., Leuchtmann H., Haider S. // Lexikon des Mittelalters. MЯ.–ZЯrich, 1991, S. 931–934; LThK 5, 1209; Donceel–VoЮte P. L’inОvitable chapelle des martyrs: Identification // Martyrium in Multidisciplinary Perspective: Memorial L. Reekmans. Lv., 1995; Mackie G. Early Christian Chapels in the West: Decoration, Function and Patronage. Toronto–L., 2003.
Л. Хрушкова

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
130.57 кб

Русское хоровое общество и церковно-певческая капелла

Сабадышина Е. М.
Данная статья посвящена вопросу взаимодействия Русского хорового общества и церковно-певческой капеллы (бывшего церковного хора Н. А. Смирнова) в 1882-1888 гг.
Читать PDF
20.60 мб

Народная академическая хоровая капелла Дворца культуры им. И. В. Окунева «Уралвагозавода» города Ниж

Карабатов Р.П.
В статье рассматривается многолетний опыт творческой деятельности хоровой капеллы «Уралвагонзавода» города Нижнего Тагила.
Читать PDF
161.75 кб

Капелла Медичи, аллегории Времен суток: попытка новой интерпретации

Костыря Максим Алексеевич
Статья посвящена Капелле Медичи Микеланджело (1475-1564). Один из наиболее значительных ансамблей эпохи Возрождения рассматривается в связи с воззрениями Платона, Данте и Савонаролы.
Читать PDF
466.76 кб

УТЕШЕНИЕ САТИРОЙ: МАРЦИАН КАПЕЛЛА КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИСТОЧНИК ДЛЯ СЕВЕРИНА БОЭЦИЯ

Шахов Юрий Александрович
В статье предлагаются аргументы в пользу того, что «Бракосочетание Филологии и Меркурия» Марциана Капеллы послужило одним из важных литературных источников для «Утешения философией» Боэция.
Читать PDF
238.55 кб

Из истории придворной певческой капеллы в Таганроге (1825-1862)

Вальченко Альвина Викторовна
Читать PDF
377.78 кб

Воспоминания французского капеллана о Сибири (1918-1919 гг. )

Данилова Ольга Сергеевна
Анализируются путевые записки французского капеллана Альбера Грасье, написанные во время пребывания его в Сибири.
Читать PDF
686.02 кб

Двойная субординация военного капеллана. Конституционно-правовой анализ

Татьяна Михайловна Челпанова
Статья посвящена анализу конституционно-правовой природы военных капелланств и их деятельности.
Читать PDF
6.14 мб

«КУРТУАЗНАЯ ЛЮБОВЬ» У А. КАПЕЛЛАНА И ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ В ИСПАНСКИХ ТРАКТАТАХ XV в.

Наталья Александровна Пастушкова
В статье анализируется представление о «куртуазной любви», получившее теоретическое выражение и обоснование в латинском трактате Андрея Капеллана: происхождение, виды, эпитеты и т.п.
Читать PDF
860.30 кб

ЭВОЛЮЦИЯ ИНСТИТУТА ТЮРЕМНЫХ КАПЕЛЛАНОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Толченкин Дмитрий Александрович
В статье рассмотрен вопрос становления института тюремного служения, в том числе в России. Идея исправления развилась из христианской заповеди посещать заключенных и заботиться о спасении душ грешников.
Читать PDF
164.38 кб

Служба военных пастырей: если хочешь стать военным капелланом... Рецензия на книгу Т.М. Челпановой «

Петр Владимирович Петрий
Данная публикация посвящена рецензированию книги Т.М. Челпановой «Зарубежный опыт регулирования правового статуса и деятельности военных капелланов» (М.: Буки Веди, 2018).
Читать PDF
67.93 кб

Военное капелланство (на примере США и Великобритании)

Айсин Камиль Надирович
Статья освещает специфику работы института военного капелланства на примере армий США и Великобритании.
Читать PDF
503.85 кб

Иконография женской процессии в капелле Исхода (некрополь Эль-Багават, Египет). Источники и параллел

Куватова Валерия Зуфаровна
Статья посвящена особенностям иконографии сцены процессии женщин, входящей в живописный ансамбль так называемой «капеллы Исхода» (раннехристианского мавзолея IV в. из некрополя Эль-Багават в египетском оазисе Харга).
Читать PDF
59.21 мб

Пространство и время с точки зрения вечности на фресках Джотто в капелле Скровеньи и мозаиках Кахрие

Ходаковская Анастасия Евгеньевна, Деревянченко Екатерина Игоревна
Связь, сходства и различия между способами символического мышления восточной и западной ветвей христианства рассматриваются на примере и в сравнении особенностей композиции и содержания изобразительных циклов (евангельской истории
Читать PDF
0.00 байт

2014. 03. 009. Капеллер Я. , Волькенштейн Ф. Основания солидарности: от свободы к лояльности[73]. Ka

Долгов А.Ю.
Читать PDF
0.00 байт

Выступление марийской хоровой капеллы в Москве в 1936 г

Цыкина Юлия Юрьевна
В статье рассматривается выступление Марийской хоровой капеллы и его грамзапись в Москве в 1936 г. в рамках 15-летнего юбилея Марийской автономной области.

Похожие термины:

  • Красная капелла

    подпольная антифашистская организация Сопротивления в Берлине. Создана в 1938-1939 гг. Руководители — X. Шульце-Бойзен и А. Харнак. В 1942 г. раскрыта гестапо. Многие члены организации казнены.
  • Марциан Капелла

    др.-рим. писатель 5 в., уроженец Сев. Африки. М. К. — автор энциклопедии в 9 кн. («Бракосочетание Филологии и Меркурия»), включ. грамматику, диалектику (в антич. смысле — иск-во вести бе-седу), риторику, ге
  • Капелла Никколина

    итал. Capella Niccolina) — небольшое помещение (6,6 ? 4 м) в одном из старейших помещений Апостолического дворца, в башне папы Иннокентия III (XIII век), первоначально служила личной капеллой папы Николая V. Капелл
  • СИКСТИНСКАЯ КАПЕЛЛА

    в Риме, бывшая домовая церковь в Ватикане (1473 — 1481), ныне музей, выдающийся памятник Возрождения.
  • КАПЕЛЛАН

    священник при капелле (часовне), а также помощник приходского священника в католич. церкви; военный священник.
  • Роте капелле

    Rote Kapelle), антинацистская подпольная организация в Германии. См.
  • Капеллер, Ренат Март

    д-р мед. (Ставрополь), р. 1846. {Венгеров}
  • Капеллис, граф

    1799 г. 2-й контр-адмирал синего флага Балтийского флота (по приказу 30 янв. 1799 г.). {Половцов}
  • Капелли, Алоизий

    — родом итальянец, доктор прав и философии, занимал кафедру права гражданского и канонического в Пизанском университете (1797—1801 гг.); по оставлении кафедры служил чиновником во Флоренции и Вольтер
  • Капелли, Людовик Викентьевич

    профессор гражд. и уголовного права в Виленском университете (до 1823 г.). {Половцов}
  • Бьянка Капелло

    Самая красивая венецианка своего времени. Почти четверть века за этой женщиной с пристальным вниманием следил весь мир. Шестнадцатилетняя красавица Бьянка встретила в одном из церковных коридор
  • Капелло Романо

    итал. cappello romano — буквально «римская шляпа») или сатурно (итал. saturno; потому что шляпа своим видом напоминает планету Сатурн) — круглая шляпа с широкими полями и полусферической тульей, носимая като