Капитализм

Найдено 11 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Капитализм
общественная формация, строй, основанный на частной собственности на орудия и средства производства, системе свободного предпринимательства и наемного труда.

Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018

КАПИТАЛИЗМ
система экономических и социальных отношений, основанная на частной собственности на средства производства (фабрики, заводы, земля) и др. средства получения прибыли (дохода), а также на использовании труда вольнонаемных работников.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

Капитализм
тип общества, основанный на частной собственности, рыночной экономике и демократических институтах. В разных течениях общественной мысли определяется как система свободного предпринимательства, этап развития индустриального общества, а современная ступень капитализма - как смешанная экономика, постиндустриальное общество, информационное общество и др. В марксизме капитализм - общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности на средства производства и эксплуатации капиталом наемного труда.

Источник: Исторический словарь

Капитализм
общественный строй, основанный на развитой частной собственности, рыночных отношениях, наемном труде. Зародился в XVI в., а окончательно утвердился в результате буржуазных революций на Западе в XVII - XVIII, XIX вв. Сыграл прогрессивную роль, обеспечив быстрое развитие производительных сил, технический прогресс, рост культуры. Для современного капитализма характерно господство монополий, он всячески пытается разрешить социальные противоречия, приспособится к современным условиям развития. В марксистской теории – общественно-экономическая формация, следующая за феодализмом.
 

Источник: Краткий исторический словарь

Капитализм
форма экономического развития, которая характеризуется следующими главными чертами:
1. орудия производства окончательно становятся собственностью небольшой сравнительно группы лиц, хозяев -"капиталистов";
2. производство принимает товарный характер: все изделия изготовляются на рынок с многочисленными его посредниками - торговцами;
3. разделение труда, применение машин и механических двигателей достигает высшей степени развития;
4. в обращении ценностей деньги приобретают преобладающее значение;
5. регулятором производства является рынок с его колебаниями спроса и предложения.

Источник: Исторические термины: краткий глоссарий

КАПИТАЛИЗМ
общественный строй, экономическая формация, основанная на частной собственности и использовании буржуазией наемного труда рабочих. По мнению идеологов либерального направления, сменился индустриальным и постиндустриальным обществом, впитавшим в себя достижения и преимущества социализма. По мнению марксистов неминуемо сменится социализмом как первой фазой коммунистического общества без эксплуатации человека человеком. События начала 90-х гг. XX в. привели к распаду мирового социалистического содружества, большинство стран Восточной Европы и часть бывших советских республик встали на путь К. развития.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Капитализм
общество, основанное на частной собственности на орудия и средства производства, находящиеся в руках у буржуазии(капиталистов) и использующих наемный труд. В борьбе с феодализмом буржуазия сыграла революционную роль, возглавив буржуазные революции XVII – XVIII вв., а затем в XIX в. Капитализм значительно развил производительные силы, усовершенствовал технический прогресс, привел к росту культуры. Прошел домонополистическую стадию господства свободной конкуренции, с конца XIX в. вступил в монополистическую стадию(империализм). Пытается решать острые социальные противоречия, приспособляясь к современным условиям развития общества.

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

Капитализм
Капитализм (capitalism), эконом, система, основанная на частной собственности, когда ср-ва произ-ва, распределения и обмена находятся в руках отд. лиц или корпораций и управляются ими. Эта система постепенно развивалась в Европе в течение 16-19 вв. Сначала кап. отношения проявились в банковском деле и торговле, а после промышленной революции - ив пром. произ-ве. При более развитых формах К., основанных на принципе принятия решений частными предпринимателями, участие гос-ва в эконом, политике сводится к минимуму, т.е. К. предполагает свободную торговлю, хотя капиталисты иногда обращаются за помощью к гос-ву, чтобы оно защитило их от иностр. конкуренции (т.н. протекционизм). В 20 в. развитие кап. стран шло разными путями. В Зап. Европе, напр., их экономика развивается в направлении создания государства всеобщего благоденствия, или народного К. Этот К. может допустить в опред. степени (на основании теории Дж.М. Кейнса) вмешательство гос-ва в экономику, как, напр., в период "Нового курса", провозглашенного Ф.Д. Рузвельтом в США. Др. путь развития -"смешанная экономика", при к-рой отд. отрасли произ-ва или сферы услуг национализированы, а все остальное находится в частных руках. В 20 в., особенно после 2-й мировой войны, стали возникать транснац. корпорации, не знающие гос. границ, к-рые нередко контролируют целые отрасли в малых и ср. странах. После краха коммунизма в 80-х гг. регулируемая кап. экономика превратилась в осн. способ мировой производственной деятельности.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

КАПИТАЛИЗМ
Слово капитал появилось в XII-XIII вв. в Италии в значении «ценности», «запас товаров», «деньги, приносящие процент» (от лат. caput-голова). Оно распространилось в этом значении по всей Европе. В Голландии в XVII в. на его основе возникло слово «капиталист», т.е. обладатель капитала. Только в 50-х гг. XIX в. появилось слово К., но оно мало использовалось. Карл Маркс, написавший «Капитал», не применил его. Однако именно его последователи-марксисты-придали этому слово идеологический смысл. Капитализмом они назвали общественный строй, основанный на частной собственности на средства производства и эксплуатации наемного труда, который утвердился после промышленной революции в странах Запада. Этот строй ими рассматривался как внутренне противоречивый, уже в «Манифесте Коммунистической партии» Карл Маркс и Фридрих Энгельс, не называя этот строй капитализмом, сделали вывод, что он исчерпал свои возможности и ему на смену идет новый общественный строй-социализм, основанный на общественной собственности и отсутствии эксплуатации. Его создание на развалинах К. и было объявлено задачей рабочего класса и созданных им партий. Термин этот в итоге потерял всякое научное значение. Чтобы вернуть ему это значение, надо исходить из признания К. всякой деятельности, связанной с использованием денег в качестве приносящего доход капитала. Для появления К. поэтому необходимо наличие товарно-денежных отношений. Но этого мало. Чтобы собственник денег стал капиталистом, т.е. пустил их в дело, заставил работать, он должен быть уверен, что, совершив эту работу, деньги вернутся именно к нему. Иначе говоря, нужны относительно прочные государственно-правовые гарантии частной собственности. Из всех известных цивилизаций исторически эти гарантии выработали античная цивилизация и европейская. Для остальных цивилизаций было характерно соединение в одном лице политического властелина и верховного собственника. В этом случае не возникало сколь-нибудь устойчивых гарантий неприкосновенности частной собственности. Поэтому современный К.-это продукт развития европейской цивилизации, а его распространение по миру-следствие экспансии европейских народов. Наиболее традиционными формами К. были торговый и банковский. К. постоянно пытался пробиться в сельское хозяйство. Промышленная революция осуществлялась по преимуществу на капиталистической основе-появился промышленный К. С утверждением в конце XIX в. предпринимательских корпораций-акционерных обществ-в качестве доминирующей формы крупного предпринимательства и возникновения в связи с этим современного рынка ценных бумаг, появилась возможность превращать деньги в капитал самым легким способом: помещая их в ценные бумаги. Этот вид К. может быть назван финансовым. Это самая массовая форма К. В XX в. К. стал одной из тех сил, которые придали европейской цивилизации присущий ей экономический динамизм. Он порождал конкуренцию, стимулировал нововведения различного рода-от поиска купцом оригинального товара до возможности предоставить новый вид услуг.Опыт XX в. подтверждает это. Там, где К. искореняли, отменяя право частной собственности и рыночные отношения, экономическое развитие замедлялось. К. оказал большое влияние и на политическое развитие. Он способствовал утверждению частной собственности, а вместе с ней-гражданского общества и правового государства. Вместе с тем К. и демократия вовсе не предполагают друг друга. К. возник в европейской цивилизации до демократии, развивался в условиях существования авторитарных и даже таких тоталитарных режимов, как германский НАЦИЗМ или итальянский ФАШИЗМ. Рядом с К. существовали и существуют иные экономические уклады. В XIX в. в Европе, например, еще существовал феодальный уклад с его натуральным хозяйством, в XX в. рядом с капитализмом развивается мелкотоварный уклад (мелкий и средний бизнес), кооперативный и государственный секторы экономики. Еще более многоукладна экономика в странах ТРЕТЬЕГО МИРА. Все это не дает оснований называть экономику даже западных стран чисто капиталистической. И уж тем более не имеет право на существование характеристика всего западного общества как капиталистического.

Источник: Словарь по новейшей истории. Центр гуманитарного образования. 1998

Капитализм
социально-эконом. система, осн. на крупном товарном производстве, частном предпринимательстве, свободной конкуренции производителей. При К. эконом. деятельность регулируется соотношением спроса и предложения на рынке, средства производства (капитал) находятся в частной собственности, прибыль от их использования получают их владельцы, которые частично снова вкладывают ее в производство с целью получения новой прибыли. Для К. характерно расслоение об-ва на собственников капитала (буржуазию), контролирующих производство, и лишенных капитала наемных работников (пролетариат), занимающих подчиненное положение.
К. появился в Зап. Европе в Новое время. Причинами возникновения и распространения К. стали открытие новых континентов, давшее европейцам неограниченный простор для новых инициатив, механизация труда, повысившая его производительность и в то же время увеличившая стоимость средств производства. Вслед за М. Вебером мн. исследователи указывают на благоприятную для развития К. роль протестантизма. Согласно этой теории, лютеранство, рассматривающее профессиональную деятельность как призвание от Бога, а также кальвинизм, согласно которому суровый аскетизм в повседневной жизни и удача в делах является знаками избранности к спасению, повлияли на формирование особого психологического типа человека — собранного, методичного, планомерно и рационально направляющего все свои силы на достижение успеха в материальной сфере. Именно этот человеч. тип сыграл большую роль в ранней фазе развития К. Важным фактором развития К. также явилась ликвидация мн. сословных и др. привилегий правового, имущественного и налогового характера в результате ряда реформ и революций XVII–XIX вв., в частности Французской революции 1789–99.
Осн. принципы экономики К. сформулированы в работах А. Смита и др. представителей классической политической экономии. Эти авторы считали эконом. систему, осн. на свободном предпринимательстве, единственно соответствующей природе человека и об-ва. Один из гл. постулатов этого направления состоял в том, что преследование каждым человеком своего интереса автоматически ведет к возрастанию богатства всего об-ва. Эта предпосылка индивидуалистического характера (индивидуализм) лежала в основе теории и практики эконом. либерализма, согласно которому единственным регулятором промышленного развития должны быть рыночные механизмы, а деятельность профсоюзов и гос. вмешательство в хозяйственную жизнь тормозят его.
Развитие К. показало, что эконом. либерализм, решая одни проблемы, создает множество других, и притом трудноразрешимых. Неконтролируемый нелинейный рост эконом. производства при К. сопровождался периодическими кризисами перепроизводства, вызывавшими разорение большого числа людей. Сосредоточение капитала в руках меньшинства населения и избыток рабочей силы приводили к жестокой эксплуатации пролетариата и его обнищанию, а в результате — к классовым конфликтам, впоследствии дополненным противоречиями между богатыми и бедными странами. Либеральный К. вызвал и экологические проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Наконец, стремление капиталистов к увеличению прибыли привело к созданию крупными корпорациями монополий, разрушавших свободную конкуренцию, т.е. основу рыночной экономики. Последствия либерализма вызвали критику К. социалистическими течениями (в т.ч. марксизмом), выступавшими за отмену частной собственности и национализацию экономики, что было произведено в XX в. в ряде стран, начиная с советской России. Однако ист. опыт этих стран, закончившийся крушением мировой социалистической системы в кон. 1980-х — нач. 1990-х, показал, что гос. плановая экономика менее эффективна, чем К., и также часто приводит к жестокой эксплуатации трудящихся и их обнищанию.
Характер К. в течение XX в. существенно изменился по сравнению с первоначальной либеральной моделью. Для совр. К. в той или иной степени характерны соучастие мн. лиц в управлении предприятиями через акционирование, повышение роли менеджеров по сравнению с собственниками, активное вмешательство профсоюзов при определении зарплаты, условий труда и т.д., элементы макроэконом. регулирования хозяйственной деятельности, гос. гарантии социальных прав граждан, антимонопольное и экологическое законодательство. Поэтому совр. К., сочетающий рыночные механизмы с гос. и профсоюзным регулированием, часто называется смешанной экономикой.
Тяжелые социальные последствия К. находятся в фокусе внимания Католической Церкви начиная с энц. Rerum novarum (1891) Папы Льва XIII, которая во многом явилась итогом деятельности катол. рабочих объединений и дала важный импульс их дальнейшему развитию. Церковь осуждает либерализм, считая, что эконом. система не должна углублять существующее неравенство, что принципы максимальной прибыли и свободы конкуренции не могут быть абсолютными законами для экономики, но должны быть подчинены требованиям социальной справедливости и что право частной собственности ограничено требованиями нравственного характера, в частности, обязанностью использовать ее на общее благо. При этом Церковь отвергает социалистические методы решения проблемы и защищает принцип частной собственности как происходящий из человеч. природы и побуждающий человека к ответственности за свои действия. Обществ. классы не являются природными антагонистами и нуждаются друг в друге: «Ни капитал не может существовать без труда, ни труд без капитала» (Rerum novarum, 15), поэтому необходимо, чтобы рабочие и предприниматели искали формы справедливого соглашения друг с другом. Рабочие имеют право объединяться с целью защиты своих интересов перед предпринимателями, и гос-во должно гарантировать это право.
Наиболее полно отношение Церкви к К. выражено в энцикликах Папы Иоанна Павла II. Энц. Laborem exercens (1981) опубликована в то время, когда профсоюзное движение «Солидарность», поддержанное Папой, боролось за права рабочих в социалистической Польше. В этой энц. развита критика К. с позиции персонализма, в частности, заявлен принцип первенства труда по отношению к капиталу: капитал является плодом человеч. труда и должен быть подчинен человеку, являющемуся субъектом труда и конечной целью производства. Первоначальный К. ошибочно рассматривал человека как средство производства, а не как субъекта и цель труда, и любое об-во, где подобная ошибка повторяется, может быть названо капиталистическим. Сама по себе отмена частной собственности и национализация средств производства еще не решает проблемы их обращения на благо всех, т.к. не только частные собственники, но и гос. управляющие могут использовать средства производства вопреки правам человека. Тем самым Иоанн Павел II фактически оценил социализм советского образца как форму гос. К. и распространил на него персоналистические принципы церк. критики К.
В энц. Centesimus annus (1991), написанной в эпоху крушения социалистической системы, внимание во многом сосредоточено на критике совр. К. как об-ва потребления (консумеризм). Идеологическая защита К. опасна тем, что внушает веру в решение всех человеч. проблем путем свободного развития рынка и тем самым сводит цели существования человека к сфере экономики и удовлетворения материальных нужд. В энц. рассмотрен вопрос, является ли К. единственной альтернативой для бывших социалистических стран. Ответ на этот вопрос, подчеркивает Папа, зависит от того, что подразумевается под К. Если имеется в виду эконом. система, признающая положительные ценности инициативы, труда, рынка, частной собственности и вытекающей из нее ответственности, ответ положителен, хотя было бы лучше называть эту систему не К., а более нейтрально — рыночной или свободной экономикой. Если же под К. подразумевается система, в которой эконом. свобода не вписана в юридический контекст, ставящий ее на службу целостной человеч. свободе, включающей прежде всего этическое и рел. измерение, то ответ может быть только отрицательным.
Т.о., в своей оценке К. Церковь различает социально ориентированную рыночную экономику, действующую внутри юридических норм в соответствии с этическими ценностями, от эконом. системы, вдохновляемой исключительно прибылью и равнодушной к требованиям справедливости и человеч. солидарности.
Лит-ра: Зомбарт В. Современный капитализм. М., 1939. 3 т.; Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Он же. Избранные произведения. М., 1990, с. 43–271; Шумпетер Й. Капитализм, социализм, демократия. М., 1995; Нейхауз Р. Бизнес и Евангелие. Познань–М., 1994; Хеффнер Й. Христианское социальное учение. М., 2001, с. 129–236; Tawney R. Religion and the Rise of Capitalism. NY., 1958; Rostow W.W. The Stages of Economic Growth. C., 1960; Neil-Breuning O. von. Kapitalismus kritisch betrachtet. Fr.–Basel–W., 1974; Benne R. The Ethics of Democratic Capitalism. Philadelphia, 1981; Koslowski P. Ethik des Kapitalismus. T., 1982; Kuppler B. Kapital im Wandel. Baden-Baden, 1988; DЪlken C. Katholische Sozialtheorie und Neoliberalismus. T., 1992.
А. Горелов

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002

КАПИТАЛИЗМ
нем. Kapitalismus, от лат. capitalis - главный) - общественный строй, основанный на частнокапиталистич. собственности на средства произ-ва и на эксплуатации наемного труда капиталистами, последняя общественно-экономич. формация, основанная на эксплуатации человека человеком; сменяет феодализм и непосредственно предшествует социализму - первой фазе коммунизма.

Почва для созревшего в недрах феодализма капиталистич. строя, для замены феод. собственности собственностью капиталистической была расчищена в результате ряда буржуазных революций. Хотя возникновение и развитие К. во многих странах происходило в разное время, оно было подчинено общим для капиталистич. формации экономич. и социальным законам.

На протяжении существования К. его экономич. структура претерпела изменения, но основа капиталистич. способа произ-ва осталась неизменной. "Капитализм есть товарное производство на высшей ступени его развития, когда и рабочая сила становится товаром" ( Ленин В. И., Соч., т. 22, с. 228). В основе производств. отношений К. лежит монополия класса капиталистов на средства произ-ва, в то время как масса непосредственных производителей превращена в пролетариев, владеющих лишь своей рабочей силой. В отличие от феодала, капиталист не нуждается во внеэкономич. принуждении, ибо наемные рабочие, хотя они и свободны от личной зависимости, не имея др. средств к существованию, вынуждены продавать свою рабочую силу капиталистам.

По сравнению с феодализмом К. представлял собой прогрессивный общественный строй. "Менее, чем за сто лет своего классового господства, - писали К. Маркс и Ф. Энгельс в 1848 в "Манифесте Коммунистической партии", - буржуазия создала более многочисленные и более грандиозные производительные силы, чем все предшествовавшие поколения вместе взятые". К. впервые в истории человечества привел к обобществлению произ-ва, сосредоточивая его на все более крупных, специализированных предприятиях. Однако прогрессу, совершившемуся в эпоху К., свойственны ограниченность и противоречивость. Он достигнут ценой неисчислимых страданий нар. масс, ценой жизней десятков и сотен миллионов людей, погибших от эксплуатации, голода, войн.

Для капиталиста цель произ-ва заключается в получении прибыли, источником к-рой является прибавочная стоимость, безвозмездно присваиваемая капиталистами. Производство прибавочной стоимости и присвоение ее капиталистами - закон капиталистич. способа производства. Капиталистич. произ-во - это произ-во ради наживы.

Основное противоречие К. - между обществ. характером произ-ва и частнокапиталистич. формой присвоения - причина неизлечимых язв К., к числу к-рых, в частности, относятся анархия произ-ва, безработица, кризисы перепроиз-ва (см. Кризисы экономические). Между производит. силами общества и капиталистич. производств. отношениями существует непримиримое противоречие. К. превратился в величайшую преграду на пути обществ. прогресса.

Историю К. можно подразделить следующим образом: генезис (возникновение) (16 - 1-я пол. 18 вв.), домонополистич. стадия (сер. 18-19 вв.), эпоха империализма (сложилась на рубеже 19 и 20 вв.), составной частью к-рой является начавшийся в годы 1-й мировой войны период общего кризиса капитализма - период полного крушения К. и окончательной смены его социализмом.

Генезис К. Возникновение капиталистич. уклада было обусловлено рядом технич., экономич. и социальных предпосылок. Элементы К. спорадически появлялись в городах Италии, в Нидерландах (уже в 14-15 вв.); однако как уклад х-ва на более или менее обширной (и не только городской) территории К. возник лишь с началом разложения феодализма (к 16 в.). "Экономическая структура капиталистического общества выросла из экономической структуры феодального общества. Разложение последнего освободило элементы первого" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23, с. 727). Мощным фактором разложения феодализма было развитие товарно-ден. отношений, способствовавших углублению имуществ. дифференциации (как среди крестьянства, так и в ремесл. цехах) и расширению применения наемного труда в пром-сти и земледелии. Крупная зем. собственность, расчлененная между рядом совладельцев, превратилась в собственность, свободно отчуждаемую. Крупные собственники, к-рые раньше извлекали зем. ренту гл. обр. благодаря существованию на их земле мелких крест. х-в, стали теперь стремиться от них избавиться, чтобы использовать землю с большей выгодой, сдав ее в аренду капиталистич. арендаторам (см. Аренда земли) или переходя к ведению собств. х-ва на капиталистич. основе. Крест. х-во, вовлеченное в тов.-ден. отношения, дифференцировалось. На одном полюсе возникала кучка богатеев, на другом - масса малоземельных и безземельных крестьян, к-рые уже не могли существовать без дополнит. приработков. Аналогичный по своему характеру процесс дифференциации происходил и в сфере гор. цехового ремесла, в к-ром наряду с немногочисл. разбогатевшими мастерами, превратившимися в купцов-предпринимателей, образовалась масса обедневших мастеров, по существу домашних рабочих. Мелкое обособленное произ-во, становившееся крайне неустойчивым под ударами стихии рынка, утратило свою важнейшую опору - былую общинную солидарность (солидарность общины-марки в деревне и ремесленного цеха - в городе).

Мелкое обособленное произ-во, в особенности в пром-сти, пришло в противоречие с новыми производит. силами, требовавшими перехода к произ-ву крупному, обобществленному. Хотя ручной труд все еще оставался основой произ-ва, численность и разнообразие применяемых орудий труда возросли. Водяное колесо и механич. приводы позволили перейти к крупному произ-ву в горнодобывающей пром-сти, металлургии, текст. пром-сти и в ряде др. отраслей. Увеличение произ-ва железа и жел. орудий содействовало технич. прогрессу (в т. ч. и прогрессу в земледелии), что обусловило возникновение новых форм массового произ-ва товаров. Такое произ-во требовало и больших партий сырья и приложения труда большого числа рабочих, одновременно занятых на одном и том же предприятии. Для организации крупного произ-ва (в горной пром-сти, металлургии и в др. новых, неизвестных средневековью отраслях пром-сти) были необходимы значит. накопления ден. средств в руках предпринимателей. Накопление крупных капиталов происходило в сфере ср.-век. торговли и кредита еще до возникновения капиталистич. произ-ва. Но само по себе оно не могло привести к возникновению капиталистич. способа произ-ва.

Пока непосредств. производитель обладает средствами произ-ва, так или иначе ему принадлежащими, его рабочая сила не является товаром и не может быть куплена за деньги. Последнее становится возможным только с появлением свободных рабочих рук. Рабочий должен быть свободным в двояком смысле: лично свободным от уз крепостничества и "свободным" от средств производства. Поэтому характерной чертой т.н. первоначального накопления явился массовый и, как правило, насильственный отрыв непосредственных производителей от средств произ-ва и превращение их в продавцов своей рабочей силы, в армию наемных рабочих. Основой этого процесса была экспроприация крестьянства, осуществлявшаяся в разных странах различными методами: в Англии - в виде т.н. огораживаний, во Франции - в виде системы разорит. гос. налогов и пошлин.

Первой формой капиталистич. пром-сти была простая кооперация, в к-рой капитал организовал и подчинил себе совместный труд мн. рабочих на одном предприятии. С ростом товарного произ-ва и развитием рынка возникла мануфактура. Хотя мануфактура оставалась произ-вом ручным, она обеспечила огромное увеличение производительности труда по сравнению с цеховым ремеслом, достигавшееся благодаря разделению труда между рабочими, занятыми в одном и том же произ-ве. Великие географические открытия и их экономич. последствия, в частности ограбление "открытых" стран, революция цен, небывалое расширение рынков сбыта дали мощный толчок дальнейшему развитию мануфактурного произ-ва. Однако на пути распространения мануфактуры стояли корпоративные привилегии и цеховые регламенты, все еще регулировавшие ремесл. произ-во и торговлю в городах. Вот почему рассадником капиталистич. мануфактуры стала прежде всего сельская округа городов, где наличие массы малоземельных и безземельных крестьян обеспечивало мануфактуру дешевой рабочей силой.

Издававшиеся во мн. странах в 16-17 вв. "Законы о рабочих", справедливо названные Марксом "кровавым законодательством", создавали для массы бывших крестьян и ремесленников, ограбленных и изгнанных из насиженных мест, режим принудит. и дарового труда на нанимателей. Ту же цель - укрепление буржуазии - преследовала осуществлявшаяся абсолютизмом система протекционизма, торговая и колониальная экспансия. "Открытие золотых и серебряных приисков в Америке, искоренение, порабощение и погребение заживо туземного населения в рудниках, первые шаги по завоеванию и разграблению Ост-Индии, превращение Африки в заповедное поле охоты на чернокожих - такова была утренняя заря капиталистической эры производства" (там же, с. 760). Испанию и Португалию - зачинательниц европ. колониализма - в нач. 17 в. обогнала Голландия, совершившая в 16 в. свою бурж. революцию и ставшая, по выражению Маркса, образцовой бурж. страной 17 в. Английская буржуазная революция 17 века, первая бурж. революция европ. масштаба, уничтожила феод. преграды на пути капиталистич. развития Англии. К концу же 17 в. Голландия в результате ожесточенных торговых войн была оттеснена на задний план Англией, ставшей после английской буржуазной революции 17 в. ведущей капиталистич. страной мира. Революция отменила феод. строй зем. собственности. Исчезновение англ. йоменри в столетие, последовавшее за революцией, и торжество системы лендлордизма были прямым результатом агр. законодательства революции. После "Славной революции" (1688-89) в действие были приведены новые рычаги первонач. накопления: система косвенных налогов, гос. долг, покровительств. пошлины, расхищение коронных земель и тому подобные, по саркастич. выражению К. Маркса, "идиллические методы" первонач. накопления капитала.

Процессы, протекавшие в 16 - сер. 18 вв. в агр. строе стран Азии и Африки до их захвата колонизаторами, за редким исключением, еще не приводили к разложению феод. землевладения, а сводились к смене его низших форм более развитыми. Во мн. странах Африки поземельные отношения оставались на дофеод. стадии. Для большинства стран Азии было характерно широкое распространение или даже преобладание зем. собственности феод. гос-ва, хотя к сер. 18 в. в Китае, Индии, Османской империи и особенно в Японии наметилось заметное укрепление владельческих прав крупных феодалов, а также (напр., в Индии) феодализировавшихся верхов сельской общины, что, однако, не сопровождалось ни укреплением собств. х-ва феодалов, ни серьезным расширением мелкотоварного х-ва крестьян.

В Индии, Индонезии и нек-рых др. странах в осн. сохранилась экономич. замкнутость деревенской общины, исключавшая обществ. разделение труда в масштабе страны. Изымавшийся у крестьян в качестве ренты продукт превращался в товар гл. обр. в руках феодалов, поэтому купеческий капитал был особенно тесно связан с системой феод. эксплуатации и в большой степени зависел от класса феодалов. Вместе с тем развитие произ-ва и обществ. разделения труда в 16-18 вв. расширяло самостоят. связи купца как с внешним, так и с внутр. рынком.

Накоплению купеческого капитала и возникновению более высоких производит. форм капитала препятствовали произвол и самовластие феодалов, их междоусобицы и разорит. нашествия внеш. врагов. "...Восточное господство, - указывал Энгельс, - несовместимо с капиталистическим обществом; нажитая прибавочная стоимость ничем не гарантирована от хищных рук сатрапов и пашей; отсутствует первое основное условие буржуазной предпринимательской деятельности - безопасность личности купца и его собственности" (там же, т. 22, с. 33).

Органы гор. управления в странах Азии и Африки обычно составляли часть феод. аппарата (кроме отдельных городов в Японии). Объединения купцов и ремесленников, выполняя функции гильдий и цехов по регламентации торговли и ремесла, совершенно недостаточно ограждали своих членов от произвола феодалов. Ввиду этого капиталистич. тенденции, присущие мелкотоварному произ-ву, не могли получить достаточного развития. В Японии, Индии, Китае на базе мелкотоварного произ-ва возникли зачатки раннекапиталистич. произ-ва, но к сер. 18 в. ни одна страна Азии и Африки, исключая, может быть, Японию, еще не достигла мануфактурной стадии развития К.

Колониальная экспансия европ. держав с самого начала стала подрывать наметившиеся в нек-рых странах Азии и Африки прогрессивные тенденции их экономич. развития. В частности, перехват европ. торговцами части мор. торговли существенно препятствовал накоплению местного купеческого капитала. Переход колонизаторов в 16-18 вв. к терр. захватам (прежде всего на Цейлоне, в Индонезии, Индии), к-рые сопровождались воен. и налоговым ограблением населения, принудит. контрактацией труда крестьян и ремесленников, оттеснением местных купцов, приводил к разрушению производит. сил.

Со времени выхода в свет 1-го тома "Капитала", в к-ром К. Марксом была раскрыта подлинная история раннего К., бурж. историография тщетно пытается противопоставить марксистской концепции различные "опровергающие" построения. Еще т.н. ист. школа вульгарной политич. экономии (В. Г. Рошер, Б. Гильдебранд, Г. Шмоллер и др. - см. Историческая школа в политической экономии) стремилась перевести всю историю раннего К. на рельсы истории "чистой" экономики, т. е. якобы имевшей место постепенной эволюции ср.-век. хозяйственных начал.

В первые десятилетия 20 в. в бурж. историографии господствовали теории генезиса капитализма, созданные В. Зомбартом и М. Вебером - бурж. историками и социологами, внешне воспринявшими в известной мере марксистскую терминологию. Это были концепции насквозь идеалистические, поскольку К. объявлялся порождением "духа рационализма", протестантизма и т.п.

В период между двумя мировыми войнами и особенно после 2-й мировой войны в бурж. историографии распространились концепции (политэконома австр. школы Й. Шумпетера и социолога Ф. Хайека, амер. историков, экономистов и социологов Н. Граса, Дж. Нефа, У. Ростоу и др.), к-рые отличаются от предшествовавших еще более откровенной апологетикой бурж. строя, антиисторизмом и реакционностью. Несмотря на видимые расхождения в частностях, все эти "учения" игнорируют роль социальных предпосылок К. и не замечают переворота в производств. отношениях и формах собственности, обусловленного его становлением. Отсюда присущее всем им стремление объяснить генезис К. с позиций психологии, технологии или "чистой" экономики. Так, напр., Шумпетер усматривает движущую пружину хозяйств. структуры К. в личности "антрепренера-новатора". "Духу инициативы" последнего, его "психологии новаторства" К. якобы обязан своим возникновением. Неудивительно, что под пером Шумпетера и его последователей генезис К. превращается в повествование о подвигах его зачинателей, к-рым якобы неведомы корыстные цели, эгоистич. интересы, так как "новаторство", а не капитал обеспечивает им руководящее положение в новой системе х-ва. Эту доктрину еще более откровенно сформулировал амер. историк бизнеса Н. Грас, взгляды к-рого сводятся к следующему: лидерами экономики явились отдельные индвидуумы, к-рым человечество и обязано прогрессом бизнеса и культуры; гл. вознаграждением лидера является не прибыль, а удовлетворение, к-рое он испытывает от сознания хорошо выполненной задачи. Так, в новейших бурж. концепциях истории раннего К. прибыль уже не рассматривается в качестве движущей пружины капиталистич. х-ва, как она рассматривалась Зомбартом и Вебером. Явный антиисторизм "новейших теорий" по существу преследует цель - снять вообще проблему генезиса К., к-рый объявляется извечным обществ. строем (Грас, Неф). История человечества с этой точки зрения - всего лишь смена одной стадии К. другой. То, что отличает совр. "промышленную цивилизацию" от предшествовавшего ей общества, - это якобы вовсе не способ произ-ва, а "промышленная технология". Капитал объявляется извечным. Новизна же 17-18 вв. заключается будто бы лишь в том, что это время принесло с собой технологию массового произ-ва. Но даже в тех случаях, когда генезис К. приурочивается к определенной ист. эпохе (Хайек), связанные с ним социальные процессы рисуются совр. бурж. историками и социологами в качестве "спасительного" приобщения неимущих к благам цивилизации, уготованной для них талантом лидеров бизнеса. Три школы подвизаются наиболее активно в новейшей историографии раннего К.: институционализм (амер. историк О. Кокс и др.), неолиберализм (Хайек и др.) и школа экономич. роста (У. Ростоу и др.). Восходя к историко-экономич. воззрениям Шмоллера, современный институционализм связывает генезис К. с возникновением определенных обществ. институтов (прежде всего политических, юридических, идеологических и др.), к-рые будто бы и составляют "структуру" капиталистич. общества. Ту же цель маскировки существа капиталистич. способа произ-ва историки-"неолибералы" пытаются достигнуть др. способом: путем выдвижения на первый план товарного обращения, к двум "типам" к-рого ("регулируемое хозяйство" и "рыночное хозяйство") сводится вся история человечества. Для школы "экономич. роста" характерен тот же отрыв периодизации истории от смены способа произ-ва, к-рый подменяется чисто логич. категориями хозяйств. стадий. Антиисторизм этой концепции подтверждается и тем, что она включает все развитие человечества вплоть до 18 в. в рамки одной единственной стадии - "традиционного х-ва".

Домонополистический К. Мануфактура представляла собой большой шаг вперед в развитии капиталистич. отношений. Однако дальнейшее развитие К. тормозилось узостью технич. базы. Во 2-й пол. 18 в. в Англии начался промышленный переворот, в результате к-рого утвердилась фабричная система пром-сти и были открыты возможности для быстрого подъема производит. сил. В дальнейшем пром. переворот произошел и в др. странах, охватив в первую очередь те из них, где почва для быстрого развития К. была подготовлена бурж. революциями - войной за независимость в Северной Америке 1775-83, французской буржуазной революцией конца 18 века и др. Сравнительно позднее пром. переворот произошел в Германии и Италии (здесь развитие К. тормозилось раздробленностью этих стран), в многонац. монархии Габсбургов, в ряде стран Вост. и Юж. Европы, где нац. гнет умножал силу феод. пережитков, и в России, где до 1861 господствовали крепостнич. отношения (см. ниже - К. в России).

С 1820 по 1850 мировое пром. произ-во увеличилось примерно в 5 раз. К. обнаружил огромные возможности для расширения крупного произ-ва, постоянно открывая все новые области его применения и все новые ресурсы, необходимые для дальнейшего развития производит. сил. К. развивался как К. свободной конкуренции, большую роль в ряде стран при этом играла политика фритредерства. Развитие К. сопровождалось ростом городов - пром. центров, процессом индустриализации. Но с самого начала эти успехи достигались путем хищнич. расточения ценнейшей производит. силы общества, непосредственных производителей - рабочих, к-рые влачили нищенское существование. Создав пропасть между физич. и умств. трудом, К. сделал для огромного большинства рабочих практически невозможным переход в ряды работников умств. труда.

Придав произ-ву обществ. характер, К. уничтожил феод. замкнутость и раздробленность. Необходимым следствием этого явилась политич. централизация. "Независимые, связанные почти только союзными отношениями области с различными интересами, законами, правительствами и таможенными пошлинами, оказались сплоченными в одну нацию, с одним правительством, с одним законодательством, с одним национальным классовым интересом, с одной таможенной границей" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 428). К. создал, т. о., необходимые предпосылки для завершения образования нац. рынков и превращения народностей в нации. В Европе сложились многочисл. нац. гос-ва, хотя в ряде случаев в их составе продолжали оставаться территории, населенные др. национальностями, подвергавшимися жестокому угнетению. В странах Азии и Африки создание нац. гос-в, как правило, значительно задерживалось в результате превращения этих стран в колонии и полуколонии.

К. была свойственна и тенденция к расширению межгосударственных связей, развитию междунар. торговли и транспорта, разделению труда между странами, что привело к образованию мирового капиталистич. рынка. Но втягивание народов Азии, Африки, Лат. Америки в орбиту капиталистич. развития происходило в мучительной для этих народов форме насильственного захвата, порабощения и эксплуатации, превращения их в агр.-сырьевые придатки горстки крупнейших капиталистич. держав. При К. развитие одних стран неминуемо происходило за счет ограбления других - большинства населения земли.

Безусловный закон К. - неравномерность экономич. и политич. развития. Одной из ее наиболее характерных черт является отставание с. х-ва от пром-сти. В ряде стран (Германия, Россия) развитие К. в с. х-ве развивалось по т.н. прусскому пути, при к-ром неизбежны замедленное развитие капиталистич. отношений в с. х-ве, длит. консервация феод. пережитков и отсталости. Но и там, где К. в с. х-ве развивался по т.н. амер. пути, при к-ром докапиталистич. формы эксплуатации сводятся к минимуму, нередко имеет место застой и даже упадок нек-рых с.-х. областей (напр., в Юж. Италии, в Юж. штатах США). К. присущи и кричащие диспропорции в развитии отдельных отраслей пром-сти, их географич. размещении и т.п.

Пролетариат при К. обречен на тяжелый подневольный труд. Пром. переворот резко усилил эксплуатацию рабочих. Капиталисты заставляли пролетариев трудиться по 14-16 и более часов в сутки; намного расширилось применение женского и детского труда. Со 2-й пол. 19 в. растущее сопротивление рабочих вынуждало капиталистов идти на уступки в отношении продолжительности рабочего дня и ряда др. условий труда. Тем не менее с развитием К. в соответствии со всеобщим законом капиталистич. накопления происходит относительное, а иногда и абсолютное обнищание пролетариата, углубляется социальная пропасть между трудом и капиталом.

Особенно велики бедствия трудящихся при К. во время экономич. кризисов перепроизводства, периодически поражающих капиталистич. страны. Первоначально они захватывали лишь Англию - страну наибольшего развития К., обладавшую в течение большей части 19 в. мировой промышленной монополией. Позднее кризисы перепроиз-ва приобрели мировые масштабы. Они наглядно обнаружили несостоятельность капиталистич. способа произ-ва с его бесплановостью, неорганизованностью, противоположностью между организацией произ-ва на отдельных фабриках и анархией во всем обществе (см. Ф. Энгельс, там же, т. 20, с. 285). К. стал тормозом на пути использования производит. сил на благо человечества.

С утверждением господства капиталистич. способа произ-ва в развитых странах сложились осн. антагонистич. классы капиталистич. общества - буржуазия и пролетариат (см. Рабочий класс). В большинстве стран сохранялись также класс помещиков и крестьянство, мелкая буржуазия города, интеллигенция. Клас. структура капиталистич. общества все более поляризовалась за счет размывания средних слоев, разорявшихся крупным капиталом и пополнявших собой ряды пролетариата. Но, как правило, эти классы и прослойки не исчезают.

Социальное выражение осн. противоречия К. - борьба между буржуазией и пролетариатом, к-рая начинается с самого их зарождения и обостряется по мере развития К. Рабочий класс "...обучается, объединяется и организуется механизмом самого процесса капиталистического производства" (Маркс К., Капитал, т. 1, 1955, с. 766). Борьба пролетариата, наиболее последоват. противника К., против буржуазии проходит ряд этапов. Во времена пром. переворота в Англии в нач. 19 в. рабочие выступали, напр., против внедрения машин (движение луддитов). Одной из самых распространенных форм борьбы стала защита экономич. требований, в ходе к-рой рабочий класс начал прибегать к забастовкам. В Англии (уже в 18 в.), а затем и в др. странах возникают профессиональные союзы; в 1-й пол. 19 в. появляются и другие формы объединения пролетариата - кооперативы, кассы взаимопомощи. Растущее возмущение пролетариата капиталистич. угнетением привело в 30-40-х гг. 19 в. к стихийным вооруж. выступлениям - восстаниям рабочих Лиона (Франция) в 1834 и нем. ткачей в Силезии в 1844. В июне 1848 в Париже произошло восстание рабочих - первая великая битва между двумя классами, на к-рые распадается совр. общество (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 29). В Англии с сер. 30-х гг. 19 в. развернулось чартистское движение, одной из основных целей к-рого было завоевание всеобщего избират. права. Это были первые крупные политич. выступления пролетариата, направл. против класса капиталистов в целом. В дальнейшем появились и др. формы политич. борьбы, в т. ч. массовые демонстрации и политич. стачки. Начиная с 40-х гг. 1-9 в. в нек-рых капиталистич. странах стали возникать политич. партии рабочего класса.

В своей борьбе против рабочего класса капиталисты с самого начала пользовались помощью гос-ва. Правда, по сравнению с феод. абсолютной монархией конституц. монархия и особенно бурж.-демократич. республика представляли большой шаг вперед. Но и самая демократич. форма бурж. гос-ва не могла обеспечить нар. массам действит. равенства и действит. свободы.

Эксплуататорскую сущность капиталистич. строя стремится замаскировать бурж. идеология. Если в период становления К. она отстаивала идеалы разума и просвещения, то после победы капиталистич. отношений характер бурж. идеологии коренным образом изменился. Ее гл. задачи сводятся к освящению частной собственности на средства произ-ва, приукрашиванию и восхвалению К. Характерной чертой идеологии, господствующей в эпоху развитого К., являются националистич., шовинистич. расистские идеи, при помощи к-рых буржуазия старается затемнить клас. сознание широких масс и удержать их под своим влиянием. В противовес этому возникает революц. марксистская идеология, составляющая мировоззрение пролетариата и вооружающая трудящихся идеями социализма и коммунизма, интернационализма, мира между народами.

До 70-х гг. 19 в. К. развивался по восходящей линии. Быстрому развитию К. способствовали такие события, как объединение Италии и объединение Германии, отмена крепостного права в России, бурж. революция Мэйдзи в Японии и др. В ряде стран, относительно поздно вступивших на путь К., большое значение имело непосредств. гос. вмешательство в экономику с целью стимулирования ее развития (см. Государственный капитализм). В сферу складывавшегося мирового капиталистич. х-ва вовлекались страны, расположенные на всех континентах, что создавало огромные потребности в расширении транспорта и связи, в новом крутом подъеме уровня производит. сил. В 70-90-х гг. произошли крупные технич. сдвиги (в т. ч. применение электрич. энергии в пром-сти, изобретение двигателя внутр. сгорания, открытие новых совершенных способов выплавки стали и др.). С 1870 по 1900 объем мирового пром. произ-ва вырос более чем втрое, при этом значительно усилилась неравномерность развития К., что выражалось, в частности, в резком изменении доли крупных гос-в в мировом произ-ве, быстром опережении "старых" капиталистич. стран - Англии и Франции - более "молодыми" - Соединенными Штатами Америки и Германией. К кон. 19 в. США прочно заняли место первой пром. державы; в нач. 20 в. на 2-е место, оттеснив Англию, вышла Германия. Значительно ускорилось пром. развитие России, но абсолютный уровень, достигнутый ею, был сравнительно невысок. В ряды экономически развитых стран стали выдвигаться Бельгия и Япония. Вместо одной державы-гегемона - Англии к кон. 19 в. на мировой арене выступала целая группа индустриальных стран (см. табл.). —***—***—***—

Таблица. Доля индустриальных стран в мировом промышленном производстве (в %) [s]КАПИТ_1.JPG[/s]

В последней четверти 19 в. развернулась ожесточенная борьба за овладение огромными колониальными терр. в Африке и Азии, в результате чего на земном шаре практически не осталось земель, не поделенных между капиталистич. державами.

Капиталистич. державы усилили эксплуатацию стран Азии, Африки й Лат. Америки в качестве рынка сбыта фабричных товаров и источника сырья и продовольствия. Насильств. включение этих стран в мировой капиталистич. рынок разоряло х-во крестьян и ремесленников. Накопления же местных помещиков и купцов, особенно компрадоров, в осн. оставались в сфере торговли и ростовщичества или оседали в виде сокровищ. Лишь в отдельных крупных городах (Бомбей, Шанхай и др.) иностр. и местные капиталисты и купцы приступили к строительству фабрик. Эти очаги крупного произ-ва наряду с низшими видами капиталистич. произ-ва образовали к кон. 19 в. капиталистич. уклад в Индии, Китае, Египте и нек-рых др. колониальных и полуколониальных странах.

Монополистический К. Вместе с быстрым развитием производит. сил происходили важные изменения в экономич. базисе К., следствием к-рых явилось вступление К. в его высшую, последнюю стадию - империализм. Происходил быстрый рост концентрации произ-ва. Усилилась централизация капитала. Быстро шел рост крупных и крупнейших предприятий и увеличение их доли в общем выпуске продукции; с др. стороны, значительно ускорились упадок мелких предприятий и их поглощение крупными. 60-70-е гг. 19 в. были высшей точкой развития свободной конкуренции. В дальнейшем концентрация произ-ва с неизбежностью привела к появлению монополий, к-рые, однако, полностью не устранили свободной конкуренции, "... а существуют над ней и рядом с ней, порождая этим ряд особенно острых и крутых противоречий, трений, конфликтов" (Ленин В. И., Соч., т. 22, с. 253). Не прекращается борьба между монополиями и многочисл. немонополистич. предприятиями, между самими монополиями и внутри них.

Наряду с концентрацией произ-ва происходила концентрация и централизация банковского капитала, к-рый, сливаясь с промышленным, образовал финанс. капитал. Кучка крупнейших магнатов составила финанс. олигархию, захватившую господство над экономикой. Одним из отличительных свойств К. на его империалистич. стадии является вывоз капитала в широких масштабах в целях получения более высокой, чем внутри данной страны, прибыли путем усиленной эксплуатации населения др. стран, в первую очередь слаборазвитых. Конкурентная борьба между монополиями за господство на мировом рынке приводит к экономич. разделу мира между союзами капиталистов. Но ввиду того, что соотношение сил участников подобных соглашений все время меняется, междунар. монополии непрочны. Наконец, для высшей стадии К. характерна невиданная прежде острота борьбы за господство в колониях. Это было вызвано тем, что к кон. 19 - нач. 20 вв. терр. раздел мира между несколькими крупнейшими державами был завершен. Начались империалистич. войны за его передел. В результате испано-амер. войны 1898 США захватили у Испании Филиппины; Англия в 1902 аннексировала Юж. Африку, на территории к-рой были расположены независимые бурские республики.

Неравномерность развития К. в эпоху империализма необычайно обострилась. Неотъемлемым свойством империализма является рост милитаризма и воен. расходов, поглощающих все большую долю бюджетов капиталистич. гос-в. Войны - одно из неизбежных до создания мировой системы социализма проявлений К. Помимо ряда империалистич. войн локального характера, человечество пережило в 20 в. две мировые войны, еще невиданные в истории по своим масштабам, числу человеческих жертв и размерам материального ущерба.

Империализм - это паразитический и загнивающий К. Монополии, к-рая является самой глубокой основой империализма, свойственна тенденция к застою. Если в условиях домонополистич. К. задержка развития производит. сил сказывалась лишь эпизодически, то в эпоху империализма у капиталистов появилась экономич. возможность искусственно задерживать технич. прогресс. В борьбе двух тенденций - к технич. прогрессу и к технич. застою - верх берет то одна, то другая из них. Быстрый рост произ-ва в нек-рых отраслях пром-сти, в отдельных странах в те или иные периоды сопровождается усилением неравномерности развития и загниванием К. В целом развитие производит. сил при монополистич. К. все более отстает от возможностей, предоставляемых наукой и техникой. Паразитизм К. на последней стадии его развития нашел выражение в таких явлениях, как рост слоя рантье - лиц, живущих исключительно на доходы от ценных бумаг, как превращение целых стран в государства-рантье, живущие эксплуатацией др. стран. Монопольно высокие прибыли позволили капиталистам подкупать немногочисл. часть рабочих, т.н. рабочую аристократию, способствуя тем самым насаждению оппортунизма в рабочем движении. Наконец, загнивание выразилось в повороте к политич. реакции по всей линии, порожденной стремлением монополий к неограниченному политич. господству, к ликвидации демократич. завоеваний масс.

Эксплуатация колоний превращает горстку крупных империалистич. держав "...в паразита на теле сотен миллионов нецивилизованных народов" (Ленин В. И., Соч., т. 23, с. 95).

В эпоху империализма существенно изменилось положение колоний и полуколоний. При домонополистич. К. они, как указывал Ленин, втягивались только в обмен товаров, но еще не в само капиталистич. произ-во. При империализме же, в результате вывоза капитала в колониальные и полуколониальные страны, они превратились в часть мирового капиталистич. х-ва. Такое "пересаживание" К. путем вывоза капитала вело в ряде стран Азии и Африки к образованию сектора капиталистич. отношений лишь в весьма узкой сфере фаб.-зав. пром-сти, плантац. х-ва и транспорта. Но вместе с тем создавались возможности для разрушения натуральных связей и образования мелкотоварного уклада - основы развития нац. К.

Империалистич. эксплуатация и сопутствующий ей процесс экспроприации крестьянства, давая известный толчок развитию К., одновременно закрепляли феод. пережитки в деревне, т.к. крестьянин, лишившись земли, вынужден был арендовать ее на кабальных условиях. И все же расширение товарно-ден. отношений углубляло разрыв натуральных связей между земледелием и ремеслом, к-рое страдало от разорительной конкуренции со стороны фабричного произ-ва (гл. обр. иностранного). Выстоять могло лишь такое мелкое произ-во, в к-ром система эксплуатации производителя до конца использовала гл. "резерв" ремесла - сверхдешевую рабочую силу. Поэтому преобладающей формой К. в мелких промыслах большинства стран Азии и Африки становилась рассеянная мануфактура с закабалением ремесленника скупщиками-ростовщиками. В целом этот процесс развития К. в условиях колониального угнетения характеризовался необычайно большим разрывом между экспроприацией мелких производителей и их капиталистич. использованием. Такое недостаточное и искаженное колониальным гнетом развитие К. обрекало нар. массы Азии и Африки на пауперизацию в невиданных ранее масштабах, приводило к неполному возмещению и без того крайне низкой стоимости их рабочей силы, к нищете и во мн. случаях к массовой гибели от голода.

Даже в таких странах, как Индия, Китай, Египет, фаб.-зав. пролетариат составлял незначит. процент населения и сосредоточивался гл. обр. в немногих отраслях легкой и горнодобывающей пром-сти и на ж.-д. транспорте. Принуждая пром-сть стран Азии и Африки пользоваться устаревшей (хотя и дорогостоящей) иностр. техникой и консервируя с.-х. технику на ср.-век. уровне, иностр. монополисты делали удлинение рабочего дня гл. методом увеличения прибавочной стоимости.

Империализм стремился увековечить отсталость стран Азии и Африки. Колонизаторы безжалостно подавляли протесты нар. масс против империалистич. гнета и наиболее тяжелых, докапиталистич. приемов эксплуатации. Отсутствие нац. тяжелой пром-сти лишало страны А

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
621.45 кб

Капитализм в России: взгляд консерватора (князь В.П. Мещерский)

Дронов Иван Евгеньевич
Развитие капитализма в России во второй половине XIX в. привело к бурному росту промышленных городов и породило глубокие социальные противоречия.
Читать PDF
242.98 кб

Аграрный капитализм по-столыпински

Багдасарян В. Э.
Автор доказывает, что большевистская революция представляла собой реакцию на столыпинское разрушение общинного уклада, на реформы, выводящие Россию за рамки ее цивилизационной модели.
Читать PDF
369.52 кб

Из феодализма в капитализм: русский путь

Калашников Иван Андреевич
В статье дан политико-правовой анализ социально-политической и экономической ситуации накануне принятия Манифеста от 19 февраля 1861 г. и отмены крепостного права в России
Читать PDF
246.61 кб

Торговый капитализм и специфика революционного процесса в России в оценке М. Н. Покровского

Володьков Олег Павлович
Рассматривается эволюция концепции торгового капитализма М.Н. Покровского в советский период на базе ряда статей учёного, в которых он выявлял истоки русской революции.
Читать PDF
191.81 кб

2013. 01. 021. Вогельсонг Р. Капитализм в новой России. Vogelsong R. capitalism in the new Russia. –

Ермолаев С. А.
Читать PDF
467.48 кб

97. 02. 032. Африканское население и капитализм: исторические перспективы. African population and ca

Тупов Б. С.
Читать PDF
882.51 кб

Корректировка М. Н. Покровским своих воззрений на "торговый капитализм при переизданиях «Русской ист

Володьков Олег Павлович
Статья посвящена изучению эволюции взглядов историка-марксиста М.Н. Покровского на торговый капитализм в конце 1920-х — начале 1930-х гг.
Читать PDF
179.57 кб

2013. 04. 017. Уэст Дж. Философский идеализм и утопический капитализм: авторы «Вех» и «Кружок Рябуши

Сазонова Т. К.
Читать PDF
266.54 кб

2012. 02. 016. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. - М. : весь

Ермолаев С. А.
Читать PDF
181.86 кб

2012. 01. 020. Мишон П. Ритмы политического. Демократия и глобализованный капитализм. Michon p. Les

Ермолаев С. А.
Читать PDF
309.10 кб

История понятия «Капитализм» в русском социокультурном контексте

Наумова Е. И.
В статье проведено сравнение истории понятия «капитализм» в русском и западном социокультурных контекстах. В тексте раскрыты предпосылки первого использования понятия «капитализм» в статье С. Н.
Читать PDF
469.10 кб

НОВЫЙ РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛИЗМ: ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ КОРРУПЦИИ

Барсукова Светлана Юрьевна
Читать PDF
381.29 кб

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ КАПИТАЛИЗМ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ АМЕРИКАНСКИХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ СТРАТЕГИЙ

Казанцев Н. М.
Читать PDF
282.27 кб

РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛИЗМ И ЗАПАД

Шемятенков Владимир Георгиевич
Читать PDF
519.62 кб

ПРАВОСЛАВИЕ И КАПИТАЛИЗМ. О нищете религиоведения

Эдуард Зибницкий

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины: