Капп, Эуген Артурович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Капп, Эуген Артурович

род. 26 мая 1908 в Астрахани. Композитор. Нар. арт. СССР (1956). Герой Социалистического Труда (1978). В 1931 окончил Таллинскую конс. по кл. композиции А. И. Каппа. С 1935 преподаватель (с 1947 проф., в 1952—1964 ректор) Таллинской конс. В 1944—1966 пред. правления Союза композиторов ЭССР. Гос. премии СССР (1946, 1949, 1952). Гос. премии ЭССР (1949, 1950, 1977).


Соч.: оперы — Огни мщения (Таллин, 1945), Певец свободы (Таллин, 1950, 2-я ред. 1952), Зимняя сказка (дет., Тарту, 1959), Неуловимая (Тарту, 1961), Рембрандт (Тарту, 1975); балеты — Калевипоэг (Таллин, 1948), Золотопряхи (Таллин, 1956); для солистов, хора, симф. орк. и органа — оратория Эрнст Тельман (1977); для солистов, хора и симф. орк. — кантата Власть народа (сл. П. Руммо, 1949), Шахтерская баллада (сл. В. Сейна, 1971), Песни о Ленине (сл. М. Кесамаа, 1972); для симф. орк. — поэма Тасуя (Мститель, 1930), увертюры: Калевипоэг (1938), Приветственная (1972), симфонии: I (Патриотическая, 1943), II (Эстонская, 1954), III (Весенняя, 1964), сюиты: Картинки Таллина (1949), Ленинград (1957); для ф-п. и симф. орк. — Концерт (1967); для малого симф. орк. — сюиты: I (1934), II (1943), 2 нар. танца (1955); для скр. и кам. орк. — Молодежный концерт (1974); для флейты и кам. орк. — Концерт (1976); для дух. орк. — увертюры, марши; струн. квартеты — I (1935), II (1956); Ф-п. трио (1930); для скр. и ф-п. — сонаты: I (1936), II (1943), Сонатина (1976), пьесы; для влч. и ф-п. — Соната (1948), пьесы; для хора и орк. — Песня о Ленине (сл. Ю. Смуула, 1950); для голоса и орк. — В Мавзолее (сл. Джамбула, 1950); для хора и 2 ф-п. — концертная сюита Человек и море (сл. М. Кесамаа, 1976); для солиста, хора и органа — поэма Над Андами (сл. М. Кесамаа, 1973); для 2 голосов и ф-п. — 4 эст. песни (1954); для голоса и ф-п. — циклы: Родная природа (сл. Ф. Крейцвальда, 1954), Времена года (сл. разных авторов, 1976), песни на сл. эст. поэтов; для хора — Пионерская сюита (сл. П. Руммо, 1952), Песня о партии (сл. Р. Парве, 1955), Вечерние песни (сл. М. Ундер, 1971), сюиты О Ленине: I (сл. М. Кесамаа, 1972), II (сл. М. Кесамаа, 1972), песни; обр. эст. нар. песен.





Капп, Эуген Артурович


(род. 26.V.1908 в Астрахани) — сов. композитор, педагог, муз. деятель. К музыке приобщился еще в детстве (отец — известный эст. композитор Артур Капп [1878—1952], ученик Н. Римского-Корсакова, в 1904—20 директор Астраханского муз. училища). В 1920 переехал с семьей в Таллин. Муз. образование получил в Таллинской консерватории (оконч. в 1931 кл. композиции своего отца). До 1935 давал уроки музыки, с 1935 преподаватель в консерватории, театральный композитор. С 1938 чл. правления Союза рабочей музыки. После воссоединения Эстонии с СССР — активный участник строительства эст. сов. муз. культуры. В годы Великой Отечественной войны находился в эвакуации в Ярославле, где работал как дирижер и композитор в эстонских гос. ансамблях. С 1947 профессор композиции (в 1952—64 также директор) Таллинской консерватории. Наряду с профессиональной деятельностью ведет большую общественную работу. С 1944 пред. правления СК ЭССР, с 1948 — чл. правления (в дальнейшем один из секретарей) СК СССР. Заслуги К. перед сов. искусством отмечены присвоением ему почетных званий засл. деят. иск. ЭССР (1942), нар. арт. ЭССР (1950), нар. арт. СССР (1956) и награждением орденами Ленина (1950, 1978), Трудового Красного Знамени (1946, 1965, 1968), Герой Социалистического Труда (1978). К. лауреат Гос. премий СССР (1946, 1949, 1952) и ЭССР (1949, 1950, 1977). Музыка К., весьма разнообразная в жанровом отношении, отмечена жизненной силой, богатством творческой фантазии при общей реалистической направленности, сочетанием национального своеобразия с творческой оригинальностью, высокой профессиональной культурой.


Соч.: оперы "Огни мщения" (1945), "Певец свободы" (1950, 2 ред. 1952), "Зимняя сказка" (1958), "Неуловимая" (1961), "Рембрандт" (1975); балеты "Калевипоэг" (1948), "Золотопряхи" (1956); кантаты "Народная власть" (1949), "Песня о Ленине" (1950), "Октябрь и июнь" (1966), "Партия Ленина", песня-кантата (1955), "Песни о Ленине" для дет. хора и орк. (1969); "В Мавзолее" для бар. и орк., оратория "Эрнст Тельман" (1977); 3 симфонии ("Патриотическая" — 1943, "Эстонская" — 1954, "Весенняя" —1963), поэма "Мститель" (1930), увертюры "Калевипоэг" (1938), На финские темы (1957), Маленькая веселая увертюра (1968), сюита "Ленинград" (1957), "Марш победы" (1943) и др. произв. для орк.; 2 сюиты для мал. симф. орк. (1934, 1943); концерты для фп. с орк. (1969), для фл. с камер. орк. (1967); камер.-инструм. ансамбли, в т. ч. 2 квартета (1935, 1962), Фп. трио (1930), 2 сонаты для скр. и фп. (1936, 1943), Соната для влч. и фп. (1948), Концертино для 2 фп. (1943); соч. для фп., в т. ч. Сонатина (1948), "Картинки Таллина", цикл из 10 пьес (1950), 24 прелюдии (1967) и др.; пьесы для скр., для влч.; хоры, в т. ч. Пионерская сюита (1952); романсы, в т. ч. вок. цикл "Родная природа" на сл. Крейцвальда (1954), "Вечерние песни" для гол. и органа; музыка к спектаклям, в т. ч. к пьесам "Венецианский купец", "Много шума из ничего" Шекспира, "Вильгельм Телль" Шиллера, "Слуга двух господ" Гольдони, "Шесть братьев" Виснапуу и др.; музыка к к/ф "Жизнь в цитадели" (1948), "Свет в Коорди" (1951), "Счастье Андруса" (1955), "Капитан I ранга" (1958) и др.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

КАПП Эуген Артурович
(р. 26 V 1908, Астрахань)
«Музыка - моя жизнь»... В этих словах предельно сжато выражено творческое кредо Э. Каппа. Размышляя о назначении и сути музыкального искусства, он подчеркивал; что «музыка позволяет выразить все величие идеалов нашей эпохи, все богатство действительности. Музыка - прекрасное средство нравственного воспитания людей». Капп работал в самых различных жанрах. Среди основных его сочинений 6 опер, 2 балета, оперетта, 23 произведения для симфонического оркестра, 7 кантат и ораторий, около 300 песен. Центральное место в его творчестве занимает музыкальный театр.
Семье Каппов-музыкантов более ста лет принадлежит ведущее место в музыкальной жизни Эстонии. Дед Эугена-Иссеп Капп был органистом и дирижером. Отец - Артур Капп, окончив Петербургскую консерваторию по классу органа у профессора Л. Гомилиуса и по композиции у Н. Римского-Корсакова, переехал в Астрахань, где возглавил местное отделение Русского музыкального общества. Одновременно он работал директором музыкального училища. Там, в Астрахани, и родился Эуген Капп. Музыкальная одаренность мальчика проявилась рано. Обучаясь игре на фортепиано, он делает первые попытки сочинять музыку. Музыкальная атмосфера, царившая в доме, встречи Эугена с приезжавшими на гастроли А. Скрябиным, Ф. Шаляпиным, Л. Собиновым, А. Неждановой, постоянные посещения оперных спектаклей и концертов - все это способствовало формированию будущего композитора.
В 1920 г. А. Капп был приглашен в качестве дирижера оперного театра «Эстония» (несколько позднее - профессором консерватории), и семья переезжает в Таллинн. Часами просиживал Эуген в оркестре, рядом с дирижерским пультом отца, пристально следя за всем, что происходило вокруг. В 1922 г. Э. Капп поступает в Таллиннскую консерваторию в класс фортепиано профессора П. Рамуля, затем Т. Лембн. Но юношу все больше влечет к себе композиция. В 17 лет он написал свое первое крупное сочинение - Десять вариаций для фортепиано на заданную отцом тему. С 1926 г. Эуген - студент Таллиннской консерватории по классу композиции своего отца. В качестве дипломной работы при окончании консерватории он представил симфоническую поэму «Мститель» (1931) и Фортепианное трио.
Окончив консерваторию, Капп продолжает активно сочинять музыку. С 1936 г. он совмещает творческую работу с педагогической: преподает теорию музыки в Таллиннской консерватории. Весной 1941 г. Капп получил почетное задание создать первый эстонский балет по мотивам национального эпоса «Калевипоэг» («Сын Калева», на либр. А. Сярева). К началу лета 1941 г. клавир балета был написан, и композитор приступил к его оркестровке, но внезапно начавшаяся война прервала работу. Главной в творчестве Каппа стала тема Родины: он пишет Первую симфонию («Патриотическую», 1943), Вторую скрипичную сонату (1943), хоры «Родная страна» (1942, ст. Я. Кярнера), «Труд и борьба» (1944, ст. П. Руммо), «Ты в бурях устояла» (1944, ст. Я. Кярнера) и др.
В 1945 г. Капп завершил свою первую оперу «Огни мщения» (либр. П. Руммо). Ее действие происходит в XIV в., в период героического восстания эстонского народа против тевтонских рыцарей. На окончание войны в Эстонии Капп написал «Победный марш» для духового оркестра (1944), звучавший при вступлении эстонского корпуса в Таллинн. Главной заботой Каппа после возвращения в Таллинн было найти клавир своего балета «Калевипоэг», который оставался в оккупированной фашистами городе. Все годы войны композитор тревожился за его судьбу. Какова же была радость Каппа, когда он узнал, что верные люди сберегли клавир! Приступив к доработке балета, композитор по-новому взглянул на свое произведение. Он ярче подчеркнул основную тему эпоса - борьбу эстонского народа за свою независимость. Используя оригинальные, самобытные эстонские мелодии, он тонко раскрыл внутренний мир героев. Премьера балета состоялась в 1948 г. в театре «Эстония. Калевипоэг» стал любимым спектаклем эстонских зрителей. Капп как-то сказал: «Меня всегда восхищали люди, отдававшие свои силы, свои жизни ради торжества великой идеи социального прогресса. Преклонение перед этими выдающимися личностями искало и ищет выхода в творчестве». Эта мысль замечательного художника получила воплощение в ряде его произведений. К 10-летию Советской Эстонии Капп пишет оперу «Певец свободы» (1950, 2-я ред. 1952, либр. П. Руммо). Она посвящена памяти известного эстонского поэта Ю. Сютисте. Брошенный немецкими фашистами в тюрьму, этот мужественный борец за свободу, подобно М. Джалилю, писал в застенке пламенные стихи, зовущие народ на борьбу с фашистскими оккупантами. Потрясенный судьбой С. Альенде, Капп посвятил его памяти кантату-реквием «Над Андами» для мужского хора и солиста. К 100-летию со дня рождения известного революционера X. Пегельмана Капп написал на его стихи песню «Пусть стучат молотки».
В 1975 г. на сцене театра Ванемуйне была поставлена опера Каппа «Рембрандт. В опере Рембрандт», - писал композитор, - «мне захотелось показать трагизм борьбы гениального художника со своекорыстным и алчным миром, муки творческой неволи, духовного гнета». 60-летию Великого Октября Капп посвятил монументальную ораторию «Эрнст Тельман» (1977, ст. М. Кесамаа).
Особую страницу в творчестве Каппа составляют произведения для детей - оперы «Зимняя сказка» (1958), «Необыкновенное чудо» (1984, по сказке Г. X. Андерсена), «Самое невероятное», балет «Золотопряхи» (1956), оперетта «Ассоль» (1966), мюзикл «Васильковое чудо» (1982), а также многие инструментальные произведения. Среди сочинений последних лет - «Приветственная увертюра» (1983), кантата «Победа» (на ст. М. Кесамаа, 1983), Концерт для виолончели и камерного оркестра (1986) и др.
На протяжении своей долгой жизни Капп никогда не ограничивался рамками музыкального творчества. Профессор Таллиннской консерватории, он воспитал таких известных композиторов, как Э. Тамберг, X. Карева, X. Леммик, Г. Подэльский, В. Липанд и др.
Многогранна общественная деятельность Каппа. Он выступил одним из организаторов Союза композиторов Эстонии и долгие годы был председателем его правления. /М. Комиссарская/

Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.