Каппадокия

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Каппадокия
Деян 2.9; 1Пет 1.1)-одна из крупных областей Малой Азии (на востоке нынешней территории Турции). Была населена народами сирийского происхождения, известными своей тупостью и развращенностью; славилась лошадьми и ослами.

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Каппадокия
старинное название обширной области в центре и на востоке Малой Азии. Была преобразована в византийскую фему около 863 года. Ее центр - кастрон Кесария (совр. Кейсери) - укрепленный город и мощная военная база на восточной границе Византии.

Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов

Каппадокия
область в центре Малой Азии (на территории современной Турции). Во 2-м тыс. до н.э. на территории Каппадокии находилось ядро Хеттского царства. В середине 3- 1 вв. до н.э. самостоятельное царство, завоевано Римом (с 17 г. н.э. римская провинция). С 15 в. в составе Османской империи.

Источник: Исторический словарь

Каппадокия
область в М. Азии между Галисом и Евфратом; разделялась на Понтийскую К. (побережье Черного м.) и Внутреннюю К. До 547 до н. э. была лидийской, а затем — перс, сатрапией (при Кире II); с 302 до н. э. была самостоятельной, а ок. 100 до н. э. ею завладел Митридат VI; с 17 н. э. — рим. пров. Из К. вывозили алебастр, хрусталь, соль.

Источник: Словарь античности. 1989

Каппадокия
самая большая область в Малой Азии, имеющая естественные границы: гора Тавр и исток Евфрата на юге и на востоке, на западе она граничит с Ликаонией, а на севере с Понтом и Галагией. Каппадокия орошалась рекой Галисом и была известна своими пастбищами, прекрасными лошадьми и ослами Столица Каппадокии называлась Кесарией; народ сирийского происхождения, был туп и развратен; см. «Киликия»; «Крит». Евреи жили также в Каппадокии (Деян. 2.9), и к ним проникло Евангелие (1 Пет. 1:1).

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Каппадокия
Каппадокия (Cappadocia), обл. в центре М. Азии. Ее сатрап Ариарат сражался с Александром Великим, в 322 г. до н.э. был убит. После 301 г. его потомки восстановили власть над К. Ариарат IV воевал с римлянами при Магнесии (190 до н.э.), хотя позже он и его преемники вступили в союз с Римом. К. серьезно пострадала от соседей-армян во время войны с Митридатом, но рим. консул Помпей помог каппадокийцам восстановить разрушенное х-во, предоставив ср-ва для стр-ва городов. В 17 г. н.э. К. завоевал Рим, и она стала рим. пров.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

Каппадокия
одна из областей Малой Азии, жители которой присутствовали в Иерусалиме в день Пятидесятницы. Вместе с другими областями упоминается апостолом Петром в его Первом соборном послании, обращенном «к пришельцам, разсеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным». Некоторые из Каппадокийских городов упоминаются в истории Церкви. Например, Кесария Каппадокийская – город святителя Василия Великого, а Нисса, Неокесария и Назианз – места служения святителей Горигория Нисского, Григория Неокесарийкого и Григория Назианзена.

Источник: Православная энциклопедия.

КАППАДОКИЯ
с Зендского языка — земля хороших лошадей; Деян 2:9, 1Пет 1:1) — обширнейшая область Малой Азии, граничащая, с Киликиею на ю. и р. Евфратом на в. Она состояла из многих частей, с населением из многих народов, и одно время была значительным государством в Азии. Последним царем Каппадокии числится Архелай, который, будучи приглашен Тиверием в Рим (в 15 г. по Р.Х.), был изменнически взят в плен, и его владения вошли в состав Римской империи. Жители Каппадокии, вместе с другими, присутствовали в Иерусалиме в день Пятидесятницы. Вместе с другими областями, она упоминается an. Петром (1 Поел. 1:1), который обращается в своем первом соборном послании к пришельцам, рассеянным в Поите, Галатии, Каппадокии, А сии и Вифинии избранным. Некоторые из городов Каппадокии особенно упоминаются в церковной истории, как наприм. Кесария— город св. Василия Великого, Нисса, Назианз и Неокесария, города известные, как места пастырского служения трех Отцов Церкви — Григориев, именно св. Григория Нисского, Назианзена и Неокесарийского.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

КАППАДОКИЯ
древ. назв. обл. в цент. части М. Азии. Древнейшее насел. К. наз. себя «хаттами». В сер. 3-го тыс. до н.э. в К. с С.-З. начали вторгаться индоевроп. племена; к 20 в. завершилось их смешение с частью хаттов, и завоеватели приняли это назв. (видоизмен. историками в «хеттов», для отличия от древ. назв.). Ок. 2000 до н.э. в К. существовали ассир. торг. колонии. На терр. К. во 2-м тыс. до н.э. находилось осн. ядро Хеттского царства. В нач. 6 в. до н.э. К. была завоев. Мидией, а со 2-й пол. 6 в. до н.э. К. — часть Перс. царства Ахеменидов. В то время К. простиралась от р. Галис (Кызыл-Ирмак) на З. и побережья Черного м. на С. до гор Тавра на Ю. и делилась на 2 сатрапии: Великую К., занимавшую внутр. обл., и Малую К. — прибрежную, или Понт. Впослед. назв. К. сохранилось лишь за первой. В 4 в. до н.э. при царе Ариарате I К. добилась независимости. В кон. 4 в. до н.э. была подчинена Селевкидами, но в сер. 3 в. до н.э. стала самостоят. царством. С 1 в. до н.э. находилась в зависимости от Рима. После смерти последнего царя К. Архелая (17 н.э.) стала рим. провинцией, а столица К. — Мазака — была переимен. в Кесарию (в честь рим. имп. Августа). Вместе с Понтом К. вошла в состав Визант. империи. В 1074 была захвачена сельджуками.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

КАППАДОКИЯ
   • Cappadocia,
         ??????????, на персидских надписях Katpatuka, восточная половина малоазийской горной страны, до реки Галиса (Кизил-Ирмак) на западе, между Таврскими горами и Черным морем, уже персами была разделена на 2 сатрапии, северную при Понте Эвксинском и южную — внутреннюю. Имя К. впоследствии было ограничено одной этой частью, которая при Александре удержалась как самостоятельное государство; главным образом она заключала в себе территорию римской провинции К. (хотя сюда часто причисляют и другие части). Южная область у Тавра называлась также Катаонией, с главным городом Тианой (у Ксенофонта ????) и Кибистрой; древний главный город Мазака был назван в честь Августа Caeserea ad Agr?um, a западный пограничный город Гарсавра получил название Архелаиды. Значительные древнеассирийские города с храмами были: Комана (храм Артемиды Тавридской, называвшейся также Анаитидой, Энио, Беллоной. Cic. de imp. Pomp. 9) и Мелиты, от которых область при Евфрате получила название Мелитены. Таким же именем названо было построенное там римлянами укрепление. Главная река страны — Галис, высочайшая гора — Аргей. Ее жители принадлежали к сирийскому племени: персы называли их сирийцами, а также «белыми сирийцами» (??????????), в отличие от обитателей собственной Сирии. Они славились храбростью, но также наравне с критянами и карийцами вероломством и продажностью (???? ????? ???????), Strab. 12, 533 слл.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

КАППАДОКИЯ
др.-греч. Kappadokia) - древнее назв. обл. в центр. части М. Азии. Древнейшее нас. К. наз. себя "хаттами". В сер. 3-го тыс. до н.э. в К. с С.-З. начали вторгаться индоевроп. племена; к 20 в. завершилось их смешение с частью хаттов, и завоеватели приняли это название (видоизмененное историками в "хеттов", для отличия от древнего назв.). Ок. 2000 до н.э. в К. существовали ассир. торг. колонии. На терр. К. во 2-м тыс. до н.э. находилось осн. ядро Хеттского царства. В нач. 6 в. до н.э. К. была завоевана Мидией, а со 2-й пол. 6 в. до н.э. К. - часть Перс. царства Ахеменидов. В это время К. простиралась от р. Галис (Кызыл-Ирмак) на З. и побережья Черного м. на С. до гор Тавра на Ю. и делилась на 2 сатрапии: Великую К., занимавшую внутр. области, и Малую К. - прибрежную, или Понт. Впоследствии назв. К. сохранилось лишь за первой. В 4 в. до н.э. при царе Ариарате I (см. в ст. Ариарат) К. добилась независимости. В кон. 4 в. до н.э. была подчинена Селевкидами, но в сер. 3 в. до н.э. стала самостоят. царством. С 1 в. до н.э. находилась в зависимости от Рима. После смерти последнего царя К. Архелая (17 н.э.) стала рим. провинцией, а столица К. - Мазака - была переименована в Кесарию (в честь рим. имп. Августа). Вместе с Понтом К. вошла в состав Визант. империи. В 1074 была захвачена сельджуками. С 15 в. - в составе Османской империи. К. была известна своими храмами, владевшими большими землями и имевшими тысячи храмовых рабов (см. Иеродулы). В 80-х гг. 19 в. на терр. К. были найдены древнейшие ассир. клинописные док-ты, т.н. "каппа-докийские таблички"; единичные находки этих табличек завершились открытием архива древнеассир. колонии Канес (у совр. Кюль-Тепе в Турции), к-рый дает важные сведения о развитии рабовладения в Ассирии.

Лит.: Пригоровский Г. М., Каппадокийские таблички и их ист. значение, Уч. зап. РАНИОН, т. 6, М,, 1928; Ранович А., Вост. провинции Рим. империи в I-III вв., М.-Л., 1949; Голубцова Е. С., Очерки соц.-политич. истории М. Азии, М., 1962; Gol?nischeff W., Vingtquatre tablettes cappadociennes..., St. Pb., 1891; Magie D., Roman rule in Asia Minor to the end of the third century..., v. 1-2, Princeton, 1950; G?etze A., Kleinasien, 2 Aufl., M?nch., 1957.

T. M. Шепунова. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

КАППАДОКИЯ
область Малой Азии между Галисом и Евфратом, ставшая с 17 г. н.э. сначала римской, затем византийской провинцией. Она разделялась на Понтийскую (побережье Черного моря) и Внутреннюю Каппадокию. К IV в. относятся самые ранние упоминания о простых по архитектуре пещерных храмах в горах Каппадокии, созданных группами отшельников. Согласно новейшим открытиям, в VIII – начале IX вв. иконоборцы создали в Каппадокии несколько храмов (Новая церковь Токалы, двухнефная церковь св. Василия с двумя апсидами и крестом на плоском потолке, часовня св. Стефана с остатками фигур святых и сценой «Евхаристия» на южной стене и др.), украшенных изображениями крестов. С X в. стали появляться многочисленные пещерные капеллы и церкви разных размеров. Их своды, арки, колонны, апсиды высекались в мягком скальном грунте и расписывались монахамисамоучками, которые создавали выразительные фрески, привлекавшие своей непосредственностью и искренностью. Некоторые росписи датированы и снабжены посвятительными надписями. Каппадокийские пещерные храмы впервые были исследованы французским ученым Г. де Жерфанионом в ходе нескольких экспедиций (с 1908 г.), результаты которых были опубликованы в 1919 – 9920 гг. Ученый разделил каппадокийские фрески на две группы: «архаические» (X в.) и зрелые (XI – XII вв.). В «архаических» росписях заметно влияние сирийских живописцев: большеголовые приземистые фигуры, угловатые жесты, сложные композиции на фризеобразных лентах. Вторая группа росписей отличалась утонченностью, свойственной византийской живописи македонской эпохи. Стены церкви Токале Килиссе покрывают росписи двух периодов – периода иконоборчества и XI в. После восстановления иконопочитания каппадокийские фрески стали своеобразным образцом для константинопольских художников, создававших многофигурные композиции, и для живописцев Армении и Грузии. Со второй половины IV в. Каппадокия стала центром религиозной образованности на востоке Римской, а затем и Византийской империи. Здесь возник кружок, в который входили Василий Кесарийский, его брат Григорий, епископ Нисы, и Григорий Назианзин. Они великолепно знали античную словесность и использовали методы неоплатоников в богословских спорах. «Великие каппадокийцы», как их называли, заложили фундамент собственно византийской философии. Они способствовали утверждению христианства, развитию жанра христианской проповеди, оформлению культа святых и мучеников. В последующие эпохи их взгляды развивали Иоанн Филопон, Георгий Писида, Евстратий Никейский, Михаил Пселл и другие образованные византийцы.

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
0.00 байт

Святые отцы-каппадокийцы в богословии патриарха Никона

Воробьева Наталия Владимировна
Рассматриваются святоотеческие основы богословствования патриарха Никона (1605-1681) на основе цитации произведений Свтт.
Читать PDF
0.00 байт

Изображения групп святых в храмах Каппадокии эпохи македонской династии

Захаровa Анна Владимировна
В статье рассматривается вопрос о том, как и когда в византийской монументальной живописи складывается традиция изображать святых по чинам или тематически подобранным группам в определенном месте в пространстве храма.
Читать PDF
0.00 байт

К династической истории эллинистической Каппадокии: царский дом Ариаратидов

Габелко Олег Леонидович
Читать PDF
0.00 байт

Кампания Арриана по отражению аланского набега на Каппадокию в 135 г.

Нефёдкин Александр Константинович
Данная публикация представляет собой первый научный перевод с древнегреческого языка на русский «Диспозиции против аланов» знаменитого историка Арриана. Перевод сделан практически буквально.
Читать PDF
0.00 байт

Византийская концепция образа: между неоплатонизмом и богословием каппадокийских отцов

Мирошниченко Евгений Игоревич
В статье рассматривается проблема формирования византийской концепции образа. Автор исходит из положения о существовании различных тенденций в рамках одного и того же направления мысли.
Читать PDF
0.00 байт

Сущность и Ипостась в троическом богословии каппадокийцев

Козарезова О.О.
В статье проведен анализ духовных воззрений учителей Церкви о Троице. Выявлена эволюция философских представлений на протяжении IV в.
Читать PDF
0.00 байт

Святой апостол и евангелист иоанн Богослов как предтеча отцов-каппадокийцев в формировании христианс

Димитрий Юревич
В период позднего второго храма мессианский титул «Сын Божий» понимался евреями в переносном смысле, как указание на праведника, имеющего особо близкую связь с Богом.
Читать PDF
0.00 байт

Об основаниях лингвистической концепции в трудах мыслителей каппадокийского кружка (IV В. )

Карабыков Антон Владимирович
Рассматривается практически не исследованная грань теологических рассуждений Василия Великого и Григория Нисского, касающаяся природы и назначения языка.
Читать PDF
0.00 байт

Каппадокийская традиция понимания термина «Природа» Иоанном грамматиком в полемике с Севиром Антиохи

Кожухов Сергей Алексеевич
В данном исследовании анализируется употребление термина «природа» в полемике последователей Халкидонского собора и его противников. В частности, Иоанна Кесарийского и Севира Антиохийского.
Читать PDF
0.00 байт

Человек и любовь-?????????? в трудах представителей Каппадокийской школы (василий Великий, Григорий

Павенков Олег Владимирович
Статья посвящена анализу семантического поля концепта «любовь-.....» в рамках предмета философии каппадокийцев Василия Великого, Григория Нисского, Григория Богослова.
Читать PDF
0.00 байт

Спор великих каппадокийцев и Евномия о границах богопознания и его рецепция в русской философии ХХ в

Лескин Димитрий
Статья посвящена изучению традиции восприятия имени и слова, сложившейся в христианской литературе патристического периода. В качестве центрального историко-философского эпизода рассматриваются евномианские споры IV в.
Читать PDF
0.00 байт

Учение каппадокийских отцов о сущности и ипостаси

Якименко Артемий
За такими ключевыми понятиями христианского богословия, как «сущность» и «ипостась» в патристике закрепилось преимущественно аристотелевское их понимание как общего и частного.
Читать PDF
0.00 байт

Исходные положения и характеристики экзегетики каппадокийских отцов церкви (святитель Василий Велики

Неганов Владимир Владимирович
Научное исследование посвящено: рассмотрению сущности, основных принципов и оснований для толкований Священного Писания; анализу важнейших аспектов влияния на философско-богословскую мысль раннехристианской, античной и эллинистиче

Похожие термины:

  • КАППАДОКИИ ЦАРИ

    Царская династия, правившая в 350 г. до Р. Х. - 17 г. в Каппадокии (Малая Азия). Цари Каппадокии считали своим предком Отана, вдохновителя знаменитого в персидской истории заговора семи знатных персов пр
  • Великие Каппадокийцы

    1. Свт. Василий Великий (ок. 330-379) - один из трех Вселенских учителей, философ, подвижник и богослов. Получив блестящее образование в лучших школах Афин (вместе со свт. Григорием Богословом), удалился в
  • Каппадокийские отцы

    богословы IV в., жизнь и деятельность которых была во многом связана с визант. провинцией Каппадокия (ныне Турция) в вост. части Малой Азии. Термин «К.О.» применяется в науке с сер. XIX в. прежде всего по
  • МАМАНТ КЕСАРИЙСКИЙ (Каппадокийский)

    мученик (ск. 275), родился от знатных родителей - Феодота и Руфины. За исповедание христианства они были брошены в темницу в Кесарии Каппадокийской (Малая Азия). Там вскоре умер отец святого, а во время