Каппадокия
Каппадокия
Деян 2.9; 1Пет 1.1)-одна из крупных областей Малой Азии (на востоке нынешней территории Турции). Была населена народами сирийского происхождения, известными своей тупостью и развращенностью; славилась лошадьми и ослами.
Каппадокия
старинное название обширной области в центре и на востоке Малой Азии. Была преобразована в византийскую фему около 863 года. Ее центр - кастрон Кесария (совр. Кейсери) - укрепленный город и мощная военная база на восточной границе Византии.
Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов
Каппадокия
область в центре Малой Азии (на территории современной Турции). Во 2-м тыс. до н.э. на территории Каппадокии находилось ядро Хеттского царства. В середине 3- 1 вв. до н.э. самостоятельное царство, завоевано Римом (с 17 г. н.э. римская провинция). С 15 в. в составе Османской империи.
Источник: Исторический словарь
Каппадокия
область в М. Азии между Галисом и Евфратом; разделялась на Понтийскую К. (побережье Черного м.) и Внутреннюю К. До 547 до н. э. была лидийской, а затем — перс, сатрапией (при Кире II); с 302 до н. э. была самостоятельной, а ок. 100 до н. э. ею завладел Митридат VI; с 17 н. э. — рим. пров. Из К. вывозили алебастр, хрусталь, соль.
Источник: Словарь античности. 1989
Каппадокия
самая большая область в Малой Азии, имеющая естественные границы: гора Тавр и исток Евфрата на юге и на востоке, на западе она граничит с Ликаонией, а на севере с Понтом и Галагией. Каппадокия орошалась рекой Галисом и была известна своими пастбищами, прекрасными лошадьми и ослами Столица Каппадокии называлась Кесарией; народ сирийского происхождения, был туп и развратен; см. «Киликия»; «Крит». Евреи жили также в Каппадокии (Деян. 2.9), и к ним проникло Евангелие (1 Пет. 1:1).
Каппадокия
Каппадокия (Cappadocia), обл. в центре М. Азии. Ее сатрап Ариарат сражался с Александром Великим, в 322 г. до н.э. был убит. После 301 г. его потомки восстановили власть над К. Ариарат IV воевал с римлянами при Магнесии (190 до н.э.), хотя позже он и его преемники вступили в союз с Римом. К. серьезно пострадала от соседей-армян во время войны с Митридатом, но рим. консул Помпей помог каппадокийцам восстановить разрушенное х-во, предоставив ср-ва для стр-ва городов. В 17 г. н.э. К. завоевал Рим, и она стала рим. пров.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
Каппадокия
одна из областей Малой Азии, жители которой присутствовали в Иерусалиме в день Пятидесятницы. Вместе с другими областями упоминается апостолом Петром в его Первом соборном послании, обращенном «к пришельцам, разсеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии, избранным». Некоторые из Каппадокийских городов упоминаются в истории Церкви. Например, Кесария Каппадокийская – город святителя Василия Великого, а Нисса, Неокесария и Назианз – места служения святителей Горигория Нисского, Григория Неокесарийкого и Григория Назианзена.
Источник: Православная энциклопедия.
КАППАДОКИЯ
с Зендского языка — земля хороших лошадей; Деян 2:9, 1Пет 1:1) — обширнейшая область Малой Азии, граничащая, с Киликиею на ю. и р. Евфратом на в. Она состояла из многих частей, с населением из многих народов, и одно время была значительным государством в Азии. Последним царем Каппадокии числится Архелай, который, будучи приглашен Тиверием в Рим (в 15 г. по Р.Х.), был изменнически взят в плен, и его владения вошли в состав Римской империи. Жители Каппадокии, вместе с другими, присутствовали в Иерусалиме в день Пятидесятницы. Вместе с другими областями, она упоминается an. Петром (1 Поел. 1:1), который обращается в своем первом соборном послании к пришельцам, рассеянным в Поите, Галатии, Каппадокии, А сии и Вифинии избранным. Некоторые из городов Каппадокии особенно упоминаются в церковной истории, как наприм. Кесария— город св. Василия Великого, Нисса, Назианз и Неокесария, города известные, как места пастырского служения трех Отцов Церкви — Григориев, именно св. Григория Нисского, Назианзена и Неокесарийского.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990
КАППАДОКИЯ
древ. назв. обл. в цент. части М. Азии. Древнейшее насел. К. наз. себя «хаттами». В сер. 3-го тыс. до н.э. в К. с С.-З. начали вторгаться индоевроп. племена; к 20 в. завершилось их смешение с частью хаттов, и завоеватели приняли это назв. (видоизмен. историками в «хеттов», для отличия от древ. назв.). Ок. 2000 до н.э. в К. существовали ассир. торг. колонии. На терр. К. во 2-м тыс. до н.э. находилось осн. ядро Хеттского царства. В нач. 6 в. до н.э. К. была завоев. Мидией, а со 2-й пол. 6 в. до н.э. К. — часть Перс. царства Ахеменидов. В то время К. простиралась от р. Галис (Кызыл-Ирмак) на З. и побережья Черного м. на С. до гор Тавра на Ю. и делилась на 2 сатрапии: Великую К., занимавшую внутр. обл., и Малую К. — прибрежную, или Понт. Впослед. назв. К. сохранилось лишь за первой. В 4 в. до н.э. при царе Ариарате I К. добилась независимости. В кон. 4 в. до н.э. была подчинена Селевкидами, но в сер. 3 в. до н.э. стала самостоят. царством. С 1 в. до н.э. находилась в зависимости от Рима. После смерти последнего царя К. Архелая (17 н.э.) стала рим. провинцией, а столица К. — Мазака — была переимен. в Кесарию (в честь рим. имп. Августа). Вместе с Понтом К. вошла в состав Визант. империи. В 1074 была захвачена сельджуками.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
КАППАДОКИЯ
• Cappadocia,
??????????, на персидских надписях Katpatuka, восточная половина малоазийской горной страны, до реки Галиса (Кизил-Ирмак) на западе, между Таврскими горами и Черным морем, уже персами была разделена на 2 сатрапии, северную при Понте Эвксинском и южную — внутреннюю. Имя К. впоследствии было ограничено одной этой частью, которая при Александре удержалась как самостоятельное государство; главным образом она заключала в себе территорию римской провинции К. (хотя сюда часто причисляют и другие части). Южная область у Тавра называлась также Катаонией, с главным городом Тианой (у Ксенофонта ????) и Кибистрой; древний главный город Мазака был назван в честь Августа Caeserea ad Agr?um, a западный пограничный город Гарсавра получил название Архелаиды. Значительные древнеассирийские города с храмами были: Комана (храм Артемиды Тавридской, называвшейся также Анаитидой, Энио, Беллоной. Cic. de imp. Pomp. 9) и Мелиты, от которых область при Евфрате получила название Мелитены. Таким же именем названо было построенное там римлянами укрепление. Главная река страны — Галис, высочайшая гора — Аргей. Ее жители принадлежали к сирийскому племени: персы называли их сирийцами, а также «белыми сирийцами» (??????????), в отличие от обитателей собственной Сирии. Они славились храбростью, но также наравне с критянами и карийцами вероломством и продажностью (???? ????? ???????), Strab. 12, 533 слл.
??????????, на персидских надписях Katpatuka, восточная половина малоазийской горной страны, до реки Галиса (Кизил-Ирмак) на западе, между Таврскими горами и Черным морем, уже персами была разделена на 2 сатрапии, северную при Понте Эвксинском и южную — внутреннюю. Имя К. впоследствии было ограничено одной этой частью, которая при Александре удержалась как самостоятельное государство; главным образом она заключала в себе территорию римской провинции К. (хотя сюда часто причисляют и другие части). Южная область у Тавра называлась также Катаонией, с главным городом Тианой (у Ксенофонта ????) и Кибистрой; древний главный город Мазака был назван в честь Августа Caeserea ad Agr?um, a западный пограничный город Гарсавра получил название Архелаиды. Значительные древнеассирийские города с храмами были: Комана (храм Артемиды Тавридской, называвшейся также Анаитидой, Энио, Беллоной. Cic. de imp. Pomp. 9) и Мелиты, от которых область при Евфрате получила название Мелитены. Таким же именем названо было построенное там римлянами укрепление. Главная река страны — Галис, высочайшая гора — Аргей. Ее жители принадлежали к сирийскому племени: персы называли их сирийцами, а также «белыми сирийцами» (??????????), в отличие от обитателей собственной Сирии. Они славились храбростью, но также наравне с критянами и карийцами вероломством и продажностью (???? ????? ???????), Strab. 12, 533 слл.
КАППАДОКИЯ
др.-греч. Kappadokia) - древнее назв. обл. в центр. части М. Азии. Древнейшее нас. К. наз. себя "хаттами". В сер. 3-го тыс. до н.э. в К. с С.-З. начали вторгаться индоевроп. племена; к 20 в. завершилось их смешение с частью хаттов, и завоеватели приняли это название (видоизмененное историками в "хеттов", для отличия от древнего назв.). Ок. 2000 до н.э. в К. существовали ассир. торг. колонии. На терр. К. во 2-м тыс. до н.э. находилось осн. ядро Хеттского царства. В нач. 6 в. до н.э. К. была завоевана Мидией, а со 2-й пол. 6 в. до н.э. К. - часть Перс. царства Ахеменидов. В это время К. простиралась от р. Галис (Кызыл-Ирмак) на З. и побережья Черного м. на С. до гор Тавра на Ю. и делилась на 2 сатрапии: Великую К., занимавшую внутр. области, и Малую К. - прибрежную, или Понт. Впоследствии назв. К. сохранилось лишь за первой. В 4 в. до н.э. при царе Ариарате I (см. в ст. Ариарат) К. добилась независимости. В кон. 4 в. до н.э. была подчинена Селевкидами, но в сер. 3 в. до н.э. стала самостоят. царством. С 1 в. до н.э. находилась в зависимости от Рима. После смерти последнего царя К. Архелая (17 н.э.) стала рим. провинцией, а столица К. - Мазака - была переименована в Кесарию (в честь рим. имп. Августа). Вместе с Понтом К. вошла в состав Визант. империи. В 1074 была захвачена сельджуками. С 15 в. - в составе Османской империи. К. была известна своими храмами, владевшими большими землями и имевшими тысячи храмовых рабов (см. Иеродулы). В 80-х гг. 19 в. на терр. К. были найдены древнейшие ассир. клинописные док-ты, т.н. "каппа-докийские таблички"; единичные находки этих табличек завершились открытием архива древнеассир. колонии Канес (у совр. Кюль-Тепе в Турции), к-рый дает важные сведения о развитии рабовладения в Ассирии. Лит.: Пригоровский Г. М., Каппадокийские таблички и их ист. значение, Уч. зап. РАНИОН, т. 6, М,, 1928; Ранович А., Вост. провинции Рим. империи в I-III вв., М.-Л., 1949; Голубцова Е. С., Очерки соц.-политич. истории М. Азии, М., 1962; Gol?nischeff W., Vingtquatre tablettes cappadociennes..., St. Pb., 1891; Magie D., Roman rule in Asia Minor to the end of the third century..., v. 1-2, Princeton, 1950; G?etze A., Kleinasien, 2 Aufl., M?nch., 1957. T. M. Шепунова. Москва.
КАППАДОКИЯ
область Малой Азии между Галисом и Евфратом, ставшая с 17 г. н.э. сначала римской, затем византийской провинцией. Она разделялась на Понтийскую (побережье Черного моря) и Внутреннюю Каппадокию. К IV в. относятся самые ранние упоминания о простых по архитектуре пещерных храмах в горах Каппадокии, созданных группами отшельников. Согласно новейшим открытиям, в VIII – начале IX вв. иконоборцы создали в Каппадокии несколько храмов (Новая церковь Токалы, двухнефная церковь св. Василия с двумя апсидами и крестом на плоском потолке, часовня св. Стефана с остатками фигур святых и сценой «Евхаристия» на южной стене и др.), украшенных изображениями крестов. С X в. стали появляться многочисленные пещерные капеллы и церкви разных размеров. Их своды, арки, колонны, апсиды высекались в мягком скальном грунте и расписывались монахамисамоучками, которые создавали выразительные фрески, привлекавшие своей непосредственностью и искренностью. Некоторые росписи датированы и снабжены посвятительными надписями. Каппадокийские пещерные храмы впервые были исследованы французским ученым Г. де Жерфанионом в ходе нескольких экспедиций (с 1908 г.), результаты которых были опубликованы в 1919 – 9920 гг. Ученый разделил каппадокийские фрески на две группы: «архаические» (X в.) и зрелые (XI – XII вв.). В «архаических» росписях заметно влияние сирийских живописцев: большеголовые приземистые фигуры, угловатые жесты, сложные композиции на фризеобразных лентах. Вторая группа росписей отличалась утонченностью, свойственной византийской живописи македонской эпохи. Стены церкви Токале Килиссе покрывают росписи двух периодов – периода иконоборчества и XI в. После восстановления иконопочитания каппадокийские фрески стали своеобразным образцом для константинопольских художников, создававших многофигурные композиции, и для живописцев Армении и Грузии. Со второй половины IV в. Каппадокия стала центром религиозной образованности на востоке Римской, а затем и Византийской империи. Здесь возник кружок, в который входили Василий Кесарийский, его брат Григорий, епископ Нисы, и Григорий Назианзин. Они великолепно знали античную словесность и использовали методы неоплатоников в богословских спорах. «Великие каппадокийцы», как их называли, заложили фундамент собственно византийской философии. Они способствовали утверждению христианства, развитию жанра христианской проповеди, оформлению культа святых и мучеников. В последующие эпохи их взгляды развивали Иоанн Филопон, Георгий Писида, Евстратий Никейский, Михаил Пселл и другие образованные византийцы.
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012