Капуцины

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Капуцины
члены католического монашеского ордена, основанного в 1525 г. в Италии (как ветвь ордена францисканцев), самостоятельного с 1619 г.

Источник: Исторический словарь

КАПУЦИНЫ
монахи нищенствующего католического ордена, основанного в 1 525 г. в Италии с целью противодействия Реформации. Утвержден папой Климентом VII в. 1529 г. Первоначально были подразделением францисканцев. Как независимый орден существуют с 1619 г. Рьяно защищали папство в период Контрреформации, в дальнейшем занимались религиозной пропагандой, миссионерством. Обязательной частью одеяния является остроконечный капюшон, отсюда название.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Капуцины
(Cebus) – род широконосых обезьян семейства цебусовых. Длина тела 32 – 57 см. сложение плотное, конечности равной длины. Окраска волос коричневая или серая. На макушке волосы растут образуя подобие монашеского клобука. Характерны, особенно для самцов, большие клыки. Род включает 4 вида с 33 подвидами. Живут во влажных лесах Центральной и Южной Америки. Образ жизни дневной, древесный. Подвижны, могут плавать. Среди других широконосых обезьян выделяются сложным поведением. Развита звуковая коммуникация, выражение эмоций, ощущений. Живут группами (8 – 30 особей), в которых преобладают самки, руководит группой самец-вожак. Всеядны. Раз в год рождается 1 детеныш. См. Цебусовые.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

КАПУЦИНЫ
итал. ед. ч. cappucino, от cappucio - капюшон) - монахи, образующие ветвь ордена францисканцев (наряду с миноритами и конвентуалами). Назв. получили по остроконечному капюшону, наглухо пришитому к рясе из грубого сукна, к-рую К. носят подпоясавшись веревкой. Орден К. был осн. в 1525 в Италии для противодействия идеям Реформации и получил распространение в ряде стран Зап. Европы. В дальнейшем К. нередко выступали в роли миссионеров в колониальных и зависимых странах Азии и Африки, помогая их закабалению колонизаторами. В наст. время К. насчитывается ок. 14 тыс. Подобно др. католич. монашеским орденам, К. составляют один из отрядов совр. клерикализма.

М. А. Заборов. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Капуцины
Орден меньших братьев капуцинов
(Ordo Fratrum Minorum Capuccinorum, OFMCap) — монаш. орден, представляющий собой одну из трех ныне существующих ветвей 1-го (мужского) Ордена францисканцев.
Название ордена происходит от капюшона (итал. cappuccio) конической формы, который вместе с рясой бурого цвета и сандалиями является обязательным атрибутом монаха-К.
История. Ордена К. возник в XVI в. в Италии в условиях предшествовавшего Тридентскому собору движения церк. обновления, а также реформ, осуществлявшихся в Ордене св. Франциска после его разделения в 1517 на конвентуальных францисканцев (конвентуализм) и францисканцев-обсервантов (обсерванция).
Францисканец-обсервант из итал. провинции Анконская Марка Маттео да Башио (ум. в 1552) положил начало капуцинской реформе в 1525, однако его идеи не получили поддержки на провинциальном капитуле обсервантов. Тогда Маттео отправился в княжество Камерино, где получил поддержку местного епископа и княгини Катарины Чибо; в 1526 к нему присоединились братья Людовико и Рафаэле да Фоссомброне, вместе с которыми он с 1528 занялся распространением реформы (при этом община К. вплоть до 1619 находилась в юрисдикции конвентуальных францисканцев). Папа Климент VII буллой Religionis zelus (3.07.1528) утвердил новую франциск. общину, получившую название «Меньшие братья отшельнической жизни», которое было закреплено в монаш. конституции, принятой на первом капитуле в Альбачино в 1529.
Хотя впоследствии Маттео (первый настоятель общины) и Л. да Фоссомброне (позднее также избранный настоятелем) вернулись к обсервантам, а в 1542 глава общины К. Бернардино Окино (ум. в 1564) перешел в кальвинизм (что вызвало серьезное потрясение в ордене), численность К. быстро росла; к 1571 в Италии было 3300 К. В 1574 орден начал свою деятельность во Франции, затем в Испании (1578), Швейцарии (1581), Бельгии (1585), Австрии (1593), Богемии (1599), Баварии (1600), Ирландии (1615). Орден К. был окончательно утвержден буллой Папы Пия IV Pastoralis officii cura от 2.04.1560. Булла Папы Павла V Alias felicis recordationis от 28.01.1619 провозгласила полную автономию К. и признала за главой ордена титул генерального министра. На ген. капитуле 1643 была принята новая ред. монаш. конституции К.
В течение 1-го века своего существования орден принес многочисл. плоды святости. Первым из К. был канонизирован Феликс да Канталиче (ум. в 1587). В числе К., причисленных к лику святых, также Серафим да Монтегранаро (ум. в 1604), Иосиф да Леонесса (миссионер в Константинополе, ум. в 1612), Лаврентий Бриндизийский (Учитель Церкви, ум. в 1619), Фидель Сигмарингенский (ум. в 1622); Иеремия да Валахия (ум. в 1625) был беатифицирован.
Среди дух. писателей-К. — итальянец Джованни да Фано, написавший труд Искусство согласия (1536), англичанин Бенедикт из Канфилда (Правило совершенства, 1609) и француз Лаврентий Парижский (Дворец Божественной любви, 1614). Свящ.-К. Жозеф дю Трамбле (ум. в 1638), ближайший советник кард. Ришелье, прозванный «серым кардиналом», также был известным дух. писателем и ревностным покровителем миссий.
Многие К. помогали заключенным, опекали солдат, оказывая им дух. поддержку и заботясь о раненых. Особыми заслугами отмечена деятельность Марко д’Авиано (ум. в 1699), «ангела-хранителя Гамбурга», вдохновителя императорских антитурецких кампаний и легата нескольких Римских пап.
Орден неуклонно развивался: если в 1650 он насчитывал 21 830 монахов и 1428 монастырей, то в 1761 — уже ок. 35 тыс. монахов и 1730 монастырей.
С кон. XVIII в. для К. наступил период тяжелых испытаний. Политика галликанства и иосифизма, полит. события, последовавшие за Французской революцией (во время которой многие К. приняли мученическую смерть), и гонения со стороны либералов и масонов разрушили структуру ордена; мн. монастыри были ликвидированы, а на вступление в орден новых монахов в ряде стран (в т.ч. Франции и Испании) были наложены жесткие ограничения со стороны властей. Между 1789 и 1847 не состоялось ни одного ген. капитула К., управление орденом осуществляли либо викарии, либо ген. прокураторы, назначавшиеся Св. Престолом. В 1847 ген. настоятелем К. стал Венанцио Бурдезио (1820–64), деятельность которого послужила постепенному возрождению ордена, в т.ч. во Франции, Баварии и Нидерландах, где было основано много новых монастырей. Последующие ген. настоятели К. продолжили расширение деятельности ордена; особенные заслуги в этом принадлежат Э. Христену (1837–1909), реорганизовавшему пастырскую и миссион. работу К. и учредившему в 1884 офиц. печатный орган К. — Analecta Ordinis Fratrum Minorum Capuccinorum.
В 1908 К. открыли в Риме междунар. Коллегию св. Лаврентия Бриндизийского. В 1940 в этой коллегии разместились Исторический ин-т, занимающийся исследованием истории ордена, библиотека Серафико Каппуччино, науч. журнал Collectanea Franciscana, который в библиогр. обозрении с 1929 рецензирует все серьезные труды по францисканству (в области орденского права, богословия, философии, духовности, миссионерства, искусства и т.д.).
Среди К. XX в., причисленных к лику святых, — польский свящ. Гонорат Козьминьский, мученики Гражданской войны в Испании (1936–39), хорватский свящ. Леопольд Мандич, служивший в Падуе и прозванный «узником исповедальни», свящ.-мистик Пий из Пьетрельчины (Падре Пио). В наст. время ведутся процессы беатификации и других К., напр. кард. Гульельмо (Лоренцо Антонио) Массайи (1809–89) и армян. катол. еп. Кирилла Зограбяна (1881–1972).
В 2002 орден насчитывал 11 302 монаха (из них 7165 свящ.) и 1615 монастырей.
Орден К. положил начало более чем 11 500 общинам терциариев, ныне насчитывающим ок. 73 тыс. членов; он опекает монастырские общины капуцинок и неск. десятков конгрегаций, большей частью женских, присоединенных к К.
Духовность. К. характеризуются аскетическим образом жизни, созерцательной формой духовности, проповеднической деятельностью, делами милосердия. Во время эпидемий чумы в XVII в. в Италии погибло более 400 К., ухаживавших за больными. Самоотверженность К. в Испании и Франции во время эпидемии 1656–57, когда умерло 311 братьев, в 1663 была удостоена публичной благодарности короля Людовика XIV.
Апост. труды К. были по достоинству оценены простыми людьми, за радушие и щедрость называвшими К. «братьями народа».
К. вели исследования в области библеистики, напр. в Климентинской Академии, основанной монахом-К. Луи из Пуйе (ум. в 1782) в Париже, и богословия, следуя прежде всего традициям Бонавентуры и Дунса Скота.
Проповедническая деятельность К. во мн. странах Европы была настолько плодотворной, что Папа Бенедикт XIV с 1743 закрепил за ними почетную должность проповедников Апост. дворца, которую они исполняют до сегодняшнего дня.
Миссионерская деятельность. Первыми миссионерами из числа К. были Джованни да Медина-дель-Кампо и Джованни да Троя, отправившиеся из Италии через Константинополь в Египет и принявшие смерть от рук мусульман в Каире. В 1569 итальянские К. обосновались на Крите, позднее вели миссион. деятельность в Хорватии и Боснии (1594), в Египте среди коптов (1605–06) и Греции (1625). Иосиф да Леонесса вместе со своими сподвижниками из парижской пров. К. в 1587 основал миссион. центр в Константинополе для пастырской опеки католиков, находившихся в плену у турок. В 1626 французские К. начали работать в Алеппо (Сирия), где их миссия сохранилась до XVIII в., а в 1627 — в Армении.
По инициативе Конгрегации по распространению веры франц. К. отправились в Индию, где в 1641 основали миссион. центр в Мадрасе, а в 1671 — в Путтуччери.
В 1703 Конгрегация по распространению веры поручила итальянским К. миссию в Тибете и Непале, но вследствие полит. трудностей они были вынуждены в 1745 отправиться работать в Сев. Индию; в 1820 был учрежден апост. викариат Тибета и Индостана под руководством К.; с 1842 К. работали в Китае. В 1709–60 в Грузию были направлены для миссион. служения 55 К. Один из них, Бернардино да Наполи (ум. в 1707), оставил ряд сочинений на груз. яз., перевел на груз. яз. Катехизис Роберта Беллармина и Филотею Франциска Сальского.
В Африке миссион. служение К. начал в 1600 Амброджо да Сончино (1546–1601), опекавший католиков, находившихся в рабстве в Алжире. В 1618 К. прибыли по просьбе короля Альвара III в Конго, а после его смерти в 1622 стали работать в Тунисе и Марокко (миссия К. в Конго возобновилась лишь в 1910). Французские К., в т.ч. Ж. дю Трамбле, в 1635 основали миссию в Сенегале и на островах Зеленого Мыса (Кабо-Верде). В Эфиопии с 1635 несли миссион. служение франц. К. — Агатангел из Вандома и Кассиан из Нанта, однако после их мученической смерти в 1637 миссия прекратила свое существование. Испанские К. основали в 1645 миссию в Нигерии, в 1648 — в Бенине, но ввиду сопротивления порт. властей в 1650-е были вынуждены покинуть эти территории.
В 1632 франц. К. основали постоянные миссии в Сев. Америке, с 1633 работали на Антильских островах, в 1681–1704 — на Гаити, где возобновили деятельность в 1768. В 1699 они начали работать в Бразилии, но из-за франко-порт. войны были вынуждены покинуть эту страну; с 1705 там несли миссион. служение итал. К., организовавшие апост. префектуры в городах Багио, Пернамбуку (1725) и Рио-де-Жанейро (1730). В сер. XVII в. исп. К. стали действовать в Венесуэле. С 1865 итал. К. работали в Уругвае, с 1878 — в Чили. В XIX в. миссии К. существовали также в Гватемале, Пуэрто-Рико и на Кубе.
Создателем постоянной миссии К. в Эфиопии в 1845 стал Г. Массайя; в 1863 миссию в этой стране поручили франц. К. (с 1940 они работают в Центр. Африке). В 1952 была создана ветвь К. эфиоп. обряда, священники которой получают подготовку в семинарии в Адиграте.
В Вост. Европе. В 1705 царь Петр I подписал в Гродно грамоту, разрешающую К. поселиться в Москве. Однако этим разрешением К. смогли воспользоваться только в 1720, благодаря Патрицию из Милана (ум. в 1753), принадлежавшему к груз. апост. префектуре, вверенной с 1661 итал. К.
Миссия К. в Москве находилась в ведении префекта Грузии до 1722, а в 1731 стала апост. префектурой. В ведении префекта Москвы находились резиденция в Астрахани и осн. в 1731 миссия К. на Украине.
В Астрахань К. приехали в ответ на просьбу местных католиков, направленную 10.09.1710 в Рим, (в хронике катол. прихода Астрахани упоминается также о монахе-К. Соттере, построившем деревянную катол. церковь в этом городе в 1630); первым прибыл Антонио Мария д’Амелия Луалда (ум. в 1741). В 1710 при катол. храме в Астрахани открылась школа, руководимая К., которая более ста лет была единственной школой в городе. В 1722 ее посетил Петр I; в ней учились А.Д. Кантемир и В.К. Тредиаковский. Д-р медицины Ромуальдо а Понто, участник миссии К. в Астрахани, пользовался большим уважением жителей губернии, его покровителем стал калмыцкий хан Дондук-Даши. Усилиями Р. а Понто были построены каменный храм, госпиталь и аптека. К. покинули Астрахань в 1805.
21.06.1720 Венустио из Фрибурга и др. К. в сопровождении францисканцев-реформатов (OFMRef) прибыли (через Вильнюс и Ригу) в С.-Петербург, несмотря на подозрения и недоброжелательство рос. офиц. лиц. В февр. 1719 в С.-Петербург приехал Патриций из Милана, чтобы получить разрешение на строительство каменной церкви в Астрахани. Взаимное недопонимание между францисканцами-реформатами и К. вынудили последних оставить С.-Петербург и отправиться в Москву, за исключением А. да Швица (ум. в 1761), который продолжил апост. деятельность в С.-Петербурге. В правление имп. Екатерины II К. уехали из России и продолжили свою деятельность в Грузии.
Ветвь К. визант. обряда была создана в Галиции по инициативе митр. А. Шептицкого. Это начинание получило поддержку Папы Пия XI, по указанию которого два голланд. К. были направлены в 1925 на учебу в Папский Вост. институт. 16.12.1931 свящ.-К. Гендальф ван Тернезен перешел из лат. обряда в византийский и принял имя Кирилл. Вместе с тремя собратьями по ордену при поддержке еп. З. Лозиньского он основал первую общину К. визант. обряда в Лубешове (Польша); первая визант. литургия была отслужена 10.12.1933. В 1932 К. визант. обряда открыли школу, а в 1937 — новициат. К 1939 миссия К. визант. обряда в Польше насчитывала 7 свящ., 2 диаконов и 15 братьев-монахов. В Эстонии по приглашению апост. администратора Э. Профиттлиха в нач. 1930-х К. визант. обряда основали миссию в Нарве; они также осуществляли пастырское служение в приходе Тарту. После занятия сов. войсками терр. Эстонии и Польши во время Второй мировой войны миссии К. визант. обряда были закрыты, а монахи, большинство из которых были голландцами, вернулись на родину. В 1940-е ими были созданы неск. пастырских центров для рус. беженцев и эмигрантов в Нидерландах.
С кон. XX в. К. ведут активную деятельность на терр. Украины, где ныне монахи ордена несут служение в Киеве, Виннице, Красилове, Староконстантинове, Днепропетровске и Днепродзержинске; епископом-ординарием Харьковско-Запорожской епархии стал о. Станислав Падевский OFMCap. С авг. 2003 К. работают в Воронеже, где они организовали жизнь катол. общины; в этом приходе служат свящ.-К. Виктор Свидерский (настоятель) и Марек Бакежинский; 3.10.2004 в этом городе состоялось освящение катол. часовни Пресвятой Девы Марии Заступницы. В 2004 К. Украины и России образовали вицепровинцию ордена.
Лит-ра: Lechner P. Leben der Heiligen aus dem Orden der Kapuziner. MЯ., 1863–65. 3 Bd.; Haarlem Z. van. Les premiПres tentatives d’une mission des Capucins en Russie // Collectanea Franciscana 11/2 (1941), 223–255; Idem. Le premier diplЩme concОdО par Pierre le Grand aux Capucins // Ibid. 11/3–4 (1941), 438–473; Idem. L’ExpОdition des Capucins en Russie // Ibid. 12/1 (1942), 41–65; Idem. Les Capucins И Saint-Petersbourg (1720–1725) // Ibid. 12/2–3 (1942), 208–247, 351–375; Idem. Les Capucins И Astrakhan’ (1710–1725) et И Moscou (1720–1725) // Ibid. 12/4 (1942), 530–551; Bohdziewicz P. KoжciЧЄ pokapucyfski w Astrachani. Lublin, 1949; Gerlach P. De architektuur der Capucijnen // Franciscaans leven 38 (1955), 17–30, 47–53, 73–86, 110–120; Asseldonk O. van. Scriptores ascetici et mystici Ordinis Capuccinorum // Laur 1 (1960), 98–130, 213–244; Acta et decreta causarum beatificationis et canonizationis OFMCap. R., 1964; Gadacz K. Capucins polonais dОportОs en Russie et en SibОrie... // Miscellanea Melchior de Pobladura. R., 1964, vol. 2; Cargnoni C. Fonti, tendenze e sviluppi della letteratura spirituale cappuccina primitiva // Collectanea franciscana 48 (1978), 311–398; Constitutiones Ordinis Fratrum Minorum Capuccinorum saeculorum decursu promulgatae. R., 1980–86. 2 t.; Iriarte L. Storia del francescanesimo. R., 1982; Los capuchinos en la PenТnsula IbОrica: 400 aЦos de historia (1578–1978). Sevilla, 1985; I frati cappuccini: Do*****enti e testimonianze del primo secolo. Perugia, 1988–93. 5 vol.; D’Altari M. I cappuccini: Storia di una famiglia francescana. R., 1994; AnPont 2004.
о. В. Спирито, И. Баранов

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002

Похожие термины:

  • Капуцинеркирхе

    нем. Kapuzinerkirche) — название церкви Богородицы Ангелов и монастыря ордена капуцинов в Вене, близ дворца Хофбург, на Нойе-Маркт-Плац. Церковь знаменита своим Императорским склепом, где покоятся импера
  • Капуцинки

    Орден кларисс-капуцинок (Moniales Capuccinae s. Clarae, Moniales Clarissae Capuccinae, Ordo Sanctae Clarae Capuccinarum, OSClCap), женская ветвь Ордена капуцинов, относящаяся ко Второму ордену францисканцев; также различные женские монаш. конг