Кара-Абызская культура

Найдено 1 определение
Кара-Абызская культура
археол. культура раннего жел. в. южноур. лесостепи (ок. IV в. до н.э. - III в. н.э.). Назв. по городищу Кара-Абызскому, открытому в 1770 Н.П. Рычковым. Выделена А.В.Шмидтом в 1929.    К.К. изначально формируется как двухкомпонентная - в результате взаимоассимиляции пришедших из Ср. Поволжья и Нижнего Прикамья в VI-V вв. до н.э. позднеананьинских (ананьинская культура) племен и мигрировавших в IV в. до н.э. с В. заур. гафурийских групп (гафурийский тип керамики).    В своем развитии К.К. проходит три этапа: IV-III вв. до н.э., III-II вв. до н.э. и II в. до н.э. - III в. н.э. На последнем из них К.К. представляет собой мощный компактно проживающий союз с четырьмя племенными ц. в Биктимировском, VI Уфимском, Шиповском и II Охлебининском городищах. Числ. этноса в это время достигает около 3-3,5 тыс. чел. На Ю. ему противостоят многочисленные кочевые сарматские племена, на З. - чегандинский племенной союз. На С. и В. в горно-лесных р-нах обитают относительно распыленные убаларские, айские (гороховские, гамаюнские и иткульские) группы.    Осн. занятиями кара-абызских племен, как и их предков, оставались полукочевое скотоводство, отчасти охота, рыболовство, и, возможно, подсечно-огневое земледелие. Разводили гл. обр. овец и лошадей; меньше в стаде было крупного рогатого скота и свиней. Охотились в осн. на пушных зверей (бобра, куницу, выдру, лису), а также на лося, косулю, кабана и др. мясных животных. Пушнина, очевидно, являлась предметом меновой торговли со степными племенами.    Кара-абызские укрепленные пос., сохраняя традиционные ананьинские черты, имели ряд новшеств, связанных с заур. фортификационным стр. Большинство городищ расположено на мысах и вершинах изолированных возвышенностей. С напольной стороны они ограничены слабо изогнутыми валами и рвами. Рвы узкие и мелкие. Валы шир. 4-9, высотой 0,6-3,8 м. Они укреплены каменными плитами, галечником и глиняной обмазкой. С приходом заур. нас. появляются береговые укрепления, прямоугольные и полукольцевые в плане оборонительные системы, замкнутые фортификации из валов и рвов по периметру поселенческой площадки, валы без каменных крепид, земляные перемычки-входы. Резко возрастает пл. пос. от 1750-6400 кв. м (IV-II вв. до н.э.) до 4-20 га (III вв. до н.э. - III в. н.э.). Жилищ на городищах и селищах не обнаружено. Возможно, кара-абызское нас. обитало в наземных постройках с легкими каркасами из кольев и жердей, обтянутых шкурами животных. Кроме стационарных пос. на высоких труднодоступных местах, у нас. К.К., возможно, существовали летние стойбища в поймах рек, ныне полностью уничтоженные разливами.    Могильники К.К. все грунтовые. Ранние могильники были небольшими. Число иссл. погребений колеблется от 128 (Шиповской) до 635 (Охлебининский). Могильные ямы узкие, прямоугольные. В ранних могильниках умерших хоронили ногами к реке, в поздних - головами к водоему, с заупокойной пищей (глиняные сосуды, кости животных). В Охлебининском могильнике около трети могил вдоль стен обложены камнями, иногда на всю глубину. Покойников заворачивали в лубок, клали на спину, редко хоронили на боку с подогнутыми ногами. По составу и количеству инвентаря четко различаются детские, мужские и женские захоронения. Первые всегда бедны. Мужские погребения сопровождались оружием (стрелы с бронз. наконечниками сарматского типа, копья с жел. наконечниками, жел. ножи и мечи), деталями конской сбруи (жел. удила, бронз. и костяные псалии), поясными ремнями. Обязательной принадлежностью женских погребений являются шир. кожаные пояса, украшенные массивными бронз. круглыми бляхами и накладками с изображением голов лошадей. Одежду украшали бляшки, обоймочки, подвески. Часто встречались височные подвески, перстни, бусы, реже - гривны и браслеты. Погребальный инвентарь свидетельствует о начавшемся имущественном расслоении в среде кара-абызского нас. несмотря на довольно устойчивые родовые отношения. При этом соц. дифференциация и военизация общ-ва достигли наивысшего развития в охлебининском племени, находившемся на юж. окраине тер. К.К. - близ воинственных сармат.    Посуда, найденная на пос. и в могильниках, представлена круглодонными чашами и горшками ручной лепки с бедным узором в виде пояска ямок, насечек или оттисков гребенки.    С этно-лингвистической точки зрения племена К.К. являлись потомками приур. праперм. и заур. угорских групп.    Лит.: Археологическая карта Башкирии. М., 1976; Пшеничнюк А.Х. Кара-абызская культура (Население Центральной Башкирии на рубеже нашей эры) // АЭБ, 1973. Т. 5; Он же. Некоторые вопросы общественного развития племен кара-абызской культуры // Материалы по хозяйству и общественному строю племен Южного Урала. Уфа, 1981.    Борзунов В.А.

Источник: Уральская историческая энциклопедия. 2000

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
351.85 кб

К вопросу об основах жизнеобеспечения носителей кара-абызской археологической культуры

Проценко Антон Сергеевич, Сатаев Роберт Мидхатович
Статья посвящена теоретическим и практическим аспектам изучения жизнеобеспечения населения кара-абызской культуры (Башкирское Предуралье, IV в. до н.э. IV н.э.).
Читать PDF
201.20 кб

Место кара-абызских материалов среди культур раннего железного века Приуралья: историографический ас

Волкова Екатерина Вячеславовна
В статье проанализированы точки зрения исследователей относительно происхождения караабызской археологической культуры с момента начала ее исследования и до сегодняшнего времени.
Читать PDF
503.36 кб

Происхождение керамических импортов кара-абызской культуры лесостепи Южного Приуралья (IV-III века д

Савельев Никита Сергеевич
Статья посвящена публикации и анализу импортных образцов керамики (красноглиняная гончарная и лепная), происходящих из Шиповского курганного могильника и Шиповского городища, расположенных в лесостепи Южного Приуралья.
Читать PDF
186.21 кб

История изучения кара-абызских древностей в XX веке (начальный этап изучения археологической культур

Проценко Антон Сергеевич
Кара-абызская культура является наиболее изученной археологической культурой, которая локализуется на территории Башкортостана. Интерес к ней возник в начале XX века и не погас до сих пор.
Читать PDF
503.36 кб

Происхождение керамических импортов кара-абызской культуры лесостепи Южного Приуралья (IV-III века д

Савельев Никита Сергеевич
Статья посвящена публикации и анализу импортных образцов керамики (красноглиняная гончарная и лепная), происходящих из Шиповского курганного могильника и Шиповского городища, расположенных в лесостепи Южного Приуралья.