КАРАКАЛПАКИ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Каракалпаки
народ в Российской Федерации (6 тыс. чел.). Коренное население Каракалпакстана (Узбекистан). Язык каракалпакский кыпчакской группы тюркских языков. Верующие – мусульмане-сунниты.

Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018

Каракалпаки
народ в Средней Азии, главным образом в Узбекистане, в Каракалпакии (412 тыс. чел.), 5 тыс. чел живут в Афганистане, в Российской Федерации – 6 тыс.чел. (1992). Говорят на каракалпакском языке, относящемся к кыпчакской группе тюркских языков. Верующие исповедуют ислам. В антропологическом типе каракалпаков установлено наличие двух пластов – европеоидного, связанного с местным степным населением эпохи бронзы и античного времени, и монголоидного, связанного с пришлыми степными племенами. В числе древнейших предков каракалпаков были сакомассагетские племена, жившие в 7 – 2 в.в. до н.э. у южных берегов Аральского моря. В период 2 – 4 в.в. н.э. в приаральские степи нахлынули с востока и частично смешались с местными племенами гунны, а в 6 – 8 в.в. – тюрки (См. Гунны, Тюрки). К этому времени сложились раннесредневековые народы Приаралья печенеги и огузы, в среде которых в 8 – 10 в.в. началось формирование каракалпаков (См. Печенеги, Огузы). В начале 10 в. часть печенегов ушла на запад, в южно-русские степи; поселившиеся в Киевской Руси племена именуются в русских летописях «черными клобуками» (от тюркского каракалпак – черная шапка). Оставшаяся между Волгой и Уралом восточная часть печенегов постепенно сливалась с пришедшими из бассейна Иртыша кыпчаками, воспринимая их язык. В составе кыпчакского родоплеменного союза засвидетельствовано источниками племя кара-боркли – этноним, идентичный каракалпакам. В 14 – 15 в.в. на этногенез существенное влияние оказали связи каракалпаков с ногайцами (См. Ногайцы). В конце 16 в. каракалпаки уже фигурируют в среднеазиатских источниках под современным названием. Каракалпаки вели полуоседлый образ жизни, сочетая ирригационное земледелие со скотоводством и рыболовством. По антропологическим признакам относятся к монголоидной расе. См. Монголоидная раса, КаватКала, Кой-Крылган-Кала.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

КАРАКАЛПАКИ
нация, осн. население Каракалпакской АССР. Общая числ. в СССР - 172,6 т. ч. (1959). Из них 156 т. ч. живет в Каракалп. АССР, часть - в разных областях Узб. ССР и на С. Туркм. ССР, небольшие группы имеются в Казахстане и Киргизии. Вне пределов СССР ок. 2 т. ч. К. живет в Афганистане. Язык К. относится к кыпчакско-ногайской подгруппе кыпчакской группы (зап. ветви тюрк. языков). В антропологич. типе К. установлено наличие 2 пластов -европеоидного, связанного с местным ср.-азиат. древним степным населением эпохи бронзы и антич. времени, и более позднего - монголоидного, связанного с пришлыми степными племенами. Древнейшими предками К. были сако-массагетские племена (апасиаки, аугасии и др.), жившие с 1-х вв. до н.э. у юж. берегов Аральского м. В период с кон. 2 в. н.э. - 4 в. н.э. в приаральские степи нахлынули с В. и частично смешались с местными племенами гунны, а в 6-8 вв. - тюрки. На этой этнич. базе происходило формирование раннесредневековых народов Приаралья печенегов и огузов, в среде к-рых в 8-10 вв. началось формирование К. В нач. 10 в. часть печенегов ушла на З., в юж.-рус. степи; поселившиеся в Киевской Руси племена именуются в рус. летописях "черными клобуками" (черные шапки - каракалпаки). Оставшаяся между Волгой и Уралом вост. часть печенегов постепенно сливалась с пришедшими из басс. Иртыша кыпчаками, воспринимая их язык. В составе Кипчакского родоплеменного союза засвидетельствовано источниками племя "кара-боркли" - этноним, идентичный названию К. В послемонг. период на этногенез К. существенное влияние оказали связи К. с ногайцами. В кон. 16 в. К. уже фигурируют в ср.-азиат. источниках под своим совр. названием. К. вели полуоседлый образ жизни, сочетали ирригац. земледелие со скотоводством (особенно кр. рог. скот) и рыболовством. Обществ. строй в 19 - нач. 20 вв. был феодальным со значит. пережитками патриархальных и нек-рыми элементами капиталистич. отношений. Сохранялась родоплеменная структура и пережитки патриарх.-родовых отношений в хоз., обществ. и семейной жизни. Помимо офиц. религии - ислама, было распространено много доисламских верований. В культуре прослеживаются многовековые связи с народами Вост. Европы, Приуралья и Ср. Азии. В условиях сов. строя К. прошли путь не-капиталистич. развития и сформировались в социалистич. нацию (см. Каракалпакская АССР).

Лит.: Иванов П. П., Каракалпаки, в сб.: СЭ,т. 4, М-Л.. 1940; Толстов С. П., К вопросу о происхождении каракалпакского народа, "КСИЭ", 1947, в. 2; Жданко Т. A., Очерки ист. этнографии каракалпаков. Родоплеменная структура и расселение в XIX - нач. XX в., М.-Л., 1950; ее же, Проблема этногенеза каракалпаков, "КСИЭ", 1962, в. 36; (ее же), Каракалпаки, в кн.: Народы Ср. Азии и Казахстана, т. 1, М., 1962 (библ.); Толстова Л. С., Каракалпаки за пределами Хорезмского оазиса в XIX - нач. XX в., Нукус - Таш., 1963.

Т. А. Жданко. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Влияние эпоса «Алпамыс» на формирование национальных эпических произведений (по материалам каракалпа

Хошниязов Жалгас
В статье рассмотрены вопросы влияния эпоса «Алпамыс» на формирование и развитие национальных эпических произведений.
Читать PDF
640.94 кб

Проблемы семейного воспитания и социальная адаптация детей в этнопедагогике Каракалпакии

Худоярова Мухаббат Тажимуратовна
Читать PDF
0.00 байт

Традиционный мужской костюм каракалпаков (конец XIX- конец XX вв. )

Курбанова Земфира Ибрагимовна
Традиционный мужской костюм каракалпаков, подвергаясь на протяжении длительного времени различным влияниям, прошел своеобразный путь развития. Его традиционные формы были сформированы к середине XIX века.
Читать PDF
499.59 кб

Декоративно-прикладное искусство каракалпаков. Ювелирное искусство

Уразимова Тамара Владимировна
В статье рассматриваются художественные особенности ювелирного искусства каракалпакского народа.
Читать PDF
635.03 кб

Формирование духовно-нравственных ценностей средствами каракалпакских народных дастанов

Тилегенов Аскарбай Толегенович
Читать PDF
0.00 байт

ПЕРВАЯ КАРАКАЛПАКСКАЯ СТУДИЯ В МОСКВЕ

Уснатов Рашид Жаксиликович
Статья «Первая каракалпакская студия в Москве» докторанта Государственного института культуры и искусства Рашида Уснатова ставит цель рассказать об истории становления каракалпакского театрального искусства, которое связано непоср
Читать PDF
0.00 байт

"первотолчок". Каракалпакские народные сказки

Наимова Зухра Кайратдиновна
Статья посвящена, чтобы через увлекательные фабулы, смелую метафористику, тонкую символику, а еще благородство чувств и сердечную доброту волшебной сказки благотворно воздействовать на читателя. Обогатить жизненный багаж индивида.
Читать PDF
0.00 байт

РОЛЬ И МЕСТО ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ФОРМИРОВАНИЯ КАРАКАЛПАКСКИХ СКАЗОК

Отениязов Полат Жуманиязович
Данная статья посвящена актуальной проблеме изучению роли исторических источников для определения генезиса каракалпакских народных сказок на примере научных трудов академика С.Камалова.
Читать PDF
0.00 байт

Творческое своеобразие каракалпакских скульпторов

Мамбеткадыров Гайратбай Аманбаевич
В статье рассматривается своеобразие каракалпакской скульптуры, всегда черпающей тематику для своего творчества из окружающей жизни, народных обычаев, фольклора.
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу жанровых особенностей и классификации каракалпакских преданий

Алламбергенова Инабат Хасанбаевна
В статье проанализированы проблемы возникновения преданий в каракалпакском устном народном творчестве, вопросы их исследования, а также жанровые особенности и классификация.
Читать PDF
0.00 байт

Значение «Огузнаме» в формировании и развитии каракалпакских героических дастанов

Хошниязов Жалгас
Рассматривается вопрос о влиянии средневекового письменного памятника «Огузнаме» на формирование каракалпакского героического эпоса.
Читать PDF
0.00 байт

Мотив чудесного рождения в каракалпакских народных легендах и его исторические основы

Калбаева Гулпаршын Сарсенбаевна
В статье представлен анализ одного из ведущих мотивов легенд чудесного рождения героя, исторические основы которого рассмотрены в сопоставлении с древними архаическими представлениями, а также мотивами, появившихся на основе мусул
Читать PDF
0.00 байт

АНАЛИЗ МОТИВА ЭКЗОГАМНОГО БРАКА В КАРАКАЛПАКСКИХ СКАЗАНИЯХ

Бекжанова Бибираба Каримбаевна
Данная статья посвящена исследованию каракалпакских народных эпосов. В статье проанализированы эпические мотивы, свидетельствующие о древних формах экзогамного брака.
Читать PDF
0.00 байт

ЖАНРОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ КАРАКАЛПАКСКИХ НАРОДНЫХ ЛЕГЕНД

Бекимбетов Азамат Мырзабаевич
В статье речь идет об исследовании малоизученной в каракалпакской фольклористике виде фольклора, как притча и сказка, жанр «легенды», который до сих пор живет и существует среди групп народной прозы.
Читать PDF
0.00 байт

Анализ свадебных обрядов в эпических сказаниях каракалпакского народа

Бекжанова Бибираба Каримбаевна
Каракалпакские народные эпосы представляют генетические истоки свадебных обрядов, которые объясняют многие явления общественной жизни этноса в прошлом.

Похожие термины:

  • КАРАКАЛПАКСКАЯ АССР

    образована в 1932 в составе РСФСР. Располагалась на востоке плато Устюрт, в западной части пустыни Кызылкум и дельте реки Амударьи. Столица - Нукус. В 1873 правобережная территория Каракалпакии, входив
  • КАРАКАЛПАКСКАЯ АВТОНОМНАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

    Каракалпакия, - в составе Узб. ССР. Расположена на С.-З. Узбекистана, занимает зап. половину пустыни Кызылкум, дельту Аму-Дарьи и юго-вост. часть плато Устюрт. Граничит с Казах. и Туркм. ССР. Образована