27.7.1889 - 16.1 1.1972, Баден, Австрия) танцовщица. Дочь провинциального актера и антрепренера Алексея Михайловича КараллиТорцова. Училась на балетном отделении Московского театрального училища и считалась способной, нов 1902 врачи нашли у нее искривление позвоночника, и она полгода находилась на лечении. В 1902-4 продолжила занятия по облегченной программе. По окончании училища (1906, педагоги М.Станиславская и АТорский) - корифейка балета Большого театра. Но уже в сентябре дебютировала в партии Одетты-Одиллии в «Лебедином озере» П.Чайковского, заменив заболевшую артистку, Она не обладала ни сценическим опытом, ни должной танцевальной техникой для этой роли, и Горский адаптировал партию к возможностям К" поступая так и в дальнейшем. В том же году была переведена в разряд вторых танцовщиц, выступала в партии Бинт-Анты («Дочь Фараона» Ц.Пуни), в 1907 - Лизы в «Тщетной предосторожности» П.Гертеля и Жизели в одноименном балете А.Адана, в 1908 - Раймонды в «Раймонде» А.Глазунова и Никии в «Баядерке» Л.Минкуса, в 1909- Китри в «Дон Кихоте» Минкуса, Медоры в «Корсаре» Ц.Пуни. Участвовала с М.Мордкиным в Русских сезонах в Париже (1909), исполняя главную партию в поставленном М. Фокиным «Павильоне Армиды» Н.Черепнина. В 1915 получила звание балерины.
К. создавала лирические, эмоционально окрашенные образы. Кроме классических партий, среди которых была также Аврора в «Спящей красавице» Чайковского, она выступала в балетах Горского: Царь-девица («Конек-Горбунок» Пуни), Саламбо («Саламбо» А.Арендса), пастушка Арета («Пятая симфония» на музыку Глазунова), Евника («Евника и Петроний» на муз.Ф.Шопена в оркестровке Арендса). Для К. Горский создал партию богини Танит («Саламбо») и Анитры («Hyp и Анитра» А.Ильинского), Среди ее партнеров - Мордкин. Изысканная красота К.
благородство и гармоничность пластики, великолепно развитое чувство формы, выразительные руки, одухотворенность исполнения (при некотором несовершенстве техники классического танца) позволили К. стать одной из самых популярных московских танцовщиц, Ее исполнение фокинского «Умирающего лебедя» часть критиков считала более глубоким и ярким, чем у А.Павловой. Неоднократно гастролировала по провинциальным городам России (Ростов, Воронеж, Харьков и др.).
К. обладала незаурядным драматическим талантом. Еще в 1908 выступала в спектакле «Принц и нищий» по пьесе И.Всеволожского, проявив себя как одаренная актриса. Ее даже приглашали в Малый театр, но К.
отказалась. В 1914 начала сниматься в кино и почти сразу стала «кинобожеством» - первой русской кинозвездой и одной из самых (наряду с Верой Холодной) высокооплачиваемых актрис. За три года создала более 30 самых разнообразных киноролей, работала в основном на кинофабрике А.Ханжонкова, снялась в фильмах: «Любовь статского советника», «После смерти», «Сорванец», «Ты помнишь ли?», «Война и мир», «Хризантемы» и др. Самым знаменитым среди них стал «Умирающий лебедь». Кинематографическая популярность К. была отчасти причиной того, что вокруг ее имени возникало много слухов: шли разговоры, что К. была «приманкой в деле Распутина», дважды -в 1918и 1922 сообщалось о ее смерти, что вызывало в прессе массу отзывов, Велик был интерес к подробностям ее личной жизни (особенно к роману с Л.Собиновым, 1908-14).
В 1918 покинула Россию. В 1919-20 выступала в «Русском балете» С.Дягилева: половчанка («Половецкие пляски» А.Бородина), Тамара в одноименном балете Фокина на музыку М.Балакирева. В 1920 в труппе А.Павловой, затем танцевала в различных труппах Европы и США. В 1928 создала студию Литовского национального балета (Каунас), которой руководила до 1930. В 1930-35 - балетмейстер Румынской оперы (пост.
«Лебединое озеро» Чайковского) и руководитель Бухарестской студии танца. В 1938-41 преподавала в Париже. В 1941 по приглашению друзей, узнавших о ее материальных трудностях, переехала в Дом для престарелых артистов в Бадене близ Вены, где жила до конца своих дней.