КАРАМЗИН

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

КАРАМЗИН
Николай Михайлович (1766, с. Михайловка Бузулукского у. Симбирской губ., по др. сведениям – с. Богородское Симбирского у. Симбирской губ. – 1826, Санкт-Петербург), русский поэт, прозаик, журналист, критик, историк. Начал как переводчик (в 1783 перевел поэму С. Геснера «Деревянная нога», в 1786 – трагедию У. Шекспира «Юлий Цезарь» и поэму А. Галлерта «О происхождении зла», в 1788 – «Эмилию Галотти» Г. Э. Лессинга). В стихотворении «Поэт» (1787) Карамзин называет любимых авторов (Гомер, Софокл, У. Шекспир, Дж. Мильтон, Э. Юнг, показательно отсутствие образцовых для рус. классицистов французских поэтов) и таким образом определяет свои творческие ориентиры. В «Московском журнале» в 1791–92 гг. Карамзин публикует «Письма русского путешественника», являющиеся не биографическим документом, а художественным произведением (Ю. М. Лотман), где говорит о том, что все народы идут путем прогресса и, следовательно, Россия должна усвоить европейский культурный опыт. В «Московском журнале» вышла и повесть Карамзина «Бедная Лиза» (1792), которую позднее сам автор называл «сказкой», «весьма незамысловатой», но «счастливой для молодого автора». «Бедная Лиза» воспринималась читающей публикой как действительно произошедшее событие, отсюда – сочувствие бедной Лизе как современнице и многочисленные подражания ее поступку. Карамзин – писатель-сентименталист (из статьи «Что нужно автору?» (1793) следует, что кроме «проницательного разума» и «живого воображения» писатель должен иметь «доброе, нежное сердце»). Проводимая им языковая реформа состояла в отказе от теории «трех штилей» и использовании единого для всех жанров стиля, основой которого является язык образованного дворянства.
Дактилическому окончанию «томногорестной» поэмы «Илья Муромец» (1794) суждена была долгая жизнь (в текстах А. С. Пушкина, К. Ф. Рылеева, В. К. Кюхельбекера, Ф. Н. Глинки, Н. П. Огарева, Н. А. Некрасова, С. А. Есенина, О. Э. Мандельштама). Теоретик сентиментализма и реформатор языка художественной литературы, Карамзин был лучшим, по мнению А. С. Пушкина (в наброске статьи «О русской прозе»), рус. прозаиком. Венцом творчества Карамзина-прозаика стала многотомная «История государства Российского» (1818).

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

КАРАМЗИН
Николай Михайлович (1766–1826) — русский писатель, историк, публицист, мыслитель. Вы-ходец из богатой дворянской семьи, получил хорошее домашнее образование, также слушал лекции в Московском университете. На формирование его мировоззрения большое влияние оказали масоны (он был бли-зок с кружком Н. И. Новикова), и идеи Просвещения (он был лично знаком с Кантом и Гердером). На литературную деятельность повлияло творчество европейских писателейсентименталистов. В 1789 г. Карамзин порвал с масонами и совершил путешествие по Евро-пе, после чего опубликовал «Письма русского путешественника» (1791–1795), а также в 1791–1792 гг. издавал «Московский журнал», в котором опубликовал художественные произведения «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь» и др., написанные в соответствии с идеями сентиментализма, признанным главой которого он был. Идеи сентиментализма сыграли большую роль в разработке русской литературой проблемы личности, в совершенствовании художественных средств изобра-жения внутреннего мира человека, в развитии русского литературного языка. Произведения Карамзина оказали большое влияние на формирование творчества В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина.
Карамзин внимательно изучал опыт Великой французской революции. Но, относясь положительно к буржуазному порядку, был разочарован и обеспокоен якобинским террором. Это привело к формированию у него умеренно консервативных и охранительных взгля-дов, поддержке самодержавия в России. После вынуж-денного молчания, в период правления Павла I начал издавать журнал «Вестник Европы», в котором высту-пал со своими идеями, среди которых — необходи-мость освоения европейской культуры. Девиз журнала был — «Россия есть Европа».
С начала XIX в. Карамзин оставляет художественную литературу и начинает заниматься главным делом своей жизни — «Историей государства Российского», двенадцать томов которой переиздавались неоднократ-но, став заметным явлением в русской культуре. Этот труд написан с позиций рационализма и просветительства, история представляется историей прогресса, по-беды разума над невежеством. Решающую роль, в ис-тории, по мнению Карамзина, играют великие личности, поэтому он много внимания уделял раскрытию мотивов действий этих людей. Карамзин был сторонником норманской теории происхождения Русско-го государства, отождествлял историю страны с историей государства и самодержавия. Его «История» способствовала повышению интереса различных слоев русского общества к отечественной истории. Она стала официальной концепцией, одобренной государством. Идеи Карамзина были восприняты славянофилами, которые считали его своим духовным отцом.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

КАРАМЗИН
Николай Михайлович (1.XII.1766 - 22.V.1826) - рус. писатель, публицист и историк. Сын помещика Симбирской губ. С 1784 жил в Москве, где сблизился с масонами, оказавшими значит. влияние на формирование его мировоззрения. В 1789-90 путешествовал, за границей. Впечатления от поездки и отрицат. отношение к революции во Франции изложил в "Письмах русского путешественника". В 1791-92 издавал "Моск. журнал", ставший центром рус. сентиментализма; в 1802-03 - лит.-политич. журн. "Вестник Европы". К. - автор мн. лит. произведений сентименталистского направления ("Бедная Лиза", 1792, и др.). В 1803 получил от царя поручение написать историю России и стал получать пенсион как гос. служащий. Одновременно активно участвовал в обществ. и политич. жизни. Представляя интересы реакц. дворянства, выступил с резкой критикой проектов гос. преобразований М. M. Сперанского. В "Записке о древней и новой России" (1811) защищал незыблемость самодержавия и необходимость сохранения крепостных отношений. Осудил восстание декабристов и одобрил расправу над ними.

В 1816-17 вышли в свет первые 8 томов "Истории государства Российского" К., 9-й том - в 1821, 10-й и 11-й - в 1824, 12-й (кончается событиями 1611) - после смерти К., в 1829. Успех труда был необыкновенен: меньше чем в месяц был раскуплен весь тираж (3 тыс. экз.). В связи с этим в 1818-19 издание было повторено и в дальнейшем неоднократно переиздавалось. Ист. взгляды К. вытекали из рационалистич. представления о ходе обществ. развития: история человечества есть история всемирного прогресса, основу к-рого составляет борьба разума с заблуждением, просвещения - с невежеством. Решающую роль в истории, по К., играют великие люди. Поэтому все усилия К. употреблял на раскрытие идейных и моральных мотивировок действий ист. личностей. Психологич. анализ является для него осн. приемом объяснения ист. событий. Эти взгляды К. совпадали с взглядами В. Н. Татищева и М. M. Щербатова. Так же как названные историки, К. видел в истории науку, призванную наставлять людей в их практич. обществ. деятельности. Этому политико-моральному назидательному значению истории он придал реакц.-охранительное содержание, направленное против антикрепостнич. нар. движений.

К. - ярый защитник самодержавия. В "Записке о древней и новой России" он связал с самодержавием всю историю. Превратив самодержавие в определяющую силу, К. создал периодизацию рус. истории, полностью исходящую из истории самодержавия. Правда, он начал свою "Историю" с описания догосударств. состояния страны, но все это для него лишь предыстория, а настоящее "начало Российской истории" он связывает с "призванием варягов". К. - последовательный сторонник норманской теории происхождения Рус. гос-ва. Периодизация рус. истории К. очень близка к периодизации Татищева и Щербатова. Все они отождествляют историю страны с историей гос-ва, а историю гос-ва - с историей самодержавия. Разница между ними очень небольшая, она касается гл. обр. определения хронологич. границ отд. периодов.

Однако К. внес много нового как в понимание общего хода рус. истории, так и в оценки отд. ист. событий. Так, он ввел понятия монархии "единодержавной" и монархии "самодержавной". Под единодержавием он подразумевал политич. строй с наличием удельной системы, где "монарх" выступает как глава удельных князей. Самодержавием называл политич. строй, в к-ром отсутствовали уделы, а "монарх" пользовался неогранич. властью. Это различие позволило К. нарисовать более сложную политич. историю Др. Руси в сравнении с тем, что дали Татищев и Щербатов, для к-рых не существовало различий между вел. князьями киевскими и моск. царями. В отличие от Татищева и Щербатова, видевших в удельной системе только движение назад и результат неразумной политики вел. князей, деливших гос-во между сыновьями, К. считал, что удельная система была феодальной и "сообразна с обстоятельствами и духом времени" и что она была свойственна всем странам Зап. Европы, где "господствовали народы германские". По-иному, чем его предшественники, К. объяснил образование единого Рус. гос-ва. В противовес Татищеву, увидевшему в этом факте всего лишь "восстановление древней монархии", К. оценил его как совершенно новую ступень в развитии Рус. гос-ва. Образование единого гос-ва при Иване III он рассматривал как процесс, аналогичный (и единовременный) процессу образования крупных централизованных гос-в в Зап. Европе. Приведенные примеры свидетельствуют, что К. не удовлетворялся чисто рационалистич. объяснением ист. событий и в ряде случаев использовал т. н. прагматич. взгляд на историю и ист.-сравнительный метод, что ставило его на уровень передовой ист. науки того времени.

"История" К. во много раз превосходила труды Татищева и Щербатова и своей источниковедч. основой. К. впервые использовал громадное количество ист. док-тов, в т. ч. Троицкую, Лаврентьевскую, Ипатьевскую летописи, Двинские грамоты, Судебники, большое количество сказаний иностранцев и др. Извлечения из док-тов К. поместил в пространных примечаниях к своей "Истории", к-рые долгое время играли роль своеобразного архива, не потерявшего полностью этого значения и в наст. время, поскольку нек-рые док-ты, вроде Троицкой летописи, оказались утерянными и об их содержании можно узнать лишь по примечаниям К. И как источниковед К. намного превосходил Татищева и Щербатова. Ему были знакомы новейшие приемы критики источника и их науч. публикации. Следует, однако, отметить, что в тексте "Истории" К. нередко отходил от источника или отдавал предпочтение менее проверенному источнику в угоду своим политич. целям и монархич. ист. концепции или из желания "оживить" и "расцветить" события.

"История" К., написанная совр. лит. языком, с ярким и образным изображением ист. событий, оказалась доступной для самых широких кругов читателей. Неск. десятилетий она была настольной книгой, по к-рой в России знакомились с историей.

"История государства Российского" знаменовала новый этап в развитии дворянского направления в рус. ист. науке. Ист. концепция К. стала офиц. концепцией, поддерживаемой гос. властью. Из нее исходили и ее развивали М. П. Погодин и др. сторонники теории офиц. народности, Н. Г. Устрялов, К. Н. Бестужев-Рюмин, Д. И. Иловайский и др. представители офиц. историографии. Своим духовным отцом считали К. и славянофилы. Отрицательно отнеслись к "Истории" К. представители прогрессивного лагеря. Известны две эпиграммы, приписываемые А. C. Пушкину, высмеивающие приверженность к "самовластью" и воспевание К. "прелестей кнута", хотя Пушкин назвал "Историю" К. "созданием великого писателя". Декабрист Н. M. Муравьев начал составлять большой разбор произведения К., в к-ром доказывал методологич. несостоятельность и политич. вредность его концепции (см. "Лит. наследство", т. 59, М., 1954). Очень близкую к декабристам точку зрения на произведение К. высказал И. Лелевель - видный польский историк и активный участник польского нац.-освободит. движения.

Лит.: Погодин М. П., H. M. Карамзин по его сочинениям, т. 1-2, М., 1866; Бестужев-Рюмин К., Биографии и характеристики, СПБ, 1882; Милюков П. М., Гл. течения рус. ист. мысли, 3 изд., СПБ, 1913; Рубинштейн Н. Л., Рус. историография, М., 1941; Очерки истории ист. науки в СССР, т. 1, М., 1955; Историография истории СССР, М., 1961.

И. А. Кудрявцев. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Н. М. Карамзин и англо-шотландская историографическая традиция второй половины XVIII в

Рудковская Ирина Евгеньевна
В статье рассматриваются проблемы влияния на историческое творчество Н.М. Карамзина исследований Д. Юма, В. Робертсона, Э. Гиббона.
Читать PDF
0.00 байт

Рождение консерватизма? Э. Бёрк, Жозеф де Местр, Н. М. Карамзин

Григоров Евгений Валентинович
В статье рассматривается проблема возникновения политического консерватизма Нового времени. Ставится под сомнение возможность рассмотрения Э. Бёрка, Жозефа де Местра, Н.М.
Читать PDF
0.00 байт

Н. М. Карамзин и П. Я. Чаадаев: историографическое и историософское наследие в контексте проблемы вы

Рудковская Ирина Евгеньевна
В предлагаемом компаративном исследовании сопоставляются тексты Н.М. Карамзина и П.Я Чаадаева.
Читать PDF
0.00 байт

Н. М. Карамзин и русское самодержавие начала XIX века

Максимов Иван Семенович, Наумов Евгений Олегович
Проанализировано одно из произведений Н. М. Карамзина «Записка о древней и новой России...».
Читать PDF
0.00 байт

Александр Николаевич Карамзин †

Байков Николай Аполлонович
Второе издание. Первая публикация: Байков Н.А. 1927. А.Н.Карамзин (некролог) // Тр. Общ-ва изучения Маньчжурского края. Зоол. 1: 35-36 (Харбин. Изд-во ОИМК. Отд. тип. Кит. Вост. ж.д.).
Читать PDF
0.00 байт

В. А. Никонов. Карамзин

Читать PDF
0.00 байт

2000. 04. 009. Ермашов Д. В. , Ширинянц А. А. У истоков российского консерватизма: Н. М. Карамзин /

Загоруйко К. Ф.
Читать PDF
0.00 байт

Н. М. Карамзин о нравственном формировании гражданина

Кувшинова Наталья Владимировна
Рассматриваются взгляды русского мыслителя Н.М. Карамзина на необходимость нравственного формирования гражданина.
Читать PDF
0.00 байт

Н. М. Карамзин и нижний Новгород

Кузнецов А. А.
Анализируется роль и место Нижнего Новгорода в биографии историка Н.М. Карамзина.
Читать PDF
0.00 байт

Николай Михайлович Карамзин: у истоков изучения музейного дела в России

Дмитриенко Надежда Михайловна, Черняк Эдуард Исаакович
Рассматриваются исторические труды Н.М. Карамзина, раскрывается основополагающий вклад историка в изучение музейного дела в России. Впервые в литературе обосновывается выработка Н.М.
Читать PDF
0.00 байт

Н. М. Карамзин в контексте идеологического противоборства «Западников» и «Самобытников»

Асонов Н.В.
В статье анализируется история изменения политических предпочтений Н.М.
Читать PDF
0.00 байт

У истоков русского консерватизма (А. С. Шишков, Ф. В. Ростопчин и Н. М. Карамзин)

Кожурин Антон Яковлевич
В статье анализируется генезис русского консерватизма. В центре внимания автора находятся концепции его отцов-основателей А.С. Шишкова, Ф.В. Ростопчина и Н.М. Карамзина.
Читать PDF
0.00 байт

Н. М. Карамзин о первых контактах народов Руси и Северного Кавказа

Шеуджен Эмилия Аюбовна
В статье раскрываются исторические представления о народах Северного Кавказа, сложившиеся в российской исторической мысли к началу XIX века и получившие отражение в историографической классики “Истории государства Российского” Н.
Читать PDF
0.00 байт

Н. М. Карамзин и зарождение националистического дискурса в России

Летняков Денис Эдуардович
В статье рассматривается процесс формирования националистических идей в России в конце XVIII начале XIX вв.
Читать PDF
0.00 байт

«Карамзин - наш Кутузов двенадцатого года»

Шмидт Сигурд Оттович
Выбор слов писателя князя П.А.

Похожие термины:

  • Карамзин, Ал-др Ник

    стихотворец, р. в Москве 1816, с. историографа, служ. в конно-гвард. артил., † 10 июля 1888 в с. Макателемах, Ардат. у., Нижег. губ. {Венгеров}  Карамзин, Ал-др Ник. метеоролог и орнитолог, р. 1850 в-Сызрани в двор.
  • Алексий Карамзин

    1762 г., игумен Красногорско-Пинежского мон. {Половцов}
  • Карамзин Александр Николаевич

    Карамзин (Александр Николаевич) - сын историографа (1816 - 1888). 8-ми лет написал сказку, которую Жуковский напечатал тогда в виде маленькой брошюры, с соблюдением правописания. В предисловии Жуковский
  • Карамзин, Д. И

    авт. брони. "Почкознание для крестьян" (М., 1900 гг.). {Венгеров}
  • Карамзин, П. И

    метеоролог 1893 г. {Венгеров}
  • Карамзин, Никол. Михайл

    знам. историограф, беллетр. и поэт, р. 1 д. 1766 в Симб. г. в двор. семье, † 22 мая 1826 в СПб. {Венгеров}
  • Карамзин, Николай Михаилов

    историограф Российского государства, публицист, стихотворец и беллетрист, д. с. с., род. 1765 г. 1 декабря, † 22 мая 1826 г. Прибавление: Карамзин, Николай Михайлов., р. 1 дек. 1766 г. (надпись на гробнице на Тихв
  • КАРАМЗИН Николай Михайлович

    1766-1826), историк, писатель, почетный член Петербургской АН (1818). Автор "Записки о древней и новой России..." (1811), в которой выступил против реформ М. М. Сперанского. Создатель "Истории государства Россий
  • НИКОЛАЙ КАРАМЗИН

    Николай Михайлович Карамзин родился в декабре 1766 г. в селе Михайловка Симбирской губернии. Отец его, капитан в отставке, был дворянином средней руки. Начальное образование юный Карамзин получил д
  • Карамзин, Владимир Николаевич

    — сенатор, сын историографа Н. М. Карамзина, род. 5 июня 1819 г., ум. 7 августа 1869 г. По окончании курса в Петербургском университете по юридическому факультету со степенью кандидата, он в 1839 г. поступил н
  • Карамзин, П

    авт. оч. о явлении иконы св. Николая в Симб. г. (1893). {Венгеров}
  • Карамзин Николай Михайлович (1766–1826)

    «Первый наш историк и последний летописец», согласно оценке А. С. Пушкина; писатель-сентименталист, издатель и редактор. При дворе Александра I имел официальное звание историографа. Почетный член
  • Карамзина, Александра Вас

    см. Мухина, А. В. {Венгеров}
  • Карамзина Александра Васильевна

    Карамзина (Александра Васильевна) - племянница Н.М. Карамзина , в замужестве Мухина. Перевела пользовавшееся в свое время большой популярностью сочинение Лафонтена ""Новые семейственные картины, и
  • Карамзина, Екатерина Андреевна

    по прозв. Колыванова, побочная дочь князя Андрея Ив. Вяземского, 2-я супруга историографа, автор писем к друзьям своего мужа, напечатанн.; р. 1780 г., † 1 сентября 1851 г. {Половцов}
  • Карамзины, дворянский род

    — русский дворянский род, происходящий от жившего в конце XVI в. Семена К. Его сыновья Дмитрий, Томило и Курдюк служили в начале XVII в. по Нижнему Новгороду. Потомком Семена в седьмом поколении был ист
  • Карамзина, Е

    беллетристка 1900 гг. {Венгеров}
  • Карамзина-Жуковская, Раиса Яковлевна

    (урожд. Жуковская, по мужу Карамзина) — арт. оперы (меццо-сопрано, контральто). Пению обучалась в Милане и Париже у П. Виардо. Выступала на оперных сценах Киева (1894), Одессы (1894), Харькова (антр. А. Церете
  • Карамзины

    Карамзины - русский дворянский род, происходящий от жившего в конце XVI в. Семена Карамзина. Сыновья его Дмитрий, Томило и Курдюк служили в начале XVII в. по Нижнему Новгороду. Потомком Семена Карамзина
  • Летопись Новгородская Карамзинская

    Летопись Новгородская Карамзинская – летопись 1-й пол. XV в., сохранившаяся в единственном списке кон. XV в., принадлежавшем Н. М. Карамзину (ГПБ, F.IV.603). А. А. Шахматов, впервые исследовавший эту летопись