(р. 17.09.1956) — спец. по эстетике, филос. культуры; канд. филос. наук, ст. н. с. Род. в Москве. Окончил филос. ф-т МГУ (1983). Канд. дисс. — "Становление эстетического сознания индивидуума" (1987). С 1988 по 1992 науч. консультант ж. "ВФ". С 1992 — ст. н. с. Ин-та высших гуманит. иссл. при РГГУ. Член Парижского об-ва по изучению комизма и смеха, Междунар. об-ва по изучению юмора, Нью-Йоркской академии наук, Планетарного об-ва, Ассоциации искусствоведов. Осн. обл. интересов: история и филос. комизма и смеха; разработка принципов и инструментария "онтол. поэтики" — метода, ориентированного на изучение принципов телесно-бытийной организации текста. С его т. зр., в рамках онтол. подхода текст предстает как живая структура, возникающая в итоге совм. усилий предтек-ста и творч. интуиции автора, обусловленных особенностями его целокупного телесно-культурного опыта. Осн. понятия онтол. поэтики: предтекст, исходный смысл (энергийно-смысловая основа текста), инофор-ма (вариант трансформации исходного смысла), порог или точка онтол. минимума, эмблема.
Соч.
: Знаки покинутого детства (постоянное у А.Платонова) // ВФ. 1990. № 2; Русская идея. Символика и смысл // ВФ. 1992. № 8; Стыд как антитеза смеха // Европейский юмор. Люблин-Севр (на франц. яз.). 1993; Феноменология смеха // Юмореска. 1993. № 4. Париж (на франц. яз.); В Садах истории // Социологический журнал. 1994. № 1; Метафизика сна // Сон — семиотическое окно. Милан, 1994; Заметка о Чичикове // Путь. 1995. № 8; Онтологический взгляд на русскую литературу. М., 1995; Философия смеха. М., 1996; Эмблематический сюжет у Достоевского // Библия в культуре и искусстве. Випперовские чтения. 1995. Вып.XXIII. М., 1996; Онтология и поэтика // ВФ. 1996. № 7; Флейта Гамлета // ВФ. 1997. № 5; Вещество литературы // Человек. 1997. № 1; В начале было чудо // Искусство кино. 1997. № 10.