Каратыгина Александра Михайловна

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Каратыгина, Александра Михаиловна

ур. Колосова, жена знаменитого трагика и сама лучшая драматическая актриса своего времени, род. 4 февраля 1802, † 1880 г. 7 марта.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Каратыгина Александра Михайловна

Каратыгина, Александра Михайловна - урожденная Колосова, жена Василия Каратыгина , известная драматическая актриса (1802 - 1880). Для сцены подготовлялась у А.А. Шаховского и П.А. Катенина ; с большим успехом дебютировала в ролях Антигоны, Моины (в трагедии Озерова ) и Эсеири (трагедия Расина). Принятая на Петербургскую сцену (1819), Каратыгина первая из русских актрис побывала за границей и брала в Париже уроки у Тальма и Марс. ""Пластично прекрасная"" в ролях классической трагедии, Каратыгина была бесподобной исполнительницей героинь мольеровских комедий и французской романтической драмы. Она перевела с немецкого драму госпожи Бирх-Пфейфер ""Эсмеральда"" и оставила интересные ""Воспоминания"" (""Русский Вестник"", 1881, № 4 и 5), выясняющие, между прочим, отношения к ней Пушкина , который, осмеяв Каратыгину в эпиграмме (""Все пленяет нас в Эсфири""), загладил свою вину перед ""волшебницей прекрасной"" в послании ""К Катенину"" (1821). - См. ""Репертуар"", 1841 г. и биографию Каратыгиной, написанную В. В. В. (В.М. Строевым; Москва, 1845).

Источник: Биографический словарь. 2008

Каратыгина, Александра Михайловна

Каратыгина Александра Михайловна


— знаменитая драматическая актриса, урожденная Колосова, род. в 1802 г., ум. в 1880 г., дочь известной балерины Евдокии Ивановны Колосовой. Образование получила в одном из лучших пансионов Петербурга; звучный, приятный голос, благородные манеры, правильное чтение стихов, в котором Колосова упражнялась еще в пансионе, обратили на нее внимание князя Шаховского и под его руководством она дебютировала в первый раз ролью Антигоны в трагедий Озерова "Эдип в Афинах" 16 декабря 1818 года, затем 30 декабря появилась в роли Моины в "Фингале" Озерова.


Успех дебютантки был блестящий, и 1 марта 1819 года она принята была на службу в петербургские казенные театры. Руководство Шаховского и, главным образом. Н. А. Катенина развили талант Колосовой до такой высоты, что даже громадное дарование Е. С. Семеновой не в силах было затмить его. Лучшими ее ролями в трагическом репертуаре считались Ифигения и Медея. Но скоро Колосова перешла на другие роли. 8 июня 1822 г. она уехала с матерью за границу и провела целый год в Париже, где училась у знаменитой французской артистки m-lle Марс, первоклассной исполнительницы Мольеровских ролей. Вернувшись в Петербург, Колосова 27 ноября 1823 г. выступила в роли Селимены ("Мизантроп" Мольера). Естественность и простота исполнения этой роли, невиданная дотоле на русской сцене, привели публику в восторг; с тех пор Колосова стала выступать преимущественно в так называемой высокой комедии. В феврале 1827 года она вышла замуж за В. A. Каратыгина. В сороковых годах стала появляться на сцене все реже и реже, а в 1845 году совсем покинула театр. В литературе Каратыгина известна переводами французских драматических произведений ("Эсмеральда" и друг.); в "Русском Вестнике" (1881 г., №№ 4 и 5) напечатаны ее воспоминания. Она прекрасно исполняла роли и на французском языке.


{Половцов}





Каратыгина, Александра Михайловна


— дочь известной танцовщицы Е. И. Колосовой, жены трагика Василия К., лучшая драматическая актриса своего времени (1802—1880). В 1818 г. успешно дебютировала в ролях Антигоны (тр. Озерова "Эдип в Афинах") и Эсфири (тр. Расина) и принята на спб. сцену, которой служила до 1845 г., в последние годы являясь на театральных подмостках все реже и реже. Успех знаменитой Семеновой нисколько не мешал К. вызывать восторги исполнением Медеи (1819). В 1822 г. К. посетила Париж, где изучала драматическое искусство под руководством известной Марс. Новая франц. драма, с 1830-х гг. привившаяся на нашей сцене, нашла в К. прекрасную исполнительницу. К. создала у нас так назыв. высокую комедию; имела огромный успех в Мольеровском репертуаре. Перевела др. "Эсмеральду" и др. "Воспоминания А. М. К." напечатаны в "Русском вестнике" (1881, №№ 4 и 5); ее биографию (СПб., 1845) составил В. В. В. (В. М. Строев). К. прекрасно играла и на французском языке. О ее игре см. Белинский, "Сочинения" (т. VII и X).


Ум.


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008