Каразин Николай Николаевич

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

КАРАЗИН Николай Николаевич
(1842, Харьков — 1908, Санкт-Петербург), художник и писатель. Академик (1904). Окончил Московский кадетский корпус (1862). В 1865-1867 учился в Академии художеств. Офицером участвовал в боевых действиях русских войск в Польше (1864) и в Туркестане (1864-1870), в качестве военного корреспондента и иллюстратора в сербско-турецкой (1877) и русско-турецкой (1877-1878) войнах. Награжден орденом Св. Владимира и золотым оружием. В 1874-1879 в составе научной экспедиции находился в Центральной Азии. Известен своими батальными картинами, написанными в 80-е годы: «Взятие Ташкента», «Взятие Самарканда», «Поход через пески в Хиву» и другие. Каразин — автор многих акварельных работ, воссоздающих картину походной и боевой жизни русских войск. За заслуги в русской живописи получил почетное звание академика. Каразин занимался и литературной деятельностью, отображая в своих книгах впечатления художника о походах и боях.

Источник: Русский военно-исторический словарь 2002

Каразин Николай Николаевич

Каразин (Николай Николаевич) - художник-этнограф и писатель, родился в 1842 г., внук В.Н. Каразина (см.). 20 лет поступил в войска туркестанского военного округа, пробыл в средней Азии 9 лет, участвуя во всех делах русских войск при среднеазиатских завоеваниях. Принимал участие в ученой экспедиции на Амударью, давшую ему возможность собрать богатый этнографический и альбомный материалы. Выйдя в отставку (1871), посвятил себя литературной и художественной деятельности. Каразин - автор многих романов, повестей и очерков, преимущественно рисующих среднеазиатскую жизнь; многие из них сначала появились в журнале ""Дело"" 1880-х годов. Отдельно вышли: ""В пороховом дыму"" (Санкт-Петербург, 1886; на немецком языке ""Der Zweibeinige Wolf"", 1876); ""В камышах"" (2-е издание, Санкт-Петербург, 1879) ""Варвара Лепко и ее семья"" (Санкт-Петербург, 1879); ""На далеких окраинах"" (Санкт-Петербург, 1875), ""Погоня за наживой"" (Санкт-Петербург, 1876); ""Тигрица"" (2-е издание, Москва, 1882; повесть из ненапечатанных ""Странствований и встреч"", Каразин); ""От Оренбурга до Ташкента"" (с иллюстрациями, Санкт-Петербург, 1886); ""Хивинский поход"" (Санкт-Петербург, 1882); ""Ак Томак. Очерки нравов центральной Азии"" (переведено на немецкий язык И. Куртцем: ""Deut. Rundschau"", 1875). Под редакцией Каразина и с его иллюстрациями появились два издания ""Ченслера""; Жюля Верна (1875 и 1876); он издал альбом ""Из русской жизни"". ""Повести, рассказы и очерки"" Каразина вышли в Санкт-Петербурге, в 1874 г. В своих литературных произведениях Каразин больше стремится к эффектности и занимательности, чем к художественной и этнографической правде. Одновременно с появлением своим на литературном поприще, он выступил перед публикой в качестве рисовальщика и виньетиста. Первые его рисунки, воспроизведенные в политипажах, были помещены во ""Всемирной Иллюстрации"" за 1871 г. С тех пор он не перестает снабжать иллюстрациями русские, а отчасти иностранные издания, изображая преимущественно баталические и этнографические сюжеты, смело трактуя также и темы всякого другого рода. Число нарисованных им картинок, эскизов и виньеток огромно. Они свидетельствуют о несомненной талантливости художника, который, однако, слаб по части рисунка и гонится больше всего за бойкостью техники и эффектностью композиции, в ущерб правде и серьезности содержания. Всего лучше удается ему пейзажный элемент, хотя и он бывает по большей части преувеличенно-эффектен. Тоже самое должно сказать и о многочисленных акварелях, вышедших из-под кисти Каразина. В последнее время (с 1887) он стал пробовать свои силы в живописи масляными красками: но в ней недостатки художника еще заметнее, чем в его прочих произведениях.

Источник: Биографический словарь. 2008

Каразин, Николай Николаевич

Каразин Николай Николаевич


— художник-этнограф и писатель; род. в 1842 г., внук В. Н. Каразина (см.). 20-ти лет поступил в войска Туркестанского военного округа, пробыл в Средней Азии 9 лет, участвуя во всех делах русских войск при среднеазиатских завоеваниях. Принимал участие в ученой экспедиции на Амударью, давшую ему возможность собрать богатый этнографический и альбомный материалы. Выйдя в отставку (1871), посвятил себя литературной и художественной деятельности. К. автор многих романов, повестей и очерков, преимущественно рисующих среднеазиатскую жизнь; многие из них сначала появились в журнале "Дело" 1880-х гг. Отдельно вышли: "В пороховом дыму" (СПб., 1871); "Двуногий волк" (1 изд. СПб., 1886; на нем. яз. "Der Zweibeinige Wolf", 1876); "В камышах" (2 изд., СПб., 1979) "Варвара Лепко и ее семья" (СПб., 1879); "На далеких окраинах" (СПб., 1875)" "Погоня за наживой" (СПб., 1876); "Тигрица" (2 изд. М., 1882; повесть из ненапеч. "Странствований и встреч" К.); "От Оренбурга до Ташкента" (с иллюстрациями, СПб., 1886); "Хивинский поход" (СПб., 1879, альбом хромолитографий); "С севера на юг" (1875); "В низовьях Аму" (1875); "Андрон Голован" (с иллюстрациями, СПб., 1882); "Ак Томак. Очерки нравов Центр. Азии" (пер. на нем. яз. И. Куртцем: "Deut. Rundschau", 1875). Под редакцией К. и с его иллюстрациями появились два изд. "Ченслера" Жюля Верна (1875 и 1876); он издал альбом "Из русской жизни". "Повести, рассказы и очерки" К. вышли в СПб. в 1874 г. В своих литературных произведениях К. больше стремится к эффектности и занимательности, чем к художественной и этнографической правде. Одновременно с появлением своим на литературном поприще он выступил перед публикой в качестве рисовальщика и виньетиста. Первые его рисунки, воспроизведенные в политипажах, были помещены во "Всемирной иллюстрации" за 1871 г. С тех пор он не перестает снабжать иллюстрациями русские, а отчасти иностранные издания, изображая преимущественно баталические и этнографические сюжеты, смело трактуя также и темы всякого другого рода. Число нарисованных им картинок, эскизов и виньеток огромно. Они свидетельствуют о несомненной талантливости художника, который, однако, слаб по части рисунка и гонится больше всего за бойкостью техники и эффектностью композиции в ущерб правде и серьезности содержания. Всего лучше удается ему пейзажный элемент, хотя и он бывает по большей части преувеличенно эффектен. То же самое должно сказать и о многочисленных акварелях, вышедших из-под кисти К. В последнее время (с 1887) он стал пробовать свои силы в живописи масляными красками, но в ней недостатки художника еще заметнее, чем в его прочих произведениях.


{Брокгауз}





Каразин, Николай Николаевич


— художник и писатель, известный своими батальн. картинами и в.-беллетр. произведениями, внук изв. обществ. деятеля, основателя Харьк. унив-та, Вас. Наз. Каразина. Род. в 1842 г. Воспитывался во 2-м Моск. корпусе, из которого в 1862 г. был выпущен в офицеры в Казан. драг. п. С полком К. участвовал в усмирении польск. мятежа 1863—1864 гг. и за отличие в делах близ м. Порицка и у Вольчьего поста был награжден орд. св. Анны 4 ст. с надп. "За храбрость". С детства чувствуя большое влечение к живописи, К. в 1865 г. вышел в отставку с чином штабс-капитана и поступил в Академию художеств. где 2 г. работал под руководством изв. баталиста Виллевальде. В 1867 г. К. покинул академию, чтобы принять участие в походе в Бухару. Определенный вновь на службу поручиком в 5-й Туркест. лин. батальон, К. отправился в Туркестан и, командуя ротой, отличился в боях при с. Ухить и Хаять, при штурме Самарканд. высот, под Ургутом и при Кара-Тюбе. За эти дела К. получил орд. св. Владимира 4 ст. с бант., чин штабс-капитана и денеж. награду. Но особое мужество он проявил в бою на Зерабулакских высотах (2 июня), где во главе своего полуб-на, по приказу генерала Кауфмана, повел наступление и стремительн. атаками задержал гл. силы бухарцев. В этом упорн. и трудн. бою К. пришлось участвовать в рукопаш. схватке, во время которой ударом приклада у него была сломана сабля. Когда по окончании боя генерал Кауфман увидел у К. в руке только один эфес сабли, то сказал ему: "Вы испортили свое оружие; хорошо, я пришлю вам другое". На след. день К. получил зол. оружие с надп. "За храбрость". В 1870 г. К. был переведен в 4-й Туркест. лин. батальон и в том же году вновь вышел в отставку с чином кап-на и мундиром. С этого времени начинается литерат. и худож. деятельность К., которой он и посвятил затем всю свою жизнь. Крайне впечатлит-ный и наблюдат-ный, К. с особ. интересом истин. художника присматривался к новой для него природе Сред. Азии, к типам и нравам туземцев. Воен. походы дали ему возм-сть близко изучить быт рус. солдата. В 1874 и 1879 гг. К. как знатоку края было предложено Рус. геогр. общ-вом принять участие в научн. экс-циях в Центр. Азии для исслед-ния бассейна Аму-Дарьи. За рисунки, которые были приложены к журналам этих экспедиций, К. были присуждены высшие награды на географич. выставках Парижа и Лондона. В серб. и рус.-тур. войны К. (1877 и 1877—1878) был воен. корресп-том-иллюстратором. Его наброски пером, карандашом и акварелью с натуры давали яркую картину поход. и боев. жизни наших войск на балкан. театре воен. действий. Эти иллюстрации печатались в лучш. загранич. изданиях и доставили К. широкую известность. В 80-х гг. прошл. столетия К., по Выс. повелению, был командирован в Туркестан для составления эскизов к картинам, которые ему было поручено написать на темы из похода рус. войск в Хиву и Бухару. Результатом этой командировки было создание К. 7 больших батальн. картин: "Взятие Ташкента", "Взятие Самарканда", "Взятие Махрама", "Поход через пески в Хиву", "Первое появление рус. войск на Аму-Дарье", "Зерабулак" и "Взятие Геок-Тепе". Все эти картины находятся в галереях Зимн. дворца. Однако не батальн. полотнами завоевал себе громкое имя К. Нервный по натуре, живой, подвижный и вечно деятельный, он не любил писать маслом больш. картины, которые требуют долгой и усидч. работы. Свою славу первого в России акварелиста и лучшего рисовальщика-иллюстратора он заслужил своими бесчисл. работами акварелью, карандашом и пером. Обладая богатой творч. фантазией и огромн. художеств. вкусом, К. отличался необыкнов. быстротой и легкостью в работе. Трудоспособность и продуктивность его были изумительны. Мир произведений К. — пре-имущ-но наши вост. окраины. Природа сред. Азии и азиат. типы — любимый сюжет его художеств. произведений. В акварел. живописи К. создал свой особ. стиль. Его картины и рисунки можно сразу узнать: сильные светов. эффекты, яркие контрасты, особенный неск. мрачный колорит, великолепная композиция и бесконечная фантазия. С особым мастерством К. изображал лошадей, в чем с ним мог соперничать только Сверчков. Литер. произведения К. составляют 25 том. Больш-во его повестей и рассказов посвящено художеств. изображению жизни на нашей окраине ср.-азиат. востока. Лучшими и наиб. известными из повестей считаются: "На далеких окраинах", "Погоня за наживой", "Двуногий волк", "В камышах" и др. В них много места уделено и воен. событиям из эпохи завоевания туркест. края. Один из крупнейш. романов К. — "В порохов. дыму" — посвящен войне за освобождение Сербии. До конца жизни К. не порывал связи с воен. кругами, с особ. любовью вспоминал свою боев. и поход. жизнь и хотя не носил воен. мундира, но никогда не расставался с знаками своих боев. отличий. За неск. лет до смерти К. за свои заслуги в рус. живописи получил почетн. звание академика. Умер в 1908 г.


{Воен. энц.}





Каразин, Николай Николаевич


[1842—1908] — беллетрист. Род. в дворянской семье. В период колонизаторской экспансии России в Средней Азии непосредственно участвовал в качестве офицера в военных действиях, принимал участие в ученой экспедиции на Аму-Дарью, доставившей ему богатейший этнографический материал.


С 1871 всецело посвятил себя лит-ой деятельности. Большинство его произведений было напечатано в 80-х гг. в журн. "Дело". Лучшие из них — "На далеких окраинах", "Погоня за наживой", "С севера на юг", "Двуногий волк", "В камышах". К. изображал купцов, предпринимателей, аферистов, которые бросились в Среднеазиатские владения в погоне за легкой наживой. Жестокая борьба этих рыцарей первоначального накопления друг с другом на почве конкуренции — обычная тема его произведений. К. менее всего интересуется угнетенными и бесправными "инородцами". Среди русских писателей прошлого он — один из немногих — является ярким представителем колониального романа. У К. заметно пристрастие к кричащим эффектам и мелодраматической фабуле.


Приключенческие романы К. охотно читались подростками. Специально для детей им написаны три книги, прекрасно изданные, с рисунками автора. Наиболее интересна не потерявшая своего значения и до сих пор повесть из жизни в сибирской тайге "Андрон Голован". В свое время была популярна большая повесть Каразина "С севера на юг" — яркое изображение природы по пути перелета журавлей от Осташковых болот до верховьев Нила.



Библиография: I. Полное собр. сочин., 20 кн. (12 тт.), изд. П. Сойкина, СПб., 1905 (прилож. к журн. "Природа и люди").


ІІ. Мезьер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включит., ч. 2, СПб., 1902; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. II, СПб., 1910.


В. Б.


{Лит. энц.}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008