1861—после 1932), воронежский купец, общественный деятель, председатель Воронежского отдела Союза Русского Народа (ВО СРН). Родился в с. Буровлянка Воронежского у. в семье крестьянина, переселившегося позднее в Воронеж. Сведения о роде занятий Карцева до революции отрывочны. Он учился в реальном училище, но его не закончил. Известно, что Карцев был купцом 2-й гильдии. В 1905 избирался гласным Воронежской городской думы. Революционные события 1905 заставили объединяться монархистов Воронежа. Первые собрания по образованию ВО СРН проходили еще весной 1906, 15 окт. Карцев был избран председателем, а 22 окт. 1906, в день Казанской иконы Божией Матери отдел был официально открыт. Под руководством Карцева ВО СРН пытался укреплять христианскую нравственность путем «школьного влияния, домашнего наблюдения, пастырских наставлений, распространения брошюр, листков и книжек, бесплатных чтений для бедноты». Карцев занимался и личной благотворительностью, в 1908 он подарил церковному приходу для устройства богадельни два своих дома. Карцев в числе других руководителей отдела, пользовался, по словам жандармов, авторитетом среди членов организации и «последние безгранично им верят, как людям монархически глубоко убежденным, каковы они, по отзывам большинства, в действительности и есть». В 1907–1908 Карцев принимал деятельное участие в открытии и руководстве новыми отделами СРН в губернии. В 1912 ВО СРН был перерегистрирован и стал называться Митрофано-Георгиевским, а Карцев вновь был избран председателем отдела.
В 1911–1913 он принимал участие в организационном оформлении нескольких отделов Всероссийского Дубровинского Союза Русского Народа (ВДСРН). Карцев участвовал в работе съездов и совещаний правых: 1-го Волжско-Камского областного патриотического съезда в Казани 21–25 нояб. 1908; Съезда сторонников Дубровина (5-й Всероссийский съезд Союза Русского Народа в Москве 21 нояб. — 1 дек. 1911), на котором он был избран в состав членов-учредителей ВДСРН и Нижегородского совещания (Всероссийское монархическое совещание в Нижнем Новгороде уполномоченных правых организаций 26–29 нояб. 1915). Принимал также участие в Полтавских торжествах в 1909, в перенесении мощей свт. Митрофана и свт. Тихона, прославлении свт. Иосафа Белгородского в Курской губ. В марте — апр. 1917 Карцев в числе др. местных членов монархического движения арестовывался властями «новой России» по подозрению в «незаконном хранении оружия». После окт. 1917 «служил в разных советских учреждениях», в 1923 вышел на пенсию по инвалидности. Карцев в политику не вмешивался, нелояльность по отношению к советской власти не показывал. Но он не мог оставаться равнодушным к судьбе Православной Церкви, поэтому не избежал репрессий. В 1929–1930 были арестованы св. 100 «буевцев», сторонников воронежского еп. Алексия (Буя), выступившего в 1927 против политики Патриаршего Местоблюстителя митр. Нижегородского Сергия (Страгородского). В числе арестованных был и Карцев. В постановлении об аресте сказано, что он, «будучи членом организации церковников, систематически вел антисоветскую агитацию и распускание провокационных слухов, направленных к подрыву мощи и мероприятий Советской власти в области социалистического строительства города и деревни». При обыске у него было изъято 18 писем и книга «Вступление на престол Николая II».
На допросах он вел себя спокойно, с достоинством, не упоминал ни одного человека, которому могли бы повредить его показания. Рассказывал, что «принадлежит к Православной Церкви тихоновского направления», посещает только те храмы, которые считает православными. Судя по др. показаниям, Карцев пользовался большим уважением среди верующих, к ним он приходил читать религиозную литературу, даже почитался как подвижник. Своего отрицательного отношения к действительности не скрывал, но активно против советской власти не выступал.«В разговорах с верующими, — рассказывал он следователю, — я всегда им внушал, что все, что ни делается — то к лучшему». Ответ Карцева на главный вопрос следователя: «Виновным себя в предъявленном обвинении (участие в контрреволюционной организации и ведении антисоветской агитации) не признаю, я только глубоко религиозный православный человек. Руководителем своим и главой Воронежской церковью (так в тексте — В.Р.) я признаю еп. Алексея Буя... В данное время я никаких (политических убеждений) не признаю, но религия у меня на первом месте, за веру я готов умереть». В 1930 коллегия ОГПУ вынесла приговор: заключить в концлагерь на пять лет с заменой высылкой на тот же срок в Северный край. Согласно приговору Карцев был направлен в распоряжение Вологодского полномочного представительства ОГПУ. После 1932 сведений о Карцеве нет. В 1992 он был реабилитирован прокуратурой Воронежской обл.
Лит.: Крестный путь. Очерк деятельности Воронежского отдела Союза Русского Народа за 1-й год его существования // Мирный труд. 1908. № 7; Кузин К., Рылов В.«Коль направо пойдешь» // Воронежский курьер. 1996. 23 марта; Очерк деятельности Воронежского отдела Союза Русского Народа за 2-й год его существования // Мирный труд. 1909. № 6; Очерк деятельности Воронежского отдела Союза Русского Народа за 3-й год его существования // Мирный труд. 1910. № 7; Рылов В. Ю. Становление правомонархических организаций в Воронежской губернии // Исторические записки. Вып. № 4. Воронеж. 1999; Его же. Рафаил Митрофанович Карцев — судьба черносотенца // Общественно-политическое развитие российской провинции (XIX — XX вв.): Сб. науч. ст. Тамбов, 2001; Его же. Правое движение в Воронежской губернии. 1903–1917. Воронеж, 2002; Его же..«За веру я готов умереть». Рафаил Митрофанович Карцев (1861 — после 1932) // Воинство святого Георгия: Жизнеописания русских монархистов начала XX века. / Сост. и ред. А. Д. Степанов, А. А. Иванов. СПб., 2006. В. Рылов