(сцен. псевд., наст. фам. Педьков) [7(19).3.1862, Мелитополь Таврической губ., ныне Запорожская обл. — 1.6.1926, Ташкент] — арт. оперы (лирич. тенор) и педагог. Образование получил в моск. Петровско-Разумовской сельскохозяйственной академии, одновременно брал уроки пения у А. Николаева, позднее три года у А. Александровой-Кочетовой. По окончании академии в течение трех лет солист Моск. частной рус. оперы. В этот период дважды совершенствовался в пении в Италии. В 1891 —1909 солист петерб. Мариинского т-ра (дебютировал в партии Кассио). В летние месяцы гастролировал в Н. Новгороде (1896, 1899), Киеве, Харькове, Москве (1901), Тифлисе (1908). Обладал хорошо поставленным голосом.
1-й исп. партий: Альмерика ("Иоланта"), Мавра ("Млада"), Дефоржа ("Дубровский"), Андрея ("Сарацин"); в Мариинском т-ре — Арлекина ("Паяцы"), Хаджи ("Лакме"), Шмидта ("Вертер");в Н. Новгороде — Синодала ("Демон" А. Рубинштейна); на рус. сцене — Сакуса ("Нерон"), Вильгельма Мейстера ("Миньон"), Мелота ("Тристан и Изольда"), Шмидта ("Вертер"), Доктора Каюса ("Фальстаф"), Энея ("Эсклармонда"). Лучшие партии: Синодал, Вальтер ("Тангейзер"). Др. партии: Баян, Финн, Князь ("Русалка" A. Даргомыжского), Владимир Игоревич, Ленский Герман ("Пиковая дама"), Овлур, индийский гость, Бомелий ("Царская невеста"); Базилио ("Свадьба Фигаро"), Фауст ("Фауст"), Лоренцо ("Фра-Дьяволо, или Гостиница в Террачине"), Альфред ("Травиата"), Герцог ("Риголетто"), Хозе ("Кармен"), Миме ("Золото Рейна"), Хаджи, Тибальд, Дон Альвар. Партнеры: И. Алчевский, А. Больска, А. Круглов, Т. Любатович, И. Тартаков, Е. Цветкова, Ф. Шаляпин. Пел п/у Ф. Блуменфельда, В. Зеленого, Э. Крушевского, Э. Направника.
В 1908—17 вел пед. работу в Петербурге — Петрограде, в 1917—26 — в Ташкенте, где был организатором Ташкент. конс., ее первым директором, а затем проф. сольного пения.
Записывался на грампластинки (в ансамблях).
Соч.: Новая теория постановки голоса. — СПб., 1912; Вокальное искусство // Искусство и культура Туркестана. 1918. № 2.
Лит.: Сонки С. М. Доклад по научному разбору книги артиста императорских театров B. Л. Карелина "Новая теория постановки голоса". — СПб., 1912; Старк Э. (Зигфрид). Петербургская опера и ее мастера. 1890—1910.— Л.; М., 1940. С. 138; Багадуров В. А. Очерки по истории вокальной педагогики. В 3-х т. — М., 1956. Т. 3. С. 186—195; Назаренко И. К. Искусство пения: Очерки и материалы по истории и практике художественного пения: Хрестоматия. — М., 1968. С. 185—186.