Каргалый Абульманих

Найдено 1 определение
Каргалый Абульманих
псевд., наст. имя Габдессалямов Абульманих Абульфаизович, 1784, Каргалинская слобода Оренб. уезда и губ. – после 1833) – поэт, религиозный и обществ. деятель. Внук Габдессаляма б. Ураи. Получил образование в медресе Сеитовского посада и в Бухаре у шейха Ниязкулыя ат-Туркмени. В 1816–17 гг. состоял на дипломатической службе при дворе бухарского эмира. В июне 1816 г. в качестве имама посольства и советника руководителя миссии Мухаммад-Юсуф-бека совершил поездку в Турцию. В частном порядке посетил Египет, где встретился с его правителем – пашой Мухаммадом Али, совершил хадж по священным местам Аравии и в 1817 г. вернулся в Стамбул. В том же году оставил дипломатическую службу и возвратился в Сеитовский посад (Каргалу). Примкнул к движению абызов, не признававших подчинение мусульман ОМДС, отказался сдавать экзамен на духовное звание и занялся хлебопашеством. В 1833 г. под предлогом хаджа покинул страну. Крупнейший представитель суфийского направления в татар. литературе 1-й пол. XIX в., автор многочисленных мунаджатов и мадхий, посвященных пророку Мухаммаду, стихотворных повествований об аскетической жизни дервишей и суфийских шейхов, любовно-философской лирики. Дошедшее до нас литературное наследие К. составляет ок. 2200 строк: «Шафагать, йа расулюллах!» («Заступись, о пророк!»), «Сахралэ» («В степи»), «Латифа» («Шутка»), «Шикайат» («Жалоба»), «Джиханнын джагы...» («Богатство мира...») и др. Наиболее значительным сочинением является сборник «Таржемаи хажи Абелманих ал-Бистави ас-Сагыйди» («Переводы хаджи Абульманиха из Сеитовского посада»), опубликованный в 1845 г. Он включает 10 поэтических рассказов на сюжеты восточных авторов (ат-Табари, аль-Газали и др.), стихотворные заметки о путешествии по Бл. Востоку, три оды и элегии религиозноэтического содержания. Некоторые стихотворения К. были опубликованы в 1842 г. в «Татар. хрестоматии» М.Иванова, одно – в 1859 г. в «Диване хикаяте татар» («Сборник татар. рассказов») С. Кукляшева, десять – в 1884 г. в «Уммикамал китабы» («Книга Умми Камала»), три – в 1897 г. в книге «Сагыйд» («Сеитовский посад») Р. Фахретдина и т.д. Как и др. суфийские поэты, К. разоблачал несправедливость мира и пороки общества, критиковал невежество, алчность, жестокость, двуличие, воспевал простоту и скромность. В его творчестве важное место занимают мотивы отречения от мира, упования на всемогущество и благость Аллаха, следования аскетической жизни суфийских подвижников как высшему нравственному примеру. Поэт проявил себя как новатор и впервые в татарской литературе сделал темой лирических произведений внутренние переживания отдельного человека, глубоко осмысливал многообразие мира, человеческих чувств и взаимоотношений. Его язык насыщен арабизмами и фарсизмами, отличается яркой эмоциональной окраской и образностью. Лит.: Гайнуллин М.Х. Татарская литература XIX в. – Казань, 1975; Гайнутдинов М.В. Каргалый Абульманих // Татарская энциклопедия: В 5 т. – Казань, 2006, т. 3, с. 237–38; ГАОО, ф. 98, оп. 2, д. 4, л. 372 об; Каргалый А. Мунаджатляр. Хакиятляр. – Казань, 2002; Садретдинов Ш., Гайнетдинов М.А. Каргалый: студентлар очен ярдамлек. – Казань, 1978; Татар эдабият тарихы. – Казань, 1985, т. 2; Татар позиясе антологиясе. – Казань, 1992, т. 1; Фахреддин Р. Асар. Т. 1. – Казань, 2006, с. 291; Шарипова З.Я. Каргалы Абульманих // Башкирская энциклопедия. В 7 т. Т. 3. – Уфа, 2007, с. 341; Она же. Пером и словом. – Уфа, 1993. Д.Д.

Источник: Ислам на Урале энциклопедический словарь. 2009