(р. 30.03.1949) — спец. по теории познания, всеобщей методол. и филос. проблемам частных наук; д-р филос. наук, проф. Род. в г. Беруний. Окончил физ. ф-т Ташкентского гос. унта (1971) и асп. Ин-та ядерной физики Академии наук Республики Узбекистан (1974); работал мл. н. с. в этом Ин-те (до 1979). В 1975—1980 заочно учился и окончил филос. ф-т Уральского ун-та (г. Екатеринбург). Работал в должности мл. н. с. ИФП АН РУ; ст. н. с. ИФП АН РУ (1984—1991). Докт. дисс. — "Диалектика объективного и субъективного в методе восхождения от абстрактного к конкретному" (1990). Зав. отделом филос. проблем науки и техники ИФП АН РУ (1991—1992). В последующие годы — нач. отделения обществ. и гуманит. наук Высшей аттестационной комиссии (ВАК) Республики Узбекистан, гл. спец. отдела об-ществ.-гуманит. наук ВАК РУ. С апреля 1996 по ноябрь 1996 — нач. кафедры филос. и профессиональной этики, с 1996 — нач. науч.-иссл. отдела Академии МВД РУ. К. проводил иссл. по проблемам диалектики как логики, по теории познания, по методол. науч. познания, диалектике развития пространственно-временной структуры, филос. проблемам математики, физики, космологии, синергетики. Его привлекла проблема восхождения от абстрактного к конкретному. Он полагает, что абстрактные определения составляют предпосылку конкретного мышления, а богатая тональность конкретных мыслительных определений выступает отрицанием абстрактных определений. К. показал, что активная конструктивная деятельность субъекта познания в процессе иссл. методом восхождения от абстрактного к конкретному подчиняется определ. формам познавательных действий, детерминированным универсальностью объективного процесса развития. В методол. иссл. нац. отношений и особенно в построении теорий нац. К. применяет филос.-диалектич. метод. В этом плане им предлагается т.н. ойкуменический подход к теории этнации. Термин "ойкумена данной этнации" означает относительно замкнутую систему взаимодействующих между собой этнации, в какую входит данная этнация. Этнация при этом — это соц. организм, производящий орудия своей жизнедеятельности и воспроизводства. Именно ойкуменический подход позволит рассмотреть этнацию в развивающейся системе ее всеобщих взаимосвязей и взаимозависимостей в рамках ойкумены, человечества. К. убежден, что нужен переход к этносизму, дополняющему абстрактный гуманизм до осознания общечеловеч. сущности и ценности этноса, нации, языка и культуры. Предстоит переход к т.н. этносистскому гуманизму как в тюркском мире, так и в человечестве в целом. К. исследовал также проблемы нации, гос-ва и языка в регионе великого "шелкового пути" и тюркский мир.
Соч.
: Единство диалектики, логики и теории познания (в аспекте восхождения от абстрактного к конкретному). Ташкент, 1982; Методологические основы исследования взаимосвязи социального развития и духовного прогресса // Социальное развитие и духовный прогресс. Ташкент, 1984; Взаимосвязь сущностей человека и этноса в современной научной картине мира // Человек в научной картине мира. Уфа, 1989; К характеристике сущности науки и межнациональных отношений // Общественные науки в Узбекистане. 1991. № 9; Развитие форм пространства и времени. [В соавт.]. Ташкент, 1992; Ойкуменическая теория нации и проблема толерантности в концепциях этнолингволанизма и этносизма // Терпимость: идея и традиции. Якутск, 1995.