Каримский, Анюр Мусеевич

Найдено 1 определение
Каримский, Анюр Мусеевич

(27.09.1932—08.10.1993) — спец. в обл. истории филос. и антропологии, религиоведения и филос. проблем педагогики; д-р филос. наук, проф. Род. в Кугарчинском р-не (Башкирия). Окончил филос. ф-т МГУ (1955), асп. того же ф-та по кафедре истории заруб. филос. (1967). Работал в междунар. отделе ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и науч. учреждений. С 1967 до конца жизни преподавал историю заруб. филос. на филос. и ряде др. ф-тов МГУ. С 1971 — доц., с 1984 — проф. кафедры истории заруб. филос. Специализация и сфера научн. интересов — история новой и совр. филос.; занимался иссл. в обл. американистики и германистики, религиоведения; разрабатывал проблемы человека, соц. времени, филос. истории. В своих работах К. стремился преодолеть распространенные упрощения и вульгаризмы в трактовке нек-рых ист.-филос. вопросов. Исследуя амер. филос., он пытался осуществить конкретную спецификацию синтеза детерминирующих соц.-культурных факторов и имманентной логики ист.-филос. процесса в контексте взаимодействия европ. и амер. культур. Это позволило автору показать мировую значимость амер. филос. XVIII в., уточнить целый комплекс понятий, связанных с теориями соц. контракта ("естественное право", "стремление к счастью" и др.). Считал, что натурализм, широко распространенный в совр. амер. филос., представляет собой прежде всего форму и способ реабилитации и спасения метафизики и спекулятивного метода, без к-рых невозможно само филос. мышление. Исследуя филос. истории Гегеля, К. стремился реконструировать концепцию иронии истории, эксплицитно не выраженную в работах Гегеля, а также доказать некорректность приписывания Гегелю идей конца развития, конца познания и конца истории.



Соч.: Философия американского натурализма. М., 1972; Место человека в техницистских социальных системах. Статья 1 // В. МГУ. 1974. № 1; Статья 2 // Там же. № 2; Проблема человека в философской и педагогической мысли Канта // Советская педагогика. 1974. № 4; Педагогические идеи американской революции // Сов. педагогика. 1976. № 7; Революция 1776 г. и становление американской философии. М., 1976; Проблема гуманизма в современной американской философии. М., 1978; Современная буржуазная философия и религия. [В соавт.]. М., 1977; Проблема зла в современной теологии. М., 1979; Модернизм и традиционализм в американском протестантизме // Философия, религия, культура. М., 1982; Социальный этологизм о природе войны и социальных конфликтов // Проблемы мира и социального прогресса в современной философии. М., 1983; Что такое "черная теология?" // Атеистические чтения. Вып.13. М., 1984; Социальный биологизм. М., 1984; Теология истории и реальность: к критике протестантской эсхатологии. М., 1985; Американская романтическая утопия. Проблемы американистики. Вып. 4. М., 1986; Философия истории Гегеля. М., 1988; Американский натурализм: история и перспективы // В. МГУ. 1991. № 1; American naturalism from a поп-american perspective // Transactions of the Charles Pierce Society. V. XXVIII. 1992. № 4; Теологические трактовки "американской исключительности" // Проблемы американистики. Вып.9. М., 1993.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008