КАРИОН ИСТОМИН

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Истомин, Карион

см. Карион Истомин.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Карион (Истомин)

поэт, дух. писат. и перев., иеромонах Чудовск. мон., † в сент. 1717.


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

КАРИОН ИСТОМИН
1640-е гг. - 1717 или 1722), просветитель, поэт, переводчик. Иеродиакон (затем иеромонах) Чудова монастыря в Москве. Справщик (1682), смотритель (1698-1701) Печатного двора. Продолжатель традиций Симеона Полоцкого и чешского педагога Я. А. Коменского. Составил иллюстрированный "Малый букварь" (1694), "Большой букварь" (1696). Автор стихотворении, поэм, переводов исторических и педагогических трудов.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

Карион Истомин

Карион (Истомин) - иеромонах московского Чудова монастыря, справщик московской духовной типографии, позже игумен. Жил в конце XVII и начале XVIII столетия. Ученик братьев Лихудов, родственник Сильвестра Медведева , последователь Амоса Коменского, он был одним из образованнейших людей своего времени. Ему принадлежит букварь малый (1694; воспроизведен Ровинским в 1891 г.) и большой (1696), по принятой в нем системе далеко опередивший все подобные руководства, появившиеся в течение следующего века: он состоит из изображений, заимствованных из западных изданий. Карион написал также малую грамматику, оставшуюся не напечатанной. Известны его стихотворные приветствия царю Петру I и посвящения царевне Софье. Он перевел сочинения блаженного Августина о любви и Юлия Фронтина - о войне. Ему же приписывают редактированное Медведовым ""Созерцание краткое лет 7190, 91 и 92 годов, в них же что содейся во гражданстве"" (издание Прозоровского, 1894). Много сочинений Кариона остается в рукописях. - См. С. Брайловский, ""К. Истомин, его жизнь и сочинения"" (в ""Чтениях Общества любителей духовного просвещения"", 1889); его же, ""Один из пестрых XVII ст."" (часть 1 - 2 с приложениями); И. Шляпкин , ""Святой Дмитрий Ростовский""; Прозоровский, ""Сильвестр Медведев"".

Источник: Биографический словарь. 2008

КАРИОН ИСТОМИН
1640 - не ранее 1718), монах, писатель, переводчик, педагог. Постригся в монахи в Молченской Путивльской обители, где в это время (1672-75) находился Сильвестр Медведев, земляк и свойственник. С 1679 служил на Печатном дворе; иеродиакон в кремлевском Чудовом монастыре, преподаватель в Типографской и в Заиконоспасской школах Сильвестра Медведева. В 1682 справщик Печатного двора. Писал проповеди, вел переписку, составлял послания и грамоты для патр. Иоакима, выполнял секретарские обязанности при его преемнике Адриане. При царевне Софье Алексеевне - придворный поэт; сохранил высокое положение и после утверждения на престоле Петра I, став воспитателем царевича Алексея Петровича. В 1698-1701 - начальник Печатного двора. В это время особенно тесно общался с Димитрием Ростовским.
Перу монаха Кариона принадлежат книги "Едем", "Екклесиа", "Град Царства Небеснаго" ("Полис"), "Домострой" (перевод трактата Эразма Роттердамского, заглавие позднее), по характеру своему просветительские и религиозно-дидактические; "Книга Стамна духоносная" - стихи в честь святых; "Стихи на Воскресение Господа нашего Иисуса Христа"; стихотворные обличения старообрядцев и протестантов; шутливые вирши; службы, молитвы, акафисты, кондаки, икосы, каноны. Карион - автор букварей печатных (1694, 1696) и рукописных подносных (1692, 1693, 1695), двадцати двух "слов" (сборник "Веселиил"), которые, вероятно, не только составлялись, но и произносились (характер проповедей - ученый); толкований, исторических повестей, поучений; "Катехизиса", в котором развивались идеи "Манны" Сильвестра Медведева; исторических трудов (предположительно - "Летописец Великия земли Российския").
Л. К.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

КАРИОН ИСТОМИН
сер. XVII в.— 1717 или 1722)—Поэт, автор проповедей и педагогических сочинений. Родился в Курске, вероятно, в семье подьячего. Еще в провинции он сумел получить образование, о котором отзывался невысоко: “Малочастне падающая крушицы учения приях”. В 1670-х гг. К. И. направился в Путивльскую Молчинскую пустынь, где не без влияния Сильвестра Медведева, своего земляка и свойственника, принял монашество. В 1676 г. К. И. впервые побывал в Москве, а вскоре и переехал в столицу. С 1679 г. К. И. стал служить на Московском Печатном дворе, сначала писцом, а с 1682 г.—справщиком. Довольно быстро К. И. вошел в круг лиц, близких к патриарху Иоакиму, последний обратил внимание на трудолюбивого монаха, и с 1679 г. К. И. стал исполнять при нем секретарские обязанности: вел переписку, составлял проповеди, писал грамоты. При содействии Сильвестра К. И. получил доступ и к царскому двору, в 1683 г. он поднес царевне Софье стихотворный панегирик “Книга желателно приветство мудрости”. С того времени в течение 20 лет К. И. выступал в роли придворного поэта и ритора, стараясь не обойти вниманием ни одного события в жизни каждого члена царской семьи, в частности, в 1682 г. он сочинил “Изъявление краткое меростихосложно на венчание царскими венцы” Иоанна и Петра Алексеевичей, в 1689 г.—“Книгу любве знак в честен брак” Петра Алексеевича с Евдокией Лопухиной и др. В Москве К. И. активно подвизался на педагогическом поприще. С 1685 г. он преподавал грамматику в Заиконоспасской школе Сильвестра Медведева, а в 1712 г. ездил в Новгород по приглашению митрополита Иова для преподавания в устроенной им школе. Но в историю педагогики К. И. вошел как создатель учебно-педагогических сочинений. В 1692 г. он составил.свой первый Букварь, а в 1694 г. вышло цельно-гравированное издание этого Букваря, выполненное гравером Леонтием Буниным (факсимильное переиздание 1981 г.). В 1696 г. вышло незначительным тиражом новое, значительно расширенное издание Букваря, предназначенное для царевича Алексея Петровича, чьим учителем К. И. мечтал стать. К этим трудам примыкает книга “Полис, си есть град царства небесного, имущий ученик, моление и премудрость” (1694), излагающая в стихах свод светских и церковных знаний (космография, церковные таинства и пр.). Одновременно с работой над Букварями К. И. изложил в стихах нормы детского поведения в сочинении, известном в науке под названием “Домострой” и восходящем к некоторым положениям о детском воспитании Эразма Роттердамского. К. И. всячески внедрял стихи в московский быт и оставил огромное число панегирических стихотворений и “стихов на случай”, которые он писал не только для двора, но и для московской знати; он сочинял подписи под иконы и эпитафии, пробовал себя в духовной лирике и в жанре победной оды, попытавшись воспеть крымский поход кн. В. В. Голицына. Ему принадлежит сборник проповедей “Веселеил, си есть Скиния Божия”, а составленная им “Служба и житие Иоанна Воина” была издана в 1695 г. К. И. подвизался также как историограф и переводчик, в частности, он переводил Блаженного Августина (“Боговидная любовь”, 1687) и римского сенатора Секста Юлия Фронтина (“О случаях военных”, 1692). Последнее десятилетие XVII в. было для К. И. временем наибольших успехов. Он был первым и по положению, и по таланту московским поэтом. При этом его политические симпатии зависели от того, кто брал верх в московских распрях, и когда в 1689 г. Сильвестр Медведев был арестован по делу о Федоре Шакловитом, то К. И. участвовал в составлении обвинения против него. По этим причинам события того бурного года почти не отразились на его карьере. При новом патриархе Адриане он завоевал себе его расположение, а в марте 1698 г. стал начальником Печатного двора. Со смертью патриарха Адриана в 1700 г. успешная карьера К. И. окончилась. В 1701 г. его место на Печатном дворе занял Федор Поликарпов. К. И. до самой смерти продолжал писать, но его литературная активность снизилась, к тому же его потеснили литераторы нового типа, более соответствовавшие духу петровских преобразований. Изд.: Карион Истомин // Русская силлабическая поэзия XVII—XVIII вв.—Л., 1970.—С. 203—215, 381—382; Памятники общественно-политической мысли в России конца XVII в.: Литературные панегирики.—М., 1983.—С. 49— 131, 189—214, 220—232, 242—243; Карион Истомин. Книга любви знак в честен брак.— М., 1989. Лит.: Браиловский С. Н. Один из пестрых XVII столетия.—СПб., 1902; Панченко А. М. Русская стихотворная культура XVII в.— Л., 1973; Сазонова Л. И.; 1) Карион Истомин// ТОДРЛ.— 1983.— Т. 39.—С. 45—53; 2) Поэзия русского барокко.—М., 1991. С. И. Николаев

Источник: Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь. 1996

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
455.53 кб

Букварь Кариона Истомина с рукописными дополнениями Диомида Яковлева сына Серкова как памятник русск

Хромов Олег Ростиславович
Статья посвящена Букварю Кариона Истомина. Исследован конкретный экземпляр, созданный московским книжником и «детским учителем» Диомидом Серковым, с рукописными добавлениями из «Школьного благочиния».