КАРЛ ЮЛЬЕВИЧ ДАВЫДОВ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

КАРЛ ЮЛЬЕВИЧ ДАВЫДОВ
/1838-1889/   Чайковский называл Давыдова «царем виолончелистов нашего века», Кюи — «величайшим из виолончелистов не только по недосягаемому совершенству техники, но и по глубокому пониманию, беспредельно изящному вкусу, высшему благородству исполнения», «Игру Давыдова не критиковали — на ней только учились». В истории русского исполнительского искусства Давыдов занимает одно из самых почетных мест, наряду с Антоном Рубинштейном и Леопольдом Ауэром. Карл Юльевич Давыдов родился 15 марта 1838 года в латвийском городке Гольдингене, в семье врача Юлия Петровича Давыдова. Отец хорошо играл на скрипке. Мать, урожденная Доротея Михалович, была образованнейшей женщиной. Получив домашнее образование, Карл в шестнадцать лет поступил на математический факультет Московского университета. В то время он занимался музыкой для себя. Играл на фортепиано и на виолончели. Игре на виолончели его обучал солист оркестра Большого театра Генрих Шмит. Благодаря его чуткому руководству Карл смог уже в четырнадцать летдать первый самостоятельный концерт. Свой вклад в формирование виолончельного мастерства юноши внес и известный петербургский маэстро Карл Шуберт, консультировавший его во время приездов в Москву. 19 июня 1858 года Давыдов окончил Московский университет, получив степень кандидата математических наук. Но его влекла не математика, а музыка. Для совершенствования композиторского мастерства Карл уехал в Германию и поступил в Лейпцигскую консерваторию. Давыдов обучался по классу композиции у Гауптмана. Его исполнительское мастерство долгое время оставалось там неизвестным, но все изменил случай. Вот что рассказывает в своей книге Л.Н. Раабен: «Однажды его пригласили в дом, где предполагалось исполнение Трио Мендельсона И. Мошелесом, Ф. Давидом и Ф. Грюцмахером. Внезапно Грюцмахер заболел, и, чтобы не отменять вечер, Давыдов предложил свои услуги. Партию трио он провел с такой легкостью и совершенством, что пораженные слушатели стали его просить сыграть соло. Давыдов охотно согласился. На: следующий день молва о замечательном виолончелисте распространилась в музыкальных кругах Лейпцига, и молодому музыканту предложили выступить публично. Давыдов отнесся к этому предложению в высшей степени серьезно. Вернувшись в Россию на каникулы, он все лето посвятил занятиям». В Лейпциге он сперва выступил в тесном кругу, а затем, ободренный успехом, 15 декабря 1859 года — в Гевандхаузе. Концерт решил его участь. Не осталось никакого сомнения ни у окружающих, ни у самого Давыдова, что его истинное призвание — в исполнительстве, а не на композиторском поприще. Молодой виолончелист становится «гвоздем сезона»; он нарасхват в известнейших музыкальных салонах города. После отъезда Грюцмахера в Дрезден его, двадцатидвухлетнего юношу, приглашают занять пост концертмейстера виолончелей в оркестре Гевандхауза и профессора виолончельной игры в консерватории. Однако как раз в это время в России происходят важные перемены. Благородные просветительские тенденции воодушевляют русскую музыкальную интеллигенцию. Захвачен этими идеями и Давыдов. Музыкант возвращается на родину, где его ожидает исключительный прием. Его выступления потрясают слушателей. В восторженном порыве стареющий граф Виельгорский преподнес Давыдову в дар виолончель работы Страдивариуса. «Мне довелось присутствовать, — писала М.П. Фредерике, — когда граф Матвей Юрьевич передал свой знаменитый виолончель, будучи уже преклонных лет, известному виолончелисту Давыдову, как русскому артисту, сказав при этом следующие слова: „Не нахожу никого достойнее получить мой Страдивариус, кроме вас!“ Вся зала Дворянского собраниязадрожала от аплодисментов, когда маститый старик, взойдя на эстраду, перед всей публикой вручил свой инструмент молодому концертанту, удостоившемуся своим талантом столь драгоценного дара». Во вновь образованной Петербургской консерватории Давыдову поручают класс виолончели и курс истории музыки. Параллельно с работой в консерватории музыкант поступил в оркестр Итальянской оперы. Здесь он прослужил в качестве солиста двадцать лет. Кроме того, Давыдов выступал и как солист Русского музыкального общества. Ежегодно он давал сольные концерты. Затем он вошел в состав Петербургского квартета РМО, который считался одним из лучших в мире. Посетивший в 1871 году Петербург Иоахим, выступив с музыкантами квартета, писал: «Квартетисты не причиняют мне ни малейшего труда, — отличные, опытные музыканты, играющие последние бетховенские произведения и во сне (но не сонно)». В 1865 году Карл Юльевич женился на Александре Аркадьевне Горо-жанской, воспитаннице пансиона его матери. Александра, страстно увлекавшаяся музыкой, разделяла художественные устремления мужа. В доме Давыдовых постоянно собирались музыканты, проводили творческие вечера. Вот как описывает Ауэр вечера у Давыдова: «По случаю первой же нашей квартетной репетиции он ввел меня к себе в дом и познакомил со своей очаровательной женой… Славные были дни! А веселье, смех и нескончаемый поток анекдотов после репетиций, когда мы все собирались вокруг гостеприимного стола Давыдовых за незатейливым ужином!» В 1869 году у Давыдовых родилась дочь Лидия, а в 1870 году — сын Николай. Обосновавшись в Петербурге, Давыдов занял прочное и высокое по тому времени положение. Ему было «высочайше» пожаловано звание солиста двора, титула которого удостаивались только самые выдающиеся музыканты. Давыдов почти не выезжал за границу с концертами. Исключение составляют две поездки: в Германию и Францию (зимний сезон 1867–1868 годов) и в Бельгию, Голландию (начало 1873 года). Обе концертные поездки сопровождались триумфальным успехом. В России как солист Давыдов выступал тоже нечасто. Сольной концертной деятельности он предпочитал камерную квартетную. По мнению Л.С. Гинзбурга, причина этого в бедности виолончельного репертуара. Если мастеру попадалось подлинно художественное произведение, то Давыдов выступал охотно. Так, он явился первым пропагандистом в России концертов Р. Шумана и К. Сен-Санса. Крупным событием русской музыкальной жизни стало исполнение Давыдовым концерта Шумана в Петербурге 2 ноября 1869 года. Чтобы обогатить концертный репертуар виолончелиста, Давьщов переложил для виолончели много пьес Бетховена, Шопена, Шумана. Впрочем, широта и многогранность творческой личности Давыдова были поистине безграничны. Он проявляет себя как дирижер, увлекается общественной деятельностью и даже… коммерческой, входя с 1874 и по 1876 год в состав дирекции Общества Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода. Давыдов владел тремя иностранными языками, был блестящим математиком, механиком. В квартире у него долго стояла модель железнодорожного моста, им лично рассчитанного. Карл Юльевич интересовался и ботаникой. С 1867 года Давыдов возглавлял Петербургскую консерваторию в качестве ее директора. Давьщов находился в первых рядах поборников музыкального просвещения. Он был великолепным педагогом, создателем виолончельной школы, блиставшей такими именами, как А.В., Вержбилович, Ф. Муперт, А. Кузнецов, Н. Логавовский, Д. Взуль, В. Гутор, и многими другими. Можно смело сказать, что Ауэр также много воспринял от Давыдова, разрабатывая свои педагогические принципы. Стремясь дать профессиональную выучку как можно большему количеству музыкантов, Давьщов резко увеличил число учащихся. Для беднейших учеников он ввел многочисленные льготы и увеличил количество бесплатных стипендий, а также устроил для них общежитие. Своими действиями Давьщов вызвал недовольство в реакционно настроенной дирекции Русского музыкального общества, которой подчинялась консерватория. В конце концов, Давьщов не смог дальше оставаться на посту директора консерватории и в январе 1887 года подал в отставку. Реакционные круги приняли отставку Давьщова с нескрываемым удовлетворением. В газете «Новое время» появилась пасквильная заметка: «Директор консерватории г. Давьщов исчез из консерватории. Что его побудило к этому, какая музыка, какой романс или какой голос — об этом распространяться не станем. Скажем только, что он хорошо сделал, что сложил с себя это звание, ибо консерватория под его управлением только падала и падала, и принимала несколько еврейское и притом вообще лицеприятное направление». Уход из консерватории тяжело сказался на Давыдове. Ко всему прочему ему пришлось полностью перестроить жизнь и вернуться к концертной деятельности. Может, это не было бы таким страшным, если бы не плохое здоровье. Карла Юльевича мучили приступы грудной жабы. Давыдов концертирует по городам Германии, Италии, выступает в Вене, Варшаве. После окончания гастролей он поселяется в Москве. Осенью 1887 года вместе с известным русским пианистом и дирижером В.И. Сафоновым он совершает большое турне по центральным и южным областям России, а затем после короткого перерыва вновь едет в Германию. Его игра вызывает восторженные отзывы. Талант Давыдова в зените зрелости. «Успеха имею не меньше, чем в России, — писал Давьщов, — во Франкфурте термометр в публике был не ниже, чем в Харькове, Одессе, Киеве, но с той разницей, что сзади сидит оркестр в 100 человек, зала с 2500 человек публики, а в ней на первом ряду сидят — м-м Шуман, дочь Хиллера, Косман, Шольц и много других (Штокаузен) знаменитостей». В ноябре 1888 года Давьщов последний раз посетил Петербург. Зиму музыкант провел в Москве. В январе у него случился сильный приступ грудной жабы, а 14 февраля 1889 года Карл Юльевич скончался. «Как человек, — писалось в некрологе, — это был представитель избранной, тонкой, благородной натуры, которой снисходительное отношение к окружающим личностям, способность все хорошо понимать, а следовательно, и многое извинять, часто принимали за отсутствие сильного характера». Насколько светлую память оставил после себя Давыдов, можно судить по тому, что на его похороны в Москву был послан от низших служащих Петербургской консерватории старик-швейцар, с тем, чтобы возложить на его гроб венок. Последние годы Давыдов работал над виолончельной школой, где фиксировал свои педагогические принципы. Но завершить Карл Юльевич успел лишь первую часть. «Давыдов рационализировал многие приемы виолончельной техники; узаконил применение „штыка“, — пишет Раабен, — с тех пор утвердившегося в практике виолончельного исполнительства; ввел многие изменения в технике правой руки, например, отрицая распространенную в те годы „мертвую хватку“ смычка, рекомендовал держать смычок свободными и подвижными пальцами. Он развил особый род ставочной техники, получившей в мировом виолончельном исполнительстве наименование „шарнира Давыдова“. Кроме того, он детально разработал технику смены позиций, чем очень способствовал развитию свободных пассажных движений». Исполнительское искусство Давыдова пользовалось исключительным, безоговорочным признанием. Не могли не отдать должного его великолепному мастерству даже кучкисты, недоброжелательно относившиеся к «консерваторской партии». Кюи ставил его вровень с Рубинштейном по интенсивности и характеру таланта. «Это воплощение музыканта и виртуоза. Бесподобный квартетист, он отличается и как солист искренностьюи теплотой чувства в соединении с безупречным вкусом…» «Кто хотя бы раз слышал его игру, пение его виолончели, тот запомнил это дивное исполнение навсегда!» — восклицал Гутор.      

Источник: 100 великих музыкантов. 2002

Давыдов, Карл Юльевич

(Давидов, брат проф. Августа Юльевича Давидова) — родился 3-го марта 1838 г. в г. Гольдингене, Курляндской губернии. Он был еще ребенком, когда его родители переселились в Москву, где занялись весьма тщательно его воспитанием и образованием. Огромное влияние на развитие блестящих способностей Давыдова имел старший брат его, Август Юльевич, человек редких ума, образования и доброты. Давыдов учился охотно, науки давались ему легко; отчасти по врожденному влечению, отчасти из подражания брату Августу, который в то время уже занимал профессорскую кафедру прикладной математики, Давыдов, при поступлении в московский университет (в 1854 г.), избрал физико-математический факультет, который он блестяще окончил в 1858 г. со степенью кандидата математических наук. Одновременно с этим, Давыдов усердно занимался музыкой. Он страстно любил ее и с детства обнаруживал к ней большие способности. Специальностью своею он избрал виолончель и, под руководством отличного педагога, Шмидта, скоро достиг прекрасных результатов; кроме того, он недурно играл на фортепьяно, а также с увлечением занимался композицией. Желание усовершенствоваться именно в этой последней побудило его отправиться, по окончании университетского курса, в Лейпциг, — тогда главный центр музыкальной жизни Германии, — к знаменитому теоретику, профессору Лейпцигской консерватории, Морицу Гауптману. Рекомендательные письма А. Ю., имевшего связи в Лейпцигском ученом мире и, в качестве страстного любителя музыки, отчасти и в музыкальном, и, кроме того, личная привлекательность Давыдова открыли ему вскоре двери наиболее интеллигентного общества в Лейпциге. Все знали Давыдова, лишь как ученика Гауптмана и как подающего надежды композитора, так как о своей игре на виолончели он считал излишним говорить, не придавая ей большого значения. Однажды Давыдов был приглашен в один дом, в качестве простого гостя, на музыкальный вечер, на котором, между прочим, должны были исполнять трио знаменитые в то время пианист Мошелес, скрипач Давид и виолончелист Грюцмахер. Внезапная болезнь Грюцмахера, ставшая известной тогда, когда уже собрались все гости, грозила расстроить трио, и Давыдов, чтобы выручить хозяев, предложил свои услуги. Он сыграл виолончельную партию в трио и несколько пьес соло с необыкновенным успехом, сильно поразившим его самого. Все присутствующие были в восторге от его мастерской техники, сильного, красивого тона и благородной, полной поэзии и глубины фразировки. Настоятельные советы компетентных лиц выступить публично произвели впечатление на Давыдова. Вернувшись в Россию на лето, он написал свой первый концерт для виолончели (посвященный отцу), разучил его и, вообще, много работал над своей техникой. По возвращении осенью в Лейпциг, Давыдов сыграл свой концерт в кружке местных выдающихся музыкантов и немедленно был приглашен выступить в одном из симфонических собраний (знаменитые Gewandhaus-Concerte). Тут его встретил огромнейший успех (1859 г.). Вскоре он получил место первого виолончелиста в оркестре этих собраний и, кроме того, с блестящим успехом совершил концертную поездку по Германии. В 1860 г., т. е. 22-х лет от роду, он был приглашен в лейпцигскую консерваторию, — тогда первую по значению в мире, — в качестве профессора игры на виолончели, вместо Грюцмахера. Громкая известность и почетные отличия, сразу выпавшие на долю молодого русского музыканта в такой богатой собственными музыкальными талантами стране, как Германия, могли быть заслужены только совсем из ряда выдающимся дарованием, каким и обладал на самом деле Давыдов. Техника его была непогрешима, тон — редкой силы и красоты, исполнение свидетельствовало о проникновенном, высокохудожественном понимании авторов. В 1862 г. Давыдов был приглашен на кафедру истории музыки в Петербургскую консерваторию, но скоро променял ее на кафедру игры на виолончели. С этой поры началось его ревностное служение делу развития музыкального искусства в России. Об успехах его, как виртуоза, нечего и говорить: они, понятно, были столь же блестящи, как и за границей. Интересно только отметить, что известный любитель музыки, граф Матвей Виельгорский, лично знавший двух знаменитейших виолончелистов 19-го столетия, Бернгарда Ромберга и Франсуа Сервэ, подарил свою дивную виолончель работы Страдивария Давыдову, как "величайшему из виолончелистов всех времен и народов". В знак благодарности, Давыдов посвятил графу Виельгорскому свой второй концерт для виолончели. Как педагог, Давыдов выказал необыкновенные способности, и скоро Россия могла гордиться рядом превосходных виолончелистов, учеников его, с А. В. Вержбиловичем во главе. В 1862 же году, Давыдов занял место первого виолончелиста в оркестре Императорской итальянской оперы и получил звание солиста Императорского Двора. Но исключительное по важности значение имела деятельность Давыдова для Императорского русского музыкального общества начиная с 1876 г., когда он назначен был директором петербургской консерватории. В противоположность А. Г. Рубинштейну, желавшему, чтобы консерватории были своего рода академиями для развития, преимущественно, выдающихся музыкальных талантов — виртуозных и композиторских, Давыдов полагал, что прямая задача русской консерватории — прежде всего создать обширный кадр умелых и солидно подготовленных педагогов, которые могли бы своей игрой и преподаванием содействовать усилению настоящей, а не дилетантской любви к музыке и распространению правильных методов обучения ей в России, а также облагорожению вкуса русской публики и поднятию его уровня. В последние годы своей жизни Давыдов с гордостью говорил, что, где бы ему ни приходилось бывать в России, он везде находил учеников петербургской консерватории — своих учеников, — которые честно служили родному искусству. Деятельность по консерватории и русскому музыкальному обществу настолько поглотили Давыдова, что он почти совсем отказался от концертных поездок. Неустанным трудом он довел петербургскую консерваторию до первостепенного положения. Состав преподавателей был подобран блестящий и число учеников постепенно возросло до необычайной, для почти всех консерваторий, цифры (в последний год его директорства — до 850). Внимательно следя за общим ходом преподавания в консерватории, Давыдов лично вел классы виолончельный, хоровой, оркестровый и камерной музыки. В то же время он довел до большого совершенства квартет русского музыкального общества. Можно сказать без преувеличения, что любовь к квартетной литературе и понимание ее были насаждены в Петербурге именно Давыдовым. Ему приходилось также по временам дирижировать симфоническими собраниями Русского музыкального общества. В консерватории Давыдов был озабочен не одной только правильностью постановки учебного дела; он принимал близко к сердцу затруднительное положение недостаточной в материальном отношении части учащихся, и его стараниями было учреждено общество для вспоможения недостаточным ученикам консерватории и устроены дешевые квартиры для них же. Благодаря личным стараниям Давыдова, чрезвычайно возрос консерваторский капитал для выдачи стипендий бедным учащимся (напр., С. П. фон Дервизом было вручено Давыдову 200000 р. для этой цели). Давыдов был также одним из основателей вспомогательной кассы музыкальных художников, в короткое время достигшей редкого для подобных учреждений процветания. Напряженная и ответственная деятельность Давыдова отразилась на его здоровье. В январе 1887 г. он покинул консерваторию, утомленный физически и нравственно, но с сознанием, что он был истинным создателем ее благоденствия. В том же и следующем годах он совершил по России и за границей концертные поездки, сопровождавшиеся огромным успехом. В ноябре 1888 г. он дал в Петербурге, в зале дворянского собрания, концерт: ему суждено было быть прощальным для города, которому Давыдов ревностно и бескорыстно посвятил свои лучшие годы и силы. Болезнь, которою страдал Давыдов (грудная жаба), сильно мучила его, и припадки ее становились все грознее. Давыдов решил провести зиму в Москве. Желая и тут содействовать усилению вкуса к xорошей музыке, он задумал устроить бесплатные концертные утра камерной музыки для учащейся молодежи. В начале февраля 1889 г. состоялся первый из этих концертов; несмотря на предостережения врачей, Давыдов принял в нем участие, следствием чего был сильнейший приступ болезни тут же на эстраде. Давыдов нашел в себе достаточно силы, чтобы не выдать публике своего мучительного состояния и доиграл свой номер до конца. Его отвезли домой совершенно надломленным. Приступы грудной жабы участились, и утром 14-го февраля 1889 г. Давыдов скончался. Как человек, Давыдов пользовался глубокой и искренней любовью всех, знавших его. Доброта его и гуманность были необыкновенны; по уму, остроумию и образованию он также представлял редкое явление. Из композиций его, отличающихся красотой тем и гармонии, выдаются, кроме многих мелких пьес и переложений для виолончели и романсов для пения, четыре виолончельных концерта, симфоническая картина для оркестра "Дары Терека", оркестровая сюита, струнные квартет и секстет и квинтет для фортепьяно и струнных инструментов. В рукописи остались оркестровая увертюра и опера "Мазепа". Последняя совершенно закончена и инструментована, кроме последней картины (либретто было самим Давыдовым передано впоследствии Чайковскому). Самого серьезного внимания заслуживает его школа для игры на виолончели (изданная у Петерса в Лейпциге), в которой, впервые в мировой литературе вообще, изложены и рационально обоснованы разные положения, носившие ранее исключительно эмпирический характер. Под редакцией Давыдова, Брейткопфом в Лейпциге изданы квартеты Бетховена и Шумана.


Григорий Блох.


{Половцов}





Давыдов, Карл Юльевич


— знаменитый виртуоз на виолончели, композитор и педагог; род. в 1838 г.; умер в 1889 г. (брат Августа Д.; см.). Окончив в 1858 г. математический факультет Московского университета, Д. посвятил себя музыке и стал профессором в Лейпцигской консерватории. В 1862 г. он выступил в Петербурге в качестве виртуоза, после чего вскоре получил место профессора здешней консерватории, а также первого виолончелиста в итальянской опере и был солистом императорского двора; в 1876—87 гг. Д. был директором консерватории. Позже он концертировал с громадным успехом в России и за границей. Он создал плеяду превосходных виолончелистов, среди коих особенно известен Вержбилович. По словам известного музыкального критика Н. Соловьева, Д. как композитор обладал крупным дарованием и тонким, изящным вкусом; отличительная черта его сочинений — художественная красота и своеобразность. Весьма популярны его романсы для пения. — Его жена Александра Аркадьевна (христианка; 1848—1902) издавала основанный ею журнал "Мир Божий" (ныне "Современный мир") и журнал для детей "Всходы". — Ср.: Брокгауз и Ефрон, X и II доп.; Jew. Enc.


{Евр. энц.}





Давыдов, Карл Юльевич


(Давидов; 1838—1889) — замечательный русский виолончелист и музыкальный деятель. С раннего возраста Д. получил музыкальное образование и еще мальчиком был известен в Москве в качестве концертанта. Однако под влиянием старшего брата Августа — проф. математики, Д. поступил в 1854 на математическое отделение Московского ун-та. После окончания его (в 1858) Д. решил посвятить себя музыкальной деятельности, занимался некоторое время в Петербурге виолончельной игрой с К. Шубертом, а затем переехал в Лейпциг для изучения теории композиции под руководством Морица Гауптмана. В результате первого блестящего публичного выступления Д. получил в 1860 профессуру в Лейпцигской консерватории и место концертмейстера, оркестра Gewandhaus´а. В 1862 Д. занял пост солиста императорских театров и профессора только что основанной Петербургской консерватории, в которой с 1876 стал также и директором. В качестве последнего Д. оказал весьма большое влияние на общий ход развития музыкального образования в России. Стремясь придать консерватории характер высшего учебного заведения университетского типа, долженствующего подготавливать широкие кадры массовых музыкально-культурных работников для периферии — педагогов, оркестрантов и т. д., Д. опирался на передовые тогда круги представителей промышленного капитала и на либеральные течения в правительственных сферах. Естественно, что Д. оказался в конце концов в конфликте с официальными тенденциями эпохи реакции и вынужден был в 1887 вовсе покинуть консерваторию.


В качестве виолончелиста Д. замечателен не только как один из наиболее ярких исполнителей на этом инструменте, но и как автор незаконченной работы на нем. языке ("Violoncellschule", 1 Т., В., 1888), где им впервые была детально разработана рациональная система виолончельной игры на естественнонаучной основе. В данном отношении Д. предвосхитил все дальнейшие методические устремления в области изучения исполнительства. Менее значительна композиторская деятельность Д. Перу Д. принадлежат несколько циклов романсов, камерные сочинения, симфоническая поэма "Дары Терека", сюита для оркестра и много виолончельных произведений, в т. ч. 4 концерта, концертное allegro, фантазия на рус. темы и ряд мелких пьес. По характеру своего творчества Д. был ярко выраженным лириком-миниатюристом, с установкой на сентиментально-созерцательную интимность музыкального салона того времени. Среди ближайших учеников Д. многие впоследствии приобрели большую известность, как напр. Д. В. Вержбилович, А. фон Глен, Ф. фон Мулерт и др.



Лит.: Гутор В., К. Ю. Давыдов как основатель школы, "Артист", 1891, № 16; Гинзбуpг С., К. Ю. Давыдов, М., 1931.


С. Гинзбург.





Давыдов, Карл Юльевич


(род. 15.III.1838 в Кулдиге, ныне ЛатвССР, ум. 26.II.1889 в Москве) — рус. композитор, виолончелист-виртуоз, дирижер, педагог. Ученик К. Шуберта (Петербург), Ф. Грютцмахера, М. Гауптмана (Лейпциг). С 1862 по 1882 солист орк. Итальянской оперы в Петербурге, в 1863—87 проф. (история музыки, виолончель), в 1876—87 директор Петербургской консерватории. Д. — основоположник рус. виолончельной школы.


Соч.: фантазия "Дары Терека" (1872) и др. произв. для орк.; 4 концерта для влч. с орк.; Русская фантазия для влч. с орк.; Фп. квинтет, Квинтет, квартеты и др. камер.-инструм. произв.; пьесы для влч., в т. ч. "У фонтана"; романсы.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008