одно из основных понятий ряда индийских религий (индуизм, буддизм); общая совокупность совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, определяющая характер его нового рождения и существования.
Карма
КАРМА
(деяние, обязанность, деятельность) – особая мистическая сила, непреложный закон возмездия за поступки, намерения, стремления, определяющие судьбу живого существа в последующих перевоплощениях. Влияние совершенных поступков на характер настоящего и последующего существования.
Источник: История России. Век XX. Учебное пособие в схемах таблицах диаграммах.
КАРМА
действие, обязанность, деятельность — особая мистическая сила, непреложный закон возмездия за поступки, намерения, стремления, определяющий судьбу живого существа в последующих перевоплощениях. Влияние совершенных поступков на характер настоящего и последующего существования.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
КАРМА
в миф. и этикорелиг. воззрениях индийцев обозначение действия, в частн., религиозного, предпола-гающ. последующее вознаграждение. В наиболее распростр. употреблении — совокупность всех добрых и дурных дел, соверш. индивидуумом в предыдущих существованиях и определяющих его судьбу в последующих.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Карма
(санскр. – действие, обязанность, деятельность) – в учениях индийских религий особая мистическая сила, непреложный автоматически действующий «закон возмездия» за совокупность поступков, намерений, стремлений, определяющий судьбу живого существа в последующих перевоплощениях (См. Перевоплощение). В брахманизме и индуизме карма – функция выполнения или невыполнения предписанных данной варной обрядов (См. Брахманизм, Варна, Индуизм). В буддизме каста определяется степенью выполнения моральных требований, последовательностью в непротивлении злу насилием во всех предшествующих перерождениях. См. Буддизм.
КАРМА
(санскр. — «деяние») — одно из центральных понятий индийской философии и культуры, до-полняющее идею сансары, вечного круга перевопло-щений. Формулируется еще в ведийской литературе, является составной частью всех индийских религий — джайнизма, буддизма, индуизма. Выступает как сила, закон, определяющий место нового воплощения души живого существа в зависимости от его поступков в прошлых жизнях. Его действие неотвратимо, но это не рок или судьба, навязывающие человеку свою волю, человек сам определяет свою судьбу. Карма — это воздаяние, возмездие за поступки, совершенные челове-ком — как хорошие, так и дурные. Поэтому бедность или богатство, счастье или несчастье в жизни, рождение в высших или в низших кастах — не воля богов, а результат действия закона кармы, поведения в прошлых жизнях, за которое некого винить, кроме самого себя.
КАРМА
санскр. - деяние) - одно из важнейших понятий в большинстве религий и религ.-филос. систем Индии. Согласно учению индуизма, буддизма и джайнизма, человека после смерти ожидает новое возрождение (перевоплощение). Конкретные формы, в к-рых произойдет это возрождение, определяются К., являющейся воздаянием или возмездием за поступки, совершенные в прежних рождениях. К.- это рок, судьба, создаваемая человеком для самого себя, точнее - для своих "будущих перерождений". Во всех инд. религиях понятие К. остается почти неизменным. Вместе с тем существует различие в учении о "спасении", о прекращении влияния К. Если в индуизме "спасение" может быть достигнуто выполнением различных обрядов, жертвоприношений, то в джайнизме и особенно в буддизме на 1-е место выдвигается соблюдение религ.-этич. заповедей. В учении о К., как о возмездии за грехи, проявляется особенность религ. мировоззрения, объявляющего все страдания людей естеств. результатом их собств. "греховности", их "заблуждениями" в предшествующих перерождениях, а не следствием социальных условий. Лит.: Розенберг О. О., Введение в изучение буддизма по япон. и кит. источникам, ч. 2 - Проблемы буддийской философии, П., 1918; Радхакришнан С., Инд. философия, пер. с англ., т. 1-2, М., 1956-57; Stcherbatsky Fh., The central conception of Buddhism and the meaning of the word"Dharma", L., 1923. A. H. Кочетов. Ясная Поляна.