(Кармалина — по мужу; урожд. Беленицына) [3(15).10.1834 (в нек-рых источ. 1836), Москва — 21.5(3.6).1903, усадьба Кобрино, близ станции Прибытково, ныне Ленингр. обл.] — певица-любительница (сопрано). Сестра С. Зотовой. Род. в семье статского советника. С детских лет была знакома с А. Даргомыжским (вначале обучалась у него игре на ф-п., затем — пению), к-рый отмечал ее муз. одаренность и считал одной из лучших интерпретаторов его музыки. Образование получила в петерб. Екатерининском ин-те, где обучалась игре на ф-п. и пению (под рук. Г. Ломакина). На выпускном экзамене исп. арию Алисы ("Роберт-Дьявол"). В 1855 брала уроки пения у М. Глинки, оказавшего большое влияние на худож. развитие певицы. Композитор также подготовил с К. ряд своих романсов. В апр. 1856 впервые выступила в двух публичных концертах, в к-рых исп. романсы Глинки (аккомпанировал М. Балакирев) и Даргомыжского (под аккомпанемент автора). В том же году по совету Глинки уехала во Флоренцию, где совершенствовалась в пении и вскоре стала выступать на эстраде как пианистка и певица (исп. арии из опер итал. и франц. композиторов, а также романсы Глинки и Даргомыжского). В 1857—1859 гастролировала по городам Европы (Рим, Париж, Варшава). Вернувшись в Россию, выступала с концертами в Одессе. В 1860 выезжала на гастроли в Вену, Триест, Константинополь, где выступала в концертах с романсами рус. композиторов. Живя на Волыни, где было ее имение, путешествуя по Кавказу (1862), собирала нар. песни (в т. ч. песни раскольников, одну из к-рых Н. Римский-Корсаков использовал при завершении "Хованщины" М. Мусоргского в заключительном хоре сцены самосожжения). Обладала небольшим, но выразительным голосом, природной музыкальностью. Исп. отличалось проникновенностью и артистизмом.
В 1862, будучи в Петербурге, сблизившись с участниками муз. кружка М. Балакирева (с 1856 певицу связывала тесная дружба с композитором). Талант К. высоко ценили также М. Мусоргский, А. Бородин. Ц. Кюи. Ей посвятили свои романсы А. Даргомыжский ("Любил и люблю я, век буду любить", "Что в имени тебе моем"), М. Балакирев ("Догорает румяный закат", "Спи", произв. для ф-п. "Испанская мелодия"), Ц. Кюи ("К портрету Жуковского", ор. 27, № 6). В одном из писем к певице А. Даргомыжский писал: "Видеть и слушать таких дивных исполнительниц моей музыки, как вы, было для меня необходимостью, давало новую силу моему творчеству". "Слышать ее мало: ее надобно слышать и видеть, — писал композитор А. Серов. — Вся музыкальность ее души передается оттенками ее игривой физиономии, фантастически-воздушной и неуловимой в очертаниях; как в ее логике есть всегда что-то пленительно-грустное, так и в голосе ее слышится постоянно слеза, то явная, то затаенная.
К. была всесторонне музыкально одарена — занималась композицией, часто выступала в концертах как пианистка.
Вела переписку с Даргомыжским, Бородиным и Мусоргским.
Соч.: Глинка и Даргомыжский// Глинка в воспоминаниях современников. — М., 1955. С. 287—290; Письма к Даргомыжскому. — в ЦГАЛИ, ф. 2658. оп. 1, ед. хр. 859, л. 98—105.
Лит.: Петербургская летопись... Русские художники в Италии: г-жа Беленицына и Бернард Сакс // СПб. ведомости. 1857. 14 апр. № 80; А. С. [Серов А. Н.]** Успехи одной из соотечественниц наших в Италии // Там же. 1857. 7 июня. № 122. С. 631; А. С. Даргомыжский: Автобиография. Письма. Воспоминания современников. — Пг., 1921; Письма А. П. Бородина. Вып. 2. 1872—1877. — М., 1936; Даргомыжский А. С.* Избранные письма. Вып. 1. — М., 1952. С. 43—63; Львов М. Из истории вокального искусства. — М., 1964. С. 152—153: М. П. Мусоргский: Литературное наследие. Письма. биографические материалы и документы. — М., 1971;Пекелис М. Русская певица Л. И. Kapмалина // Сов. музыка. 1972. № 11. С. 84—91; Его же. Александр Сергеевич Даргомыжский и его окружение. 1845—1857. — М., 1973. Т. 2. С. 373—391.