мусульманская секта, наиболее радикальное ответвление исмаилитов. Движение возникло в конце IX в. в Южном Ираке и распространилось на Сирию и Йемен, носило антифеодальный характер. Социальную базу составляли крестьяне, кочевники-бедуины, ремесленники, боровшиеся за возвращение к общинному землепользованию, равенству для свободных при сохранении рабства. Возглавили ряд восстаний в Багдадском халифате и в 899 г. образовали государство в Бахрейне (Восточная Аравия), просуществовавшее до XI в. В государстве К. было запрещено ростовщичество, не признавались нормы шариата, не было мечетей, свободные крестьяне и ремесленники не платили налогов. Однако жестокость К. по отношению к тем, кто не признавал их учения, оттолкнула от них народные массы, и к началу XII в. секта фактически распалась.
КАРМАТЫ
КАРМАТЫ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
КАРМАТЫ
приверженцы одной из двух ветвей секты исмаилитов, возникшей в 9 в. в Юж. Месопотамии. Впервые о К. упоминает ат-Табари под 869, говоря, что отряд К. сражался в рядах зинджей, восставших против Халифата. Масса К. состояла из крестьян, кочевников-бедуинов и частью из ремесленников. С кон. 9 в. К. возглавляли ряд антифеод. восстаний против халифата Аббасидов; наиболее крупными были: восстания в Ниж. Месопотамии (ок. 890-906), Бахрейне (894-99), Сирии (902). В 890 К. под предводительством Хамдана Кармата и его родича Абдана создали близ г. Куфы (совр. Ирак) свою штаб-квартиру ("дар альхиджра" - убежище в эмиграции).Социальный идеал К. - восстановление общинной собственности на землю, введение уравнит. распределения благ, всеобщее равенство, к-рое, однако, не должно было распространяться на рабов (пленников) - они должны были принадлежать не отд. лицам, а общине в целом. О религ.-филос. системе взглядов К. см. в ст. Исмаилиты. В 899 К. овладели Бахрейном, где в нач. 10 в. создали свое гос-во в Эль-Ахсе (Вост. Аравия), к-рое просуществовало до кон. 11 в. Обществ. строй гос-ва К. описан перс.-тадж. писателем Насиром Хосровом, побывавшим в Эль-Ахсе в 1051. В гос-ве преобладали свободные земледельцы и ремесленники, они не платили налогов. Гос-во владело 30 тыс. рабов, к-рые работали на полях, в садах, на ремонте мельниц и т. п. Земледельцы и ремесленники могли получать у гос-ва беспроцентные ссуды; ростовщичество было запрещено. В 10 - 1-й пол. 11 вв. продолжались восстания К. на терр. от Сирии до Синда. Бахрейнские К., часто вторгались в Ниж. Ирак и Хузистан. В 930 К., непримиримые противники суннизма, внезапно напали на священный центр мусульман - Мекку, ограбили город и святилище Каабу, увели в рабство много жителей и паломников. Нападения К. на суннитские области, сопровождавшиеся грабежами, резней, угоном в рабство мирных жителей, оттолкнули от К. широкие нар. массы, сочувствовавшие социальному идеалу К., но не разделявшие их религ. верований. Подавление восстаний К., жестокое их преследование Газневидами, внутр. распри ослабили К. Во 2-й пол. 11 в. влияние К. в Иране и Месопотамии почти совсем упало. К кон. 11 - нач. 12 вв. секта К. сходит со сцены. Лит.: Беляев Е. A., Мусульм. сектантство (Ист. очерки), М., 1957; Бертельс А. Е., Насир-и Хосров и исмаилизм, М., 1959; Заходер Б. Н., Мухаммед Нахшаби, Уч. зап. МГУ, вып. 41, 1940; Goeje M. J. de, M?moire sur les Carmathes du Bahrain, 2 ?d., Leiden, 1886; его же, La fin de l´empire des Carmathes du Bahra?n, "JA", 9, s?r., v. 5, 1895; Ivanow W., Brief survey of the evolution of Ismailism, Leiden - (Bombay), 1952; его же, Ismailism and Qarmatians, "Journal of the Bombay Branch of Royal Asiatic Society", v. 16, 1940; Massignon L., Esquisse d´une bibliographie Qarmate, в кн.: Ajab nama. A volume of oriental studies presented to E. G. Browne on his 60-th birthday, Camb., 1922; его же, Karmaten, Enzyklopaedie des Islam, Bd 2, Leiden-Lpz., 1927, S. 821-26. И. П. Петрушевский. Ленинград.
Карматы
последователи «крайней» шиитской секты, имеющей общее происхождение с исмаилизмом. В III/IX веке последователи этой секты подняли крупное восстание, потрясшее Аббасидский халифат. Основатель движения карматов–Хамдан ибн аль–Ашаз, был больше известен под псевдонимом Кармат. Этим именем и была названа эта секта. Религиозная доктрина и методы пропаганды карматов, в целом, повторяли положения исмаилизма (См. Исмаилиты). История возникновения секты карматов восходит к периоду активной исмаилитской пропаганды. Один из известных исмаилитских пропагандистов Хусайн аль–Ахвази прибыл в Ирак, и там познакомился с Хамданом ибн аль– Ашазом (Карматом), который, приняв идеи исмаилизма, стал одним из лидеров нового движения. После смерти Хусайна аль–Ахвази, Хамдан Кармат занял его место. Он сумел создать возле Куфы базу для своих сторонников. Одновременно он разослал в разные области Халифата своих пропагандистов, самым известным из которых был Абдан, который был идеологом карматства. Другими известными пропагандистами карматов были Зикравайх ибн Михравайх и Абу аль–Фавариз, который в 289 году хиджры возглавил восстание карматов. Поначалу карматы пропагандировали шиизмисмаилизм. Они получали инструкции из исмаилитского центра в Салямии и неукоснительно соблюдали их. Но затем они разорвали все отношения с исмаилитами. Некоторые мусульманские историки объясняют этот разрыв тем, что Кармат узнал о том, что исмаилитская пропаганда на самом деле ведется не в пользу потомков Али ибн Абу Талиба, а в пользу семьи некоего Абдуллы ибн Маймуна аль–Каддаха, которая выступают от их имени (См. Исмаилиты). Карматы вынуждали своих сторонников отдавать большие деньги в пользу их движения, закупали оружие и привлекали на свою сторону беднейшие слои населения. Еще одной причиной притока народа в это радикальное движение был страх за собственную жизнь. Кроме того, вхождение в ряды карматов первоначально сулило им доходы от грабежей, которыми занимались их отряды. Но среди самих карматов не было единства и они разделились на несколько сект. В частности, произошел конфликт между Зикравайхом, который действовал на юге Ирака, и Хамданом Карматом. Зикравайх подослал к карматскому идеологу Абдану наемников, которые убили его. Таким образом, он, в некоторой степени, обезопасил себя от Кармата. Зикравайх рассчитывал убить и самого Кармата, чтобы стать единоличным лидером карматов. Однако, в это время, войска халифа аль–Мутадид Биллаха приступили к военным действиям против него. Он не смог оказать им успешное сопротивление и скрылся. Затем Зикравайх послал своих эмиссаров в Сирию, где царил хаос, вызванный ослаблением власти Тулунидов. Первым туда отправился его сын Абуль Касим Йахйа. В 289 году хиджры сторонники его отца в Куфе избрали его своим предводителем. Он выдавал себя за Мухаммада ибн Абдуллу ибн Мухаммада ибн Исмаила ибн Джафара ас–Садика. Он утверждал, что Аллах лично велел ему начать борьбу против Халифата и обещал даровать ему победу. Тулунид Харун ибн Хумаравайх послал в Сирию армию во главе с Джифом ибн Тугджем, однако карматы разгромили его и осадили Дамаск. Но взять город им не удалось. После этого против них выступила еще одна армия Тулунидов во главе с Бадр аль–Кабиром Гуламом Ахмадом ибн Тулуном, которая разгромила карматов. В ходе сражения Йахйа ибн Зикравайх был убит. Вместо него Зикравайх послал туда другого своего сына, который тоже объявил себя потомком Исмаила ибн Джафара ас–Садика. Тем временем халиф аль–Мутадид Биллах начал преследовать карматов и исмаилитов не только на юге Ирака, но и в других областях Халифата, в том числе в Салямии. Это вынудило их скрывать свои истинные убеждения (придерживаться такии). Исмаилитский лидер Убайдулла ибн аль–Хусайн бежал и укрылся в Рамле. Там его посетил сын Зикравайха аль–Хусайн, ехавший на помощь своему брату Йахйе, который был окружен халифскими войсками в Дамаске. Он выразил ему свою покорность, рассчитывая на то, что ему удастся использовать возможности Убайдуллы для приведения к власти потомков Зикравайха. В ходе переговоров Убайдулла во всем согласился с аль–Хусайном. Возможно, он опасался того, что Йахйа убьет его или выдаст его местонахождение халифским войскам. После этого события он покинул Рамлу и уехал в Египет. Аль–Хусайн же продолжил путь на Дамаск. Подойдя к городу, он узнал о гибели Йахйи, разбитые сторонники которого примкнули к нему. Но ему не удалось взять город, и он отошел в Хомс, население которого впустило его в город. Затем он двинулся на Салямию, но жители города не хотели впускать его. Тогда он вступил с ними в переговоры и гарантировал им безопасность. Но когда ворота города распахнулись перед его войсками, он вероломно начал убивать мирных жителей, грабить и поджигать их дома. После этого аль–Хусайн двинулся со своей армией на города Хама, Маарра и Баальбек. Карматы бесчинствовали в этих городах, после чего начали наступление на Алеппо. Но под Алеппо они потерпели поражение, и решили вернуться в Куфу. На обратном пути они были атакованы войсками халифа аль–Муктафи Биллаха. В этом сражении аль–Хусайн попал в плен и был доставлен в Багдад, где его казнили в 291 году хиджры. После гибели двух своих сыновей Зикравайх, который до этого времени скрывался, решил лично возглавить движение. Карматы поклялись ему в верности. Возглавив армию карматов, он перешел в наступление на Сирию, где совершил много кровавых преступлений. Его отряды убивали мирное население, насиловали женщин, поджигали дома, уничтожали целые селения, нападали на караваны паломников. Затем они осадили Дамаск, но не сумели захватить город. В 310 году хиджры Зикравайх потерпел поражение от войск Халифата. Он был арестован и казнен. После этого события карматы ушли из Ирака и Сирии. После серии поражений в Ираке, Сирии и Йемене, карматы закрепились на острове Бахрейн. В 301 году хиджры после смерти Абу Саида аль–Джаннаби, бахрейнских карматов возглавил его сын Саид. Спустя некоторое время его сверг его брат Абу Тахир Сулейман. Он держал народ в страхе, совершал мерзкие поступки и посягал на честь и достоинство людей. Затем он предпринял поход на другие провинции Халифата. В 311 году хиджры он захватил Басру, а в 313 году Куфу. В этих городах карматы совершили массу преступлений против мирного населения. Затем они двинулись на Мосул, а оттуда повернули на юг и двинулись на Мекку. Население городов и селений, через которые проходили отряды Абу Тахира Сулеймана, в панике покидали свои жилища. В 316 году хиджры он разгромил армию халифа аль–Муктади, а на следующий год захватил Мекку. Карматы убили множество паломников и совершили массу чудовищных преступлений. Абу Тахир Сулейман приказал бросить тела убитых паломников в колодец Замзам, вытащил Черный камень из стены Каабы и забрал его с собой. Черный камень оставался у карматов в течение 22 лет, до 339 года хиджры. Затем они вернули его обратно. После этого Абу Тахир Сулейман опять двинулся на Куфу. В 319 году хиджры жители Багдада были охвачены паникой, ожидая вторжения войск карматов. Карматы также препятствовали совершению хаджа до 337 года хиджры. В этот период между ними происходили вооруженные столкновения, которые ослабили их ряды, несмотря на то, что их лидер Абу Тахир Сулейман ибн Абу Сард аль–Джаннаби сумел сохранить свои позиции. Абу Тахир умер в 323 году хиджры. Его место заняли его братья Абуль Касим Саид, Абуль Аббас Ахмад и Абу Йакуб Йусуф. В 353 году хиджры карматы напали на Ихшидидов, но потерпели неудачу. Тогда они обратились за помощью к Хамданиду Сайф адДауле и при его поддержке сумели войти в Дамаск, из которого они вскоре ушли. В 355 году хиджры был положен конец их владычеству в Омане. В 360 году хиджры карматы, под командованием Хусайна ибн Ахмада ибн Бахрама, вновь подошли к Дамаску, который к тому времени уже контролировали Фатимиды. Наместником города был Джафар ибн Фаллах. Бувайхид Изз адДаула помог карматам, и они сумели вновь занять город. Затем они двинулись на Рамлу, а позднее пошли на Каир, однако потерпели поражение у стен города. Карматы отступили к Дамаску, но наступающая армия Фатимидов захватила и Дамаск. После всех этих событий карматы еще более ослабли, и к концу правления династии Бувайхидов их власть распространялась только на остров Бахрейн. В Йамаме также правили их ставленники Укайдириты. Ослабление карматов позволило усилившимся Сельджукидам и Аббсидским халифам способствовать окончательному из разгрому. Это произошло в результате мощного антикарматского восстания на Бахрейне, в ходе которого население обратилось к Аббасидам за помощью. В 462 году хиджры Абдулла ибн Али аль–Аюни, вождь племени Абдулькайс, установил тесные отношения с халифом аль–Каимом и сельджукским султаном Маликшахом. Они поддержали Абдуллу и послали ему на помощь войска, возглавив которые, он сумел разгромить карматов в 467 году. После этого в 470 году хиджры в местечке Аль–Ихса произошла решающая битва с карматами. Карматы были разгромлены, и их власти пришел конец. После этого пали и их ставленники в Йамаме–Укайдириты. Большой урон карматам нанесли и первые Газневиды. После этого разгрома секта карматов прекратила свое существование.