гора в Палестине, на склонах которой и в ее пещерах найдено много стоянок палеолита. Найдены древнейшие орудия, сменившие ашельские ручные рубила. В пещерах Схул и Табун найдены останки человека (вместе с мустьерскими орудиями) - неандертальца и человека современного вида.
Предполагается, что здесь сохранились следы мутации, т.е. превращения неандертальца в человека современного вида. Позднейшие слои - натуфийские.
КАРМЕЛ
КАРМЕЛ
Источник: Археологический словарь. 1996
Кармель
гора в северной части Палестины (территория Израиля), на западном склоне которой в пещерах Табун и Схул в 1929 – 1934 г.г. были найдены остатки людей вместе с каменными орудиями леваллуазского типа (См. Леваллуазская техника) и костями ископаемых животных. В пещере Табун обнаружен почти полный скелет женщины неандертальского типа и нижняя челюсть мужского черепа с отчетливым подбородочным выступом. В пещере Схул открыты кости десяти скелетов разной сохранности, которые характеризуются большими индивидуальными различиями и сочетанием неандертальских и современных особенностей в строении черепа и других частей скелета. Время их обитания 45 – 40 тыс. лет назад. Одни ученые считают, что население пещер – результат смешения людей неандертальского и современного типа, другие видят в них эволюционный переход от древних людей к новым. См. Неандертальцы, Кроманьонцы, Схул, Табун.
КАРМЕЛЬ
гора в сев. части Палестины (на терр. гос-ва Израиль). На зап. склоне К. в пещерах Мугарет-эт-Табун и Мугарет-эс-Схул в 1931-32 были найдены костные остатки людей вместе с орудиями нижнего леваллуа - мустье и костями ископаемых животных. В пещере Табун обнаружен почти полный скелет женщины неандертальского типа и ниж. челюсть мужчины с отчетливым подбородочным выступом. В пещере Схул открыты кости 10 скелетов разной сохранности, детей и взрослых, замечательных большой индивидуальной изменчивостью и сочетанием неандертальских и совр. особенностей в строении черепа и др. частей скелета. Одни ученые считают, что население пещер К. - результат смещения людей неандертальского и совр. типа; другие видят в них эволюц. переход от древних людей к более новым; третьи полагают, что там были и метисация и трансформация. Древность костей из Табуа - первая половина вюрма. Лит.: Рогинский Я. Я., Левин М. Г., Антропология, М., 1963; McCown T. D., Keith A., The stone age of Mount Carmel, v. 2, Oxf., 1939. Я. Я. Рогинский. Москва.
КАРМЕЛ
(mount Carmel), гора в Палестине. Пещеры на склонах библейской горы К. дали многоступенчатую стратиграфическую шкалу, охватывающую большую часть палеолита. К древнейшим слоям относятся грубые орудия на отщепах тейякского типа, за ними следуют ашельские индустрии ручных рубил. С финальным ашелем связаны ябрудские артефакты (см. Ябруд), а также пластинчатые орудия амудского типа. Следующая индустрия, Леваллуа-Мустье, представлена в двух пещерах, Эт-Табун и Эс-Схул, с ней связаны человеческие останки, положение которых в эволюционной системе до сих пор остается предметом споров. В совокупности скелеты обнаруживали широкий таксономический диапазон с характеристиками неандертальского человека и Homo sapiens. Предполагалось, что они составляют гибридную популяцию, но более детальный анализ показал, что черепа из Эт-Табуна принадлежат к неандертальскому типу, тогда как черепа из Эс-Схула относятся к типу Homo sapiens. Исследования сопутствующей фауны продемонстрировали, что материал Эс-Схула может быть на 10 000 лет моложе эт-табунского. Более поздние слои содержат т.н. эмирийскую индустрию, затем следует палестинский ориньяк (иначе именуемый антелийской индустрией), индустрия с пластинами, скребками и резцами (атлитская), известная только на этом памятнике, и, наконец, натуфийская культура.
Источник: Археологический словарь. 1990
Кармель
Кармил (древнеевр. Karmel, hak-Karmel - фруктовый сад, виноградник; греч. ????????, ??????; лат. Carmelus, Chermel) - горный массив в Палестине, состоящий из ряда холмов, протянувшихся более чем на 30 км с северо-запада на юго-восток от Средиземного моря (сев. берег бухты Акко) до равнины Дофан; также название монастыря кармелитов и кармелиток. Свое название К. получил по имени самого высокого горного хребта (546 м над уровнем моря). Вдоль горной цепи простираются важные для всей истории ВЗ перевалы Йокнеам, Меггиддон и Ивлеам. Богатая растительность К. привела к появлению в поэтических текстах ВЗ метафор, осн. на красоте и плодородии этих гор (Песн 7, 6; Ис 35, 2; Иер 50, 19).
В эпоху исхода евреев из Египта К. был заселен хананеями (Ис Нав 12, 12). По К. проходили границы между землями колен Асира, Манассии, Иссахара и Завулона (Ис Нав 17, 11; 19, 11.26). Во время 4-го воен. похода ассир. царя Салманасара III против Дамаска (ок. 841 до н.э.) его войска, вероятно, достигли предгорья К., которое было границей между Израилем и Тиром. Когда царь Тиглатпалассар III в 733 до н.э. основал здесь провинции Магидду, Галаза и Дуру, Израиль потерял господство над К.
С древних времен К. имел авторитет «святой горы». Пророк Илия вступил на К. в противостояние со жрецами Ваала (1 Цар 18, 21-39). На К. укрывался пророк Елисей (4 Цар 2, 25; 4, 23). Возможно, остатки культа Ваала нашли отражение в эллинистическое время в культе Зевса на этой горе: греч. писатель IV в. н.э. Скилакс Кариандский упоминает «гору К. со святилищем Зевса»; рим. имп. Веспасиан и Траян приносили на К. жертвы Зевсу Гелиопольскому.
В VII-XII вв. на скалах К. устраивали обители греч. монахи (известно о существовании там монастыря Св. Маргариты). На исходе XII в. на зап. склоне К. поселилась группа лат. монахов-отшельников, положивших начало Ордену кармелитов. Нынешний монастырский комплекс Св. Илии Пророка, включающий базилику Стелла Марис (Путеводная Звезда), был открыт в 1836.
Лит-ра: Kopp C. Elias und Christentum auf dem Karmel. Paderborn, 1929; Avi-Yonah M. Mount Carmel and the God of Baalbek // Israel Exploration Journal 2 (1952), 118-124; Baly D. The Geography of the Bible. NY., 1957, p. 136-137; Du Buit M. GОographie de la Terre Sainte. P., 1958, p. 65-66, 107; McGough C. // NCE 3, 113-114; Aharoni Y. Mount Karmel as Border // ArchКologie und Altes Testament: Festschrift K. Galling. T., 1970, S. 1-7; Friedman E. I primi carmelitani del monte Carmelo. R., 1987; Filek J. // EK 8, 802-803; Horwitz L.K et al. Subsistence and Environment on Mount Carmel in the Roman-Byzantine and Medieval Periods: The Evidence from Kh. Sumaqa // Israel Explanation Journal 40 (1990), 284-304; Dorsey D.A. The Roads and Highways of Ancient Israel. Baltomore-L., 1991, p. 124-127; Bohlen R. // LThK 5, 1251-52; Il Carmelo in Terra Sancta dalle origini ai giorni nostri. Arenzano, 1994.
В эпоху исхода евреев из Египта К. был заселен хананеями (Ис Нав 12, 12). По К. проходили границы между землями колен Асира, Манассии, Иссахара и Завулона (Ис Нав 17, 11; 19, 11.26). Во время 4-го воен. похода ассир. царя Салманасара III против Дамаска (ок. 841 до н.э.) его войска, вероятно, достигли предгорья К., которое было границей между Израилем и Тиром. Когда царь Тиглатпалассар III в 733 до н.э. основал здесь провинции Магидду, Галаза и Дуру, Израиль потерял господство над К.
С древних времен К. имел авторитет «святой горы». Пророк Илия вступил на К. в противостояние со жрецами Ваала (1 Цар 18, 21-39). На К. укрывался пророк Елисей (4 Цар 2, 25; 4, 23). Возможно, остатки культа Ваала нашли отражение в эллинистическое время в культе Зевса на этой горе: греч. писатель IV в. н.э. Скилакс Кариандский упоминает «гору К. со святилищем Зевса»; рим. имп. Веспасиан и Траян приносили на К. жертвы Зевсу Гелиопольскому.
В VII-XII вв. на скалах К. устраивали обители греч. монахи (известно о существовании там монастыря Св. Маргариты). На исходе XII в. на зап. склоне К. поселилась группа лат. монахов-отшельников, положивших начало Ордену кармелитов. Нынешний монастырский комплекс Св. Илии Пророка, включающий базилику Стелла Марис (Путеводная Звезда), был открыт в 1836.
Лит-ра: Kopp C. Elias und Christentum auf dem Karmel. Paderborn, 1929; Avi-Yonah M. Mount Carmel and the God of Baalbek // Israel Exploration Journal 2 (1952), 118-124; Baly D. The Geography of the Bible. NY., 1957, p. 136-137; Du Buit M. GОographie de la Terre Sainte. P., 1958, p. 65-66, 107; McGough C. // NCE 3, 113-114; Aharoni Y. Mount Karmel as Border // ArchКologie und Altes Testament: Festschrift K. Galling. T., 1970, S. 1-7; Friedman E. I primi carmelitani del monte Carmelo. R., 1987; Filek J. // EK 8, 802-803; Horwitz L.K et al. Subsistence and Environment on Mount Carmel in the Roman-Byzantine and Medieval Periods: The Evidence from Kh. Sumaqa // Israel Explanation Journal 40 (1990), 284-304; Dorsey D.A. The Roads and Highways of Ancient Israel. Baltomore-L., 1991, p. 124-127; Bohlen R. // LThK 5, 1251-52; Il Carmelo in Terra Sancta dalle origini ai giorni nostri. Arenzano, 1994.
Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002