сад)-а) (Нав 15.55; 1Ц 15.12; 25.2,5,7,40; 2Пар 26.10)-город в гористой части Иудеи на юго-восток от Хеврона (в настоящее время развалины под названием Курмул);
б) (Иер 48.33)-место в земле моавитской (восточнее Мертвого моря);
в) (Нав 12.22; 19.26; 3Ц 18.19,20,42; 4Ц 2.25; 4.25; Песн 7.6; Ис 33.9; 35.2; Иер 4.26; 46.18; 50.19; Ам 1.2; 9.3; Мих 7.14)-одна из прекраснейших, покрытых вечнозеленой растительностью, гор Палестины (точнее, цепь гор), расположенная на границе уделов Асирова и Манассиина, далеко выступающая в Средиземное море. Гора Илии и Елисея (в 4Ц 19.23; Ис 37.24 переведено словом «сад»).
Кармил
Кармил
Кармил
Кармель. Кармил 1) Город в гористой части Иудеи (И. Нав. 15:55); на горе Кармил паслись стада богатого Навала (1 Цар 25), и там Саул поставил памятник в честь победы над амаликитянами (1 Цар. 15:12). Развалины Кармила сохранились до сих пор на горе Кермель в 10 км к юго-востоку от Хеврона 2) Название горного хребта, который являлся границей между коленами Манассии и Асира (И. Нав. 19: 26), и также полуострова, который вдается в море и образует залив при г. Акка. Кармил, т.е. сад, за свою красоту воспевается Ис. 35:2; Песн. П. 7:6. Срав. Иер. 50:19. По словам одного путешественника, вся гора покрыта зеленью; на ее вершинах растут сосны и дубы, ниже — оливковые и лавровые деревья (Срав Ам. 9:3). С этой горы течет много потоков; самый большой из них вытекает из так называемого источника Илии; пробираясь между роскошными коврами цветов, все они стекают в Киссон. Вид с вершины горы на залив при г. Акка и его плодоносное побережье до синеющих высот Ливана и снежной вершины Гермона прекрасен Внизу раскинулась прекрасная Изреельская равнина. На склонах Кармила, сложенного из юрского известняка, находится множество пещер, срав. Третью книгу Царств 18:4. Замечательные события связаны с этой горой. Здесь Илия стоял перед всем Израилем и Ахавом; здесь вааловы жрецы тщетно взывали к своему богу; здесь же по молитве Илии пал с неба огонь. Отсюда Илия отвел вааловых жрецов к Киссону и умертвил их. С этой горы его слуга видел поднимающееся из за моря облако величиною в ладонь человека, после чего небо покрылось густыми тучами и пошел сильный дождь (3 Цар. 18) На Кармиле бывал Елисей (4 Цар. 2:25; 4: 25). Гора Кармил арабами называется обычно Мар-Элиас, т.е. святой Илия.
КАРМИЛ
гора сада, плодоносное поле) — название города и горы упоминаемых в Свящ. Писании: Нав 15:55 — город в пустыне, или между пустынею Зиф и пустынею Маон, принадлежавший колену Иудину, в который удалился Саул, по одержании победы над Амалекитянами и в котором он поста вил себе памятник на память своей победы (1Цар 15:12). Здесь на Кармиле паслись многочисленные стада Навала, человека очень богатого, жена которого, Авигея, по смерти мужа сделалась женою Давида и называлась Авигея Кармелитянка по имени означенного города (1Цар 25:40, 37:3). Несомненно также и то, что к означенному городу относится место из 2Пар 26:10, в котором говорится об Озии, что он имел земледельцев и садовников на горах и на Кармиле. Ныне означенная местность называется Курмуль, лежит, по Евсевию и Иерониму, в 10 римск. милях на ю. от Хеврона, и на месте его находятся большие развалины; в особенности обращают на себя внимание развалины замка, наружная стена которого очень древняя и быть может сооружена Иродом, или Римлянами. Внутренность здания содержит в себе заостренные арки, несомненно выработанные позднейшею Сарацинскою архитектурою. Когда Саладин вторгся в Палестину в 1172 г. Амалрих расположился лагерем на Кармиле, где он открыл источник, обильно снабдивший его войско водою. С сего времени город Кармил был предан забвению, пока на него снова не обратили внимания в настоящем столетии. Кармил-гора (Нав 12:22, 3Цар 18:19,20, Ис 33:9, Амос 1:2 и др.) — одна из замечательнейших гор в Палестине, лежащая в пределах колена Асирова и Манассиина и выдающаяся северным концом своим в Средиземное море. Она составляет одну из высочайших вершин цепи гор, носящих то же самое название и берущих свое начало в долине Ездрилонской. Это одна из самых красивых гор в Палестине; почва ее славилась некогда своим плодородием и годностью к хорошей обработке (Исх 33:9, 35:2, Иер 50:19). Название оной Кармилом означает плодоносное — поле, или страну виноградников и садов. Новейшие путешественники свидетельствуют, что остатки прекрасных дубов, дикого винограда, оливковых деревьев, благоухающих цветов, доселе еще указывают на ее прежнюю богатую производительность, хотя она далеко уже не та, что была во времена пр. Михея, когда он говорил: “Паси народ Твои жезлом Твоим, овец наследия Твоего обитающих уединенно в лесу среди Кармила” (7:14). На красивый вид и зеленеющую цветущую красоту вершины Кармила содержится указание и в кн. Песни Песней: “Голова твоя на тебе, как Кормил, а волосы, на голове твоей, как пурпур” (7:6), говорит таинственный Жених своей возлюбленной невесте. Подошва горы омывается потоком Кисонским, а к ю. от нее расширяется прекрасная равнина Сарон. Тогда как вершины Ливанских гор покрыты большую часть года снегом, вершина Кармила красиво одета во всякое время года цветущею зеленью. Предсказывая цветущее состояние и славу царства Мессии, пр. Исаия восклицает: “Слава Ливана дастся ей (прежде бывшей пустыне и сухой земле), великолепие Кармила и Сарона” (35:2). Кроме того, вершина Кармила отличается своим чистым, ободряющим и здоровым воздухом. По сторонам горы, особенно на з. к морю, находилось прежде и находится множество пещер и гротов, служивших в древности, быть может, складочным местом товаров, или местом убежища для разбойников и преступников. Но что особенно замечательно для нас, — г. Кармил служила некогда местопребыванием св. пророков Илии и Елисея. Здесь пр. Илия низвел огонь с неба на приготовленную жертву и посрамил жрецов Ваала при громких народных кликах: “Господь есть Бог! Господь есть Бог!” (3Цар 18:19-39). Здесь испросил он дождь на землю после трехлетней засухи. Вблизи горы находился г. Изреель, новейший Церин, где был дворец Ахава, куда и поспешил он в своей колеснице, после предсказания пр. Илии о пролитии обильного и скорого дождя, Илия же бежал перед его колесницею до самого Изрееля (3Цар 18:42-46). Здесь укрывались пророки от Иезавели (3Цар 18:4,13), и сюда уединялся пр. Елисей (4Цар 2:25). Доселе еще показывают путешественникам пещеру, в которой пребывали пророки. Гора Кармил и в последующее время всегда почиталась Иудеями. Самые язычники, по свидетельству Тацита и Светония, называли оную святою и почитали ее жилищем Дия или Зевеса. Существует предание, что и Пр. Дева Мария с Богомладенцем Иисусом посещала пещеру пр. Илии, находившуюся на горе Кармиле, и если принять во внимание близость Назарета к Кармилу, то это предание оказывается очень правдоподобным. Арабы называют в настоящее время гору Кармил Джебель-Мар-Елиас, т.е. гора пр. Илии.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990