КАРНАК
КАРНАК
аллеи менгиров во Франции. Сохранилось ок. 3000 менгиров.
Источник: Археологический словарь. 1996
КАРНАК
(karnak), современное селение, прилегающее к Луксору, выросшее на развалинах великого храма Амона в Фивах, древней столице Верхнего Египта.
Источник: Археологический словарь. 1990
Карнак
Карнак (Сагпас), город в Юж. Бретани, Франция, близ к-рого находятся мегалиты (5 3-го тыс. до н.э.), предположит, служившие святилищами. В р-не мн. мегалитических могильников, а неподалеку, у местечка Локмарья-кер, находится крупнейший из известных менгиров, к-рый первоначально достигал 20 м высоты.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
Карнак
Карнак (Karnak), комплекс храмов (2-е — кон. 1-го тыс. до н.э.) на вост. берегу Нила на терр. др.-егип.Фив. Гл. достопримечательность храмов, сооружавшихся на протяжении 2 тыс. лет, — зал-гипостиль со 134-мя колоннами вые. ок. 24 м. Стр-во началось при Рамсесе I и завершилось при Сети I и Рамсесе И. Аллея сфинксов соединяет комплекс с Луксором.
Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999
КАРНАК
населен. пункт на Ю. Бретани в деп. Морбиан (Франция), в р-не к-рого находятся относимые к концу неолита и нач. бронз. века (кон. 3 — 1-я пол. 2-го тыс. до н.э.) мегалитич. памятники. Среди них аллеи менгиров, кромлехи, овальные и вытянутые курганы с подкурган. камерами и без них. В камерах найдены кам. топоры, наконечники стрел, бусы, глиняная посуда и пр.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Карнак
населенный пункт на юге Бретани (Франция), в районе которого находятся относимые к концу неолита и началу бронзового века (конец 3-го – 1-ая половина 2 тыс. до н.э.) мегалитические памятники: аллеи менгиров, кромлехи, овальные и вытянутые курганы с подкурганными камерами и без них. В камерах найдены каменные топоры, наконечники стрел, бусы, глиняная посуда. Большая часть аллей менгиров объединяются в 3 группы, расположенные на одной линии на некотором расстоянии друг от друга. На ряде менгиров выбиты различные изображения. См. Кромлехи, Мегалиты, Менгиры.
КАРНАК
(carnac), Морбиган, Франция. Местонахождение наиболее замечательных памятников типа аллеи менгиров. Сохранилось около 3 000 менгиров, объединенных в три группы; каждая состоит из многочисленных рядов (от 10 до 13), которые заканчиваются у полукругов вертикально поставленных камней. В этой области отмечены также серии длинных каменных курганов (каирнов), перекрывающих погребальные камеры и цисты; они относятся к средненеолитическому — раннебронзовому периоду. Погребальный инвентарь включает прекрасные полированные топоры из редкого камня, жадеита и фибролита.
Источник: Археологический словарь. 1990
КАРНАК
Carnac) - насел. пункт на Ю. Бретани в деп. Морбиан (Франция), в р-не к-рого находятся относимые к концу неолита и нач. бронз. века (кон. 3-1-я пол. 2-го тыс. до н. э.) мегалитич. памятники. Среди них аллеи менгиров, кромлехи, овальные и вытянутые курганы с подкурганными камерами и без них. В камерах найдены: кам. топоры, наконечники стрел, бусы, глиняная посуда и пр. Большая часть аллей менгиров объединяется в три группы, расположенные на одной линии на нек-ром расстоянии друг от друга (имеют соответственно: 1099, 1029, 555 камней, расположенных в 11, 10, 13 рядов, и длину ок. 1150, 1100, 850 м). В р-не К. находятся и др. аллеи менгиров. На ряде менгиров выбиты различные изображения. По-видимому, они имели культовое назначение (возможно, связаны с культом мертвых). Лит.: Le Rouzic Z., Carnac, (Rennes), 1955; Niel F., Dolmens et menhirs, Coll. "Que sais-je?", No 764, 1958; Carnac, в кн.:The concise encyclopedia of archaeology, N. Y., 1960.
КАРНАК
древнеегипетскийхрамовый комплекс (20 в. до н. э. – кон. 1-гo тыс. до н. э.), названный по одноименному арабскому селению на территории древних Фив, главное государственное святилище в период Нового царства. В древности назывался Ипет-Исут – «священнейшее из всех мест» – и был частью Фив.
Самые ранние из сохранившихся сооружений относятся к эпохе Среднего царства (т. н. Белый храм Сенусерта I, 20 в. до н. э.). Наиболее известны сооружения эпохи Нового царства (16–11 вв. до н. э.). Самое масштабное строительство велось в годы правления фараона Аменхотепа III (ок. 1405–1367 гг. до н. э.). В этот период Карнак представлял собой три отдельных храмовых комплекса, посвященных богу Амону-Ра, его супруге Мут и богу войны Монту. Вблизи храма Амона-Ра находился небольшой храм лунного бога Хонсу. Каждый из комплексов был обнесен кирпичными стенами. Внутри и снаружи храма богини Мут было установлено более 600 статуй сидящей на троне богини Сохмет высотой более 2 м. Рядом, у священного озера, стояла колоссальная гранитная статуя жука-скарабея, посвященного богу восходящего солнца Хепри. Центральная колоннада гипостильного (многоколонного) зала храма Амона-Ра состояла из 14 колонн, увенчанных капителями в виде раскрытых цветков лотоса. Храм Хонсу является ярким образцом культовой архитектуры Нового царства. Со стороны пристани на Ниле к храму вела аллея бараноголовых сфинксов (баран – священное животное бога Амона-Ра). Вход в храмовое пространство обрамляли пилоны – башнеобразные сооружения в виде усеченных пирамид, символизировавшие гору восхода и гору заката, между которыми путешествует по небу бог Солнца. Перед входом стояли высокие мачты для флагов и огромные статуи фараонов. За пилонами находился большой (103 ґ 84 м) двор, окруженный с трех сторон колоннадами, за двором – гипостильный зал, где два средних ряда более высоких колонн составляли нечто вроде главного нефа. За ним находится зал для священной ладьи Амона-Ра. Храм завершался святилищем, перед которым устраивали небольшое преддверие для статуи божества. Позади основного комплекса помещений, расположенных на одной оси, находились различные кладовые, сокровищница, архив. Двор был залит солнечным светом, гипостильный зал утопал в полутьме, а в зале ладьи, рядом со статуей божества, царил глубокий мрак. Простой народ допускался только во двор храма. В гипостильный зал попадали лишь избранные – высокие должностные лица, военачальники, писцы. Порог зала ладьи переступали, кроме жрецов, только высшие государственные чиновники. Вблизи статуи божества могли находиться жрецы, исполнявшие священные обряды, верховные жрецы и фараон. Древнеегипетский храм, в отличие от греческого, никогда не был завершенным сооружением, а постоянно разрастался за счет новых пилонов, святилищ и залов, которые возводил следующий правитель.
Большой гипостильный зал со 144 колоннами, возведенный фараонами Сети I и его сыном Рамсесом II (кон. 14 – нач. 13 в. до н. э., архитектор Менхеперрасенеб), – один из шедевров мировой архитектуры. Это самый большой в мире зал с каменным перекрытием. Потолок высотой почти 25 м поддерживается 12 центральными колоннами в виде цветов лотоса высотой более 20 м, расположенных по шесть в два ряда. Стены зала и колонны были богато украшены цветными рельефами. Несмотря на огромные размеры колонн, в зале царит ощущение гармонии.
Строительные работы в Карнаке продолжались при фараонах последующих династий и в греко-римское время. Последний правитель, строивший на его территории, – римский император Домициан (81–96 н. э.).
Самые ранние из сохранившихся сооружений относятся к эпохе Среднего царства (т. н. Белый храм Сенусерта I, 20 в. до н. э.). Наиболее известны сооружения эпохи Нового царства (16–11 вв. до н. э.). Самое масштабное строительство велось в годы правления фараона Аменхотепа III (ок. 1405–1367 гг. до н. э.). В этот период Карнак представлял собой три отдельных храмовых комплекса, посвященных богу Амону-Ра, его супруге Мут и богу войны Монту. Вблизи храма Амона-Ра находился небольшой храм лунного бога Хонсу. Каждый из комплексов был обнесен кирпичными стенами. Внутри и снаружи храма богини Мут было установлено более 600 статуй сидящей на троне богини Сохмет высотой более 2 м. Рядом, у священного озера, стояла колоссальная гранитная статуя жука-скарабея, посвященного богу восходящего солнца Хепри. Центральная колоннада гипостильного (многоколонного) зала храма Амона-Ра состояла из 14 колонн, увенчанных капителями в виде раскрытых цветков лотоса. Храм Хонсу является ярким образцом культовой архитектуры Нового царства. Со стороны пристани на Ниле к храму вела аллея бараноголовых сфинксов (баран – священное животное бога Амона-Ра). Вход в храмовое пространство обрамляли пилоны – башнеобразные сооружения в виде усеченных пирамид, символизировавшие гору восхода и гору заката, между которыми путешествует по небу бог Солнца. Перед входом стояли высокие мачты для флагов и огромные статуи фараонов. За пилонами находился большой (103 ґ 84 м) двор, окруженный с трех сторон колоннадами, за двором – гипостильный зал, где два средних ряда более высоких колонн составляли нечто вроде главного нефа. За ним находится зал для священной ладьи Амона-Ра. Храм завершался святилищем, перед которым устраивали небольшое преддверие для статуи божества. Позади основного комплекса помещений, расположенных на одной оси, находились различные кладовые, сокровищница, архив. Двор был залит солнечным светом, гипостильный зал утопал в полутьме, а в зале ладьи, рядом со статуей божества, царил глубокий мрак. Простой народ допускался только во двор храма. В гипостильный зал попадали лишь избранные – высокие должностные лица, военачальники, писцы. Порог зала ладьи переступали, кроме жрецов, только высшие государственные чиновники. Вблизи статуи божества могли находиться жрецы, исполнявшие священные обряды, верховные жрецы и фараон. Древнеегипетский храм, в отличие от греческого, никогда не был завершенным сооружением, а постоянно разрастался за счет новых пилонов, святилищ и залов, которые возводил следующий правитель.
Большой гипостильный зал со 144 колоннами, возведенный фараонами Сети I и его сыном Рамсесом II (кон. 14 – нач. 13 в. до н. э., архитектор Менхеперрасенеб), – один из шедевров мировой архитектуры. Это самый большой в мире зал с каменным перекрытием. Потолок высотой почти 25 м поддерживается 12 центральными колоннами в виде цветов лотоса высотой более 20 м, расположенных по шесть в два ряда. Стены зала и колонны были богато украшены цветными рельефами. Несмотря на огромные размеры колонн, в зале царит ощущение гармонии.
Строительные работы в Карнаке продолжались при фараонах последующих династий и в греко-римское время. Последний правитель, строивший на его территории, – римский император Домициан (81–96 н. э.).
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007