Карновалли

Найдено 1 определение
Карновалли
, Джованни (Carnovalli, Giovanni), прозв. Пиччьо (Piccio — Малыш) 1804, Монтегрино Вальтравалья, Ломбардия — 1873, утонул в окрестностях селения Кальтара в р. По, близ Кремоны. Итальянский живописец. Ломбардская школа. С 1813 учился в Академии Каррара в Бергамо у последователя Батони Дж. Диотти. Работал в Бергамо, Кремоне, Милане. Много путешествовал пешком со своим другом, учеником Диотти, Дж. Трекуром, посетив Рим (1831, 1847), Венецию, Парму, Неаполь (1855). В 1840-е был во Франции и Швейцарии, где познакомился с творчеством мастеров барбизонской школы, Коро, А. Калама. Писал картины на мифологические, библейские, литературные сюжеты, пейзажи, портреты. В ранних произведениях — Св. Семейство (1820), Снятие с креста (1820), Вознесение Мадонны (1826), Агарь в пустыне (1828, все — Италия, частные собрания), исполненных для церквей в Бергамо и Альцано, — сказались традиции академической живописи, увлечение палитрой венецианских мастеров XVI—XVII вв. В полотнах на мифологические и литературные сюжеты 1850—1860-х — Анжелика и Медоро (1862, Милан, Галерея современного искусства), Диана и Актеон (ок. 1865, Милан, частное собрание), Аполлон и Марсий (Бергамо, частное собрание) — сцены с большими фигурами в пейзаже исполнены в манерной академической традиции Диотти. Пастозный, по-эскизному небрежный мазок вызывает ощущение несоответствия внутренне взволнованной манеры художника жанру модной в середине века салонной идиллии. Более естественно передано единство пейзажа и человеческой фигуры в картине Купальщица (1869, Милан, Галерея современного искусства), на которой изображена крестьянская девушка у лесного ручья. Значительно более тонки по живописному исполнению пейзажи Карновалли, выполненные во время путешествия по Италии (Пейзаж от больших деревьев, ок. 1850, Милан, Галерея современного искусства; Вдоль Брембо, Пьяченца, галерея Риччи-Одди; Утро в Валь-Брамбана, 1864, Бергамо, частное собрание; Облака, 1880, Турин, Гор. галерея современного искусства). В них сказалось знание произведений мастеров барбизонской школы, К. Коро, А. Калама, а также стремление художника создавать свою индивидуальную манеру, опираясь на североитальянскую живописную традицию быстрого, динамичного мазка. Слова Карновалли о том, что "живопись делается на одном дыхании", выразили его новые устремления, направленные на передачу правдивых красок окружающего мира, все более кратковременных мгновений бытия природы. "Пейзаж настроения" Карновалли оказал влияние на творчество пейзажистов более молодого поколения, представителей "ломбардской скапильятуры" — художников, близких к импрессионизму (Д. Ранцони, Т. Кремона, Ф. Фаруффини и др.). В традиции ломбардской портретной живописи, с ее конкретной социальной характеристикой образов, строгой выписанностью фигур и аксессуаров, исполнены портреты Художник (1820-е, Флоренция, собрание Ойетти) и Ветеринар (Рим, Нац. галерея современного искусства). В более поздних портретах проявился интерес Карновалли к передаче изменчивых состояний в настроении людей, большая свобода и разнообразие красочной палитры (Карлотта Вимеркати, Рим, Нац. галерея современного искусства). Исполненный в технике быстрого точечного мазка, яркий по цвету фон в Автопортрете (1869—1870, Вальданьо, собрание Марццотто) предвосхищает манеру "скапильятуры".
Лит.: Caversazzi C. Giovanni Carnovalli, detto il Piccio. Bergamo, 1946; Carra C. Giovanni Carnovalli, detto il Piccio. 12 capolavori nella collezzione Tinazzi. Bergamo, 1946; Nicodemi G. I Grandi pittori dell’Ottocento italiano. I pittori di Alta Italia. Milano, 1961.
Е. Федотова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006