Каролингский ренессанс

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

Каролингский ренессанс
Термин возник в 19 в. и принят не всеми; служит обозначением периода активной деятельности Карла Великого, направл. на возрождение культуры. При этом «ренессанс» означает возрождение культуры на путях творч. преобразования античных ценностей, сопряж. с характерным для деятелей каролингского Возрождения ощущением своей значимости и уверенности в том, что они ни в чем не уступают людям античности. Развивалась архитектура, фресковая живопись, искусство оформления кнши. В области литературы и языка огромную роль играли интенсивные занятия античными лат. текстами (собирание рукописей, их переписка и исправление), благодаря чему сохранилась существ. часть произведений лат. авторов. Предпринимались также попытки остановить начавшийся в эпоху Меровингов процесс «одичания» разговорною лат. яз. путем приближения его к нормам классич. латыни. Процесс скрупулезной работы над перепиской рукописей был ускорен введением т. н. каролингского минускула; писцов обучали ему в спец. школах (прежде всего в школе, открытой Алкуином в Туре). Все это привело к повышению уровня знаний и образования; при этом христианские воззрения продолжали господствовать над языческими. Расцвет культуры продолжался и при преемниках Карла Великого (Валафрид Страбон, Рабан Мавр, Лупус из Феррьера, Седулий и Иоанн Скот). Однако в 9 в. двор перестает быть центром культурной жизни государства, империя Карла распадается, что приводит ко врем, упадку культуры.

Источник: Словарь античности. 1989

Каролингский ренессанс
культурный подъем во Франкском государстве в период правления Карла Великого. Термин введен историографией XIX в. «К.в> — вершина культурного развития Раннего Средневековья. Культурные преобразования Карла были частью его общей политики. Сам он был просвещенным человеком, знал лат. и греч. языки, ценил образованных людей, интересовался всеми существовавшими тогда науками, заботился о просвещении духовенства, через которое стремился влиять на своих подданных. Реформы в культурной жизни были начаты с сопоставления различных списков Библии и установления единого канонич. ее текста для всего государства. По решению Карла была создана комиссия для проверки канонич. текста Библии и устранения ошибок, появившихся в результате переписки. Тогда же была осуществлена реформа литургии, установлено ее единообразие и соответствие рим. образцу; сложилась рим. католич. литургия, единая для всех земель. В соответствии с бенедиктинским уставом были реорганизованы монастыри. Культурные реформы Карл проводил в союзе с церковью. Главной идеей «К. в.» было создание единой христиан, культуры (хотя и включающей светские элементы).
Центрами грамотности в период «К.в> стали монастыри. В 787 г. Карл издал знаменитый «Капитулярий о науках», после чего в империи были созданы школы при монастырях и епископствах. Учились в них клирики, а иногда и миряне. Обучение стало обязанностью духовенства. Для создания образованной королев, администрации, обучения королев, семьи и придворных появилась придворная школа.
Главным центром «К.в.» был своеобразный науч. кружок при дворе Карла Великого в столице Каролингского государства Ахене — т.наз. «Академия». В город съезжались наиболее образованные люди тогдашней Европы — из Италии, Ирландии, Британии, Испании: Павел Диакон, Алкуин, Эйнгард, позднее — Храбан Мавр, Нитард, Годескалък и др. Руководил Академией выходец из брит. Нортумбрии, англосакс Алкуин, называвший себя Флакком (по имени рим. поэта Горация Флакка). В работе кружка участвовал сам Карл («Давид»), его биограф Эйнгард, поэт Ангильберт («Гомер») и др. При дворе Карла расцвел жанр историографии. Ок. 789 г. были переработаны в апологетич. духе «Королевские анналы»; выдающимся ист. произведением явилась «История лангобардов» Павла Диакона (до 744 г.). Придворный биограф Эйнгард написал «Жизнеописание Карла Великого», ставшее классикой жанра в Средневековье. Большую ценность представляет переписка деятелей «К.в.», а также полит, трактаты архиепископов Агобарда и Гинкмара. Особое место среди деятелей позднего «К.в.» занимают выходцы из Ирландии: Седулий Скотт — знаток греч. языка, поэт, ученый,и Иоанн Скот Эриугена — автор богослов, и филос. произведений. Эстафету Алкуина принял его ученик Храбан Мавр. В период «К.в.» было выработано новое легко читаемое письмо — каролингский минускул. Вырос интерес к светским знаниям — к «Семи свободным искусствам», были составлены учебники по различным школьным дисциплинам (напр., Алкуин подготовил ряд учебников по грамматике, риторике, астрономии, которые использовались на протяжении нескольких столетий). Развернулось строительство дворцов и храмов по подобию византийских. Важнейшим памятником архитектуры «К.в.» является Ахенская капелла (ок.798— 805). Интерес представляет книжная миниатюра каролингского периода (Ахенское Евангелие, Евангелие Эбо, Утрехтская псалтырь). После смерти Карла культурное движение пошло на спад, постепенно сосредоточившись в монастырях. Из этой монастырской (чисто провинциальной) среды вышли авторы позднего «К.в.» — Серват Луп, Гинкмар, Ноткер Заика, Рихер.
Лит.: История всемирной литературы: В 9 т. Т. 2. М., 1984-1985; История Европы. Т. 2. М., 1992; Рамм БЯ. «Каролингское возрождение» и проблемы школьной образованности в раннем Среднейековье // Ученые зап. Ленинградского гос. пед. ин-та им. М.Н. Покровского. Т. 5. Ист. фак. Вып. 1. 1940.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
249.21 кб

О роли аббата Алкуина (735–804) в каролингском ренессансе: от реформы образования к реформе богослуж

В статье обзорно рассматривается предыстория Каролингского ренессанса в области литургической жизни Церкви, образовательная деятельность аббата Алкуина как основа для богослужебных реформ в период правления Карла Великого, а также