КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
(каролингский Ренессанс) — эпоха культурного подъема раннего средневековья в империи Карла Великого и правителей династии Каролингов в VIII–IX вв. в основном на территории современных Франции и Гер-мании. Каролингское Возрождение было отмечено успехами образования, науки, искусства, привлечением к королев-скому двору крупных деятелей культуры, вниманием к античности, светскими знаниями и тра-дициями. С Каролингским возрождением также связано интенсивное строительство крупных монастырских комплексов, крепостей, дворцов, церквей, украшенных мозаиками и фресками. В монументальной живописи и миниатюре традиции античной величественности со-четались с христианской символикой.
Важную роль в этом этапе европейской культуры сыграла реформа образования, предпринятая Карлом V, благодаря которой латинский язык стал языком богослужения, государственного аппарата, церковной и светской литературы. Окружение франкского короля стремилось ни в чем не уступать деятелям античности. При дворе Карла Великого, ставшего культурным цен-тром государства, был образован научный кружок, названный «Академией», члены которого именовали себя Флакком (Алкуин), Гомером (Ангильберт), вели диспуты, собирали античные рукописи, переписывали и исправляли их. При содействии англосакса Алкуина, учителя и наставника детей короля, была открыта школа в Туре, где обучали писцов «каролингскому минускулу». Это ускорило процесс работы над пере-пиской рукописей. Произведения Аристотеля, Вергилия, Платона и других античных авторов вклю-чались в школьное преподавание. Сподвижники Карла Великого занимались научной и литературной деятельностью: Алкуин написал учебники по риторике, грамматике, диалектике, Павел Диакон прославился как создатель «Истории лангобардов», франк Эйнхард стал автором лучшей раннесредневековой биографии «Жизнеописание Карла Великого», поэты Теодульф и Ангильберт воспели деяния Карла в дидактических по-эмах и аллегорических стихотворениях. В столице им-перии Ахене, Вормсе и в других городах велось интенсивное строительство: дворцовая часовня Карла Великого в Ахене, столичная капелла, напоминавшая церковь Сан-Витале в Равенне, виллы, церкви с двумя апсидами. Во фресковой живописи утверждается образ Иисуса Христа-Пантократора на троне, на Страшном суде, появляются новые символы. После распада империи Карла великого (IX в.) начался временный упадок культуры.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

Каролингское возрождение
культурный подъем во Франкском государстве в период правления Карла Великого. Термин введен историографией XIX в. «К.в> — вершина культурного развития Раннего Средневековья. Культурные преобразования Карла были частью его общей политики. Сам он был просвещенным человеком, знал лат. и греч. языки, ценил образованных людей, интересовался всеми существовавшими тогда науками, заботился о просвещении духовенства, через которое стремился влиять на своих подданных. Реформы в культурной жизни были начаты с сопоставления различных списков Библии и установления единого канонич. ее текста для всего государства. По решению Карла была создана комиссия для проверки канонич. текста Библии и устранения ошибок, появившихся в результате переписки. Тогда же была осуществлена реформа литургии, установлено ее единообразие и соответствие рим. образцу; сложилась рим. католич. литургия, единая для всех земель. В соответствии с бенедиктинским уставом были реорганизованы монастыри. Культурные реформы Карл проводил в союзе с церковью. Главной идеей «К. в.» было создание единой христиан, культуры (хотя и включающей светские элементы).
Центрами грамотности в период «К.в> стали монастыри. В 787 г. Карл издал знаменитый «Капитулярий о науках», после чего в империи были созданы школы при монастырях и епископствах. Учились в них клирики, а иногда и миряне. Обучение стало обязанностью духовенства. Для создания образованной королев, администрации, обучения королев, семьи и придворных появилась придворная школа.
Главным центром «К.в.» был своеобразный науч. кружок при дворе Карла Великого в столице Каролингского государства Ахене — т.наз. «Академия». В город съезжались наиболее образованные люди тогдашней Европы — из Италии, Ирландии, Британии, Испании: Павел Диакон, Алкуин, Эйнгард, позднее — Храбан Мавр, Нитард, Годескалък и др. Руководил Академией выходец из брит. Нортумбрии, англосакс Алкуин, называвший себя Флакком (по имени рим. поэта Горация Флакка). В работе кружка участвовал сам Карл («Давид»), его биограф Эйнгард, поэт Ангильберт («Гомер») и др. При дворе Карла расцвел жанр историографии. Ок. 789 г. были переработаны в апологетич. духе «Королевские анналы»; выдающимся ист. произведением явилась «История лангобардов» Павла Диакона (до 744 г.). Придворный биограф Эйнгард написал «Жизнеописание Карла Великого», ставшее классикой жанра в Средневековье. Большую ценность представляет переписка деятелей «К.в.», а также полит, трактаты архиепископов Агобарда и Гинкмара. Особое место среди деятелей позднего «К.в.» занимают выходцы из Ирландии: Седулий Скотт — знаток греч. языка, поэт, ученый,и Иоанн Скот Эриугена — автор богослов, и филос. произведений. Эстафету Алкуина принял его ученик Храбан Мавр. В период «К.в.» было выработано новое легко читаемое письмо — каролингский минускул. Вырос интерес к светским знаниям — к «Семи свободным искусствам», были составлены учебники по различным школьным дисциплинам (напр., Алкуин подготовил ряд учебников по грамматике, риторике, астрономии, которые использовались на протяжении нескольких столетий). Развернулось строительство дворцов и храмов по подобию византийских. Важнейшим памятником архитектуры «К.в.» является Ахенская капелла (ок.798— 805). Интерес представляет книжная миниатюра каролингского периода (Ахенское Евангелие, Евангелие Эбо, Утрехтская псалтырь). После смерти Карла культурное движение пошло на спад, постепенно сосредоточившись в монастырях. Из этой монастырской (чисто провинциальной) среды вышли авторы позднего «К.в.» — Серват Луп, Гинкмар, Ноткер Заика, Рихер.
Лит.: История всемирной литературы: В 9 т. Т. 2. М., 1984-1985; История Европы. Т. 2. М., 1992; Рамм БЯ. «Каролингское возрождение» и проблемы школьной образованности в раннем Среднейековье // Ученые зап. Ленинградского гос. пед. ин-та им. М.Н. Покровского. Т. 5. Ист. фак. Вып. 1. 1940.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999

"КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ"
Каролингский ренессанс", - известный культурный подъем во Франкском гос-ве в 8 - 1-й пол. 9 вв., выразившийся в организации новых школ, привлечении к королев. двору ряда образованных деятелей, большем внимании к произведениям антич. лит-ры и к светским знаниям вообще, а также в заметном улучшении самого письма, в развитии иск-ва и архитектуры. Термин "К. в." введен бурж. историографией в 19 в. (франц. историк Ж. Ампер, нем. К. Бэр и др.), в 20 в. его широко применяют нем. историки Э. Патцельт, С. Зингер, Г. Науман, франц. историк П. Рише и др. Культурные преобразования были тесно связаны с большими воен.-политич., адм. и орг. задачами, к-рые стояли перед Каролингами, стремившимися к укреплению своей власти на всей терр. империи. Необходимо было подготовить служебно-адм. кадры (советников, дипломатия, агентов, сотрудников канцелярии) и образованное духовенство, способное осуществлять идеологич. воздействие католич. церкви на массы. Эти цели преследовало насаждение новых школ (в Туре, Корби, Фульде, Реймсе, Рейхенау и др.). Клас. характер "К. в." подчеркивался в постановлениях Ахенского собора 789, Тионвильского съезда 805, Шалонского и Майнцского соборов 813 и др., где было сказано, что в школы нужно привлекать "сыновей свободных", т. е. феодалов, что целью обучения должно быть "знание своих законов" и т.п.

Центром "К. в." был своеобразный кружок при дворе Карла Великого, т. н. "Академия", к-рой руководил Алкуин, называвшийся Флакком (по имени рим. поэта Горация Флакка). В кружке участвовал сам Карл Великий ("Давид"), его биограф Эйнгард, поэт Ангильберт ("Гомер") и др.

В период "К. в." вырос интерес к светским знаниям, "семи свободным искусствам" (septem artes liberales), изучавшимся по антич. традиции в 2 комплексах - тривиум (грамматика, риторика и диалектика) и квадривиум (арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Новое ср.-век. понимание этих наук (применительно к условиям феод.-церк. культуры) стремились дать Алкуин (автор ряда учебников по грамматике, риторике, астрономии, сохранявших свое значение в течение неск. столетий), аббат фульдского монастыря Рабан Мавр (784-856), ученик Алкуина Валафрид Страбон (808-49), поэт и автор произв. из различных областей знания (ботаники, с. х-ва и др.). Особое место среди деятелей позднего "К. в." занимают приближенные при дворе Каролингов выходцы из Ирландии Седулий Скотт (ум. после 858), знаток греч. языка, поэт и ученый, и Иоанн Скот Эриугена, автор мн. богословских и филос. произв. (важнейшее - трактат "О разделении природы"). Эриугена - первый оригинальный философ средневековья; его идеи, проникнутые духом неоплатонич. пантеизма, вступали в противоречие с нек-рыми положениями христ. догмы. Среди др. философов-богословов "К. в." известны Павлиний Аквилейский, Дунгал, Иона Орлеанский, Агобард Лионский, Пасхазий Радберт, Ратрамн и др.

Значит. развития в период "К. в." достигла историография. При дворе Карла Великого ок. 789 были переработаны в апологетич. духе "Королевские анналы" ("Лоршские"), получившие продолжение в погодных записях (до 829). Со 2-й трети 9 в. развивается местное летописание, особое значение получили "Фульдские анналы" (680-901), "Сен-Бертинские анналы" (741-882), "Хроника"Регинона Прюмского (доведенная до 906). Выдающимся ист. произв. "К. в." является "История лангобардов" Павла Диакона (до 744). Другим видом историографии были политич. трактаты, написанные видными деятелями этого времени - архиепископами Агобардом и Гинкмаром, аббатом Пасхазием Радбертом и др. Большую ценность представляет также переписка деятелей этой эпохи, особенно Карла Великого, Алкуина, Эйнгарда, Лупа Феррьерского, Гинкмара и др; "К. в." ознаменовалось появлением серии биографий королей (биография Карла Великого, написанная Эйнгардом, "О деяниях Карла Великого" сен-галленского монаха, биографии Людовика Благочестивого, написанные епископом Теганом (период 813-35), неизвестным "Астрономом" (период 778-840) и аквитанским поэтом-лириком Эрмольдом Черным (в стихах)), епископов и аббатов. По военной истории была написана история войн во Франкском государстве в 840-43 военачальником Нитгардом.

В период "К. в." получила развитие лит-ра, формировались нар. языки (романские и германские), выработалось новое легко читаемое письмо "каролингский минускул". Среди грамматиков и филологов известны Петр Пизанский, Фридугиз, Луп Феррьерский, Хейрик и Ремигий Оксерские и др., среди поэтов - Валафрид Страбон, Теодульф Орлеанский, Эрмольд Черный, Гукбальд Сент-Аманский и др. В мастерских (скрипториях) при монастырях переписывались книги, образовавшие ценнейший фонд каролингских рукописей, в к-рых сохранилось не только все созданное в период "К. в.", но и почти все, что было унаследовано ранним средневековьем от античности (осн. масса трудов антич. авторов дошла до нас в рукописях кон. 8-9 вв.). В архитектуре создавались композиц. основы романского стиля. Важнейшим архит. сооружением "К. в." из числа дошедших до нас является Ахенская дворцовая капелла, (ныне собор) (ок. 798-805), построенная арх. Одо из Меца. В период "К. в." получили большое развитие искусство миниатюры (школы Трира, Реймса и др.), монументальная живопись (фрески и мозаика), резьба по слоновой кости. Ко времени "К. в." относится возникновение обширного цикла легенд, народных сказаний, исторических песен, развившихся позже в знаменитые поэмы средневековья "Песнь о Нибелунгах", "Песнь о Роланде".

Распад империи Карла Великого при его преемниках, усилившаяся феод. раздробленность и быстрый рост натур. х-ва лишали "К. в." реальной почвы. Вместе с тем против культурных начинаний открыто выступали и нек-рые церк. деятели. Уже монастырская реформа Бенедикта Аньянского, закрепленная постановлением Ахенского собора 817, ликвидировала школы для светских людей и запретила обучение светским наукам в монастырских школах. Со 2-й пол. 9 в. наступает глубокий упадок культуры.

Значение "К. в." заключается в том, что оно сохранило и переработало элементы культуры, переданные 4-5 вв., и способствовало проникновению этой культуры через школу в относительно более широкие круги населения. Культура "К. в." в значит. степени искусственная, подражательная, насаждавшаяся сверху, оплодотворилась в известной мере живыми творч. традициями, поддерживавшимися в народе, что способствовало дальнейшему развитию многих ее элементов.

Лит.: Фортунатов А. A., Алкуин как деятель Каролингского Возрождения, Уч. зап. Моск. гор. пед. ин-та, т. 3, вып. 1, 1941; его ж е, Алкуин и его ученики, там же, т. 8, кафедра истории ср. веков, вып. 1, 1948; Рамм Б. Я., "Каролингское возрождение" и проблемы школьной образованности в раннем средневековье, Уч. зап. Ленингр. гос. пед. ин-та им. М. Н. Покровского, т. 5, ист. ф-т, вып. 1, 1940; его же, К вопросу об источниках по истории школы в каролингскую эпоху, Уч. зап. Ленингр. гос. педагогич. ин-та им. Герцена, т. 68, 1948; Manitius M., Geschichte der lateinischen Literatur des Mittelalters, Bd 1, M?nch., 1911; Laistner M. L. W., Thought and letters in Western Europe a. d. 500 to 900, (new. ed.), L., 1957; Hin?s R., Carolingian art, L., 1935; Rich? P., ?ducation et culture dans l´Occident barbare. VI-VIII si?cles, P., 1962.

Б. Я. Рамм. Ленинград.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976