carpaccio) Витторе (1455 или 1465, Венеция – ок. 1526, Каподистрия, ныне Копер, Словения), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения, представитель венецианской школы. Учился у Джентиле Беллини. На творчество Карпаччо оказали влияние картины сына его учителя, знаменитого венецианского мастера Джованни Беллини, и Антонелло да Мессины. Наиболее знаменит цикл из девяти картин, посвященных жизни св. Урсулы (1490–95), созданный для капеллы Скуола ди Санта Орсола (здания религиозного братства св. Урсулы) в Венеции. История св. Урсулы, дочери короля Бретани Маура, изложена в «Золотой легенде» Иакова Ворагинского, послужившей литературным источником для художника. Когда к принцессе посватался сын английского короля-язычника Эрей, она согласилась на замужество лишь с условием, что тот примет христианство. Жених и невеста в сопровождении 10 тыс. дев отправились в Рим, чтобы принять крещение. На обратном пути в Кельне Урсула и ее спутницы, а также сопровождавшие их Папа Римский Кириак и кардиналы претерпели мученическую смерть за христианскую веру от рук захвативших город гуннов. Карпаччо написал алтарный образ «Апофеоз св. Урсулы» и восемь «историй» – эпизодов жития святой («Прибытие английских послов к королю Бретани», «Прощание с родителями и отъезд нареченных», «Встреча паломников с папой Кириаком», «Прибытие в Кельн», «Мученичество св. Урсулы» и др.). Картины располагались фризом на стенах капеллы. Художник переносит легендарные события в современную ему Венецию, представляя зрителю увлекательное, насыщенное живыми поэтическими подробностями сказочное повествование. Цикл полотен создан в технике масляной живописи, которая давала художнику более широкие, чем темпера, возможности в изображении деталей и передаче фактурного многообразия мира – прозрачной воды, твердого камня, узорочья одежд и т. д. Освещенное золотистым светом море качает на своих волнах многочисленные гондолы, барки и лодки. За высокими аркадами мостов возвышаются венецианские палаццо и церкви. Набережные и площади заполнены пестрой толпой, в которой не всегда можно выделить главных героев повествования.
В 1502–07 гг. Карпаччо создал цикл картин из жизни святых Георгия, Иеронима и Трифона. В картине «Св. Иероним в келье» изображено с соблюдением всех законов перспективы жилище отшельника, похожее на кабинет ученого. На полках стоят книги и различные приспособления для научных занятий, переданные художником с необычайной достоверностью и пластической осязаемостью.
Картина «Молодой рыцарь на фоне пейзажа» (ок. 1510 г.) – редкий пример обращения Карпаччо к жанру портрета. Герой представлен на лугу у замка, из ворот которого выезжает всадник в латах. Каждый листок, каждый стебелек травы выписан с такой трепетной любовью и тщательностью, словно они созданы кистью не итальянского, а нидерландского живописца. Основная идея картины выражена в подписи-девизе справа: «Лучше умереть, чем потерять свою честь». Природу Карпаччо наделяет символическим смыслом, соответствующим рыцарским идеалам героя картины.
КАРПАЧЧО
КАРПАЧЧО
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007
Карпаччо
, Витторе (Carpaccio, Vittore) Ок. 1460—1465, Венеция — ок. 1526, Венеция. Итальянский живописец. Мастер венецианской школы. По-видимому, учился у Джентиле Беллини. По косвенным данным, в начале 1490-х мог совершить путешествие в Рим. Работал в Венеции по заказам церквей и т. н. младших скуол, объединявших ремесленников, а также выходцев из Далмации — славян и албанцев; получал заказы от церквей Далмации. С 1507 участвовал в работе над циклом исторических композиций для зала Большого совета Дворца дожей. В 1508 был членом комиссии, определившей сумму вознаграждения Джорджоне за росписи фасада Фондако деи Тедески. Начавший свой творческий путь в конце 1480-х, Карпаччо сформировался в атмосфере расцвета венецианской живописной школы XV в., имел возможность опереться на накопленные ею традиции — от рисунков Я. Беллини (мотивы которых повторяются в ряде работ Карпаччо) и исторических повествовательных композиций Джентиле Беллини до живописных завоеваний Джованни Беллини. Интерес Карпаччо к передаче световоздушной среды, интерьеру, бытовым реалиям свидетельствует о знакомстве с работами Антонелло да Мессины и нидерландских мастеров. Наконец, некоторые принципы композиционной организации больших многофигурных сцен говорят о знакомстве Карпаччо с росписями ведущих мастеров Средней Италии — Боттичелли, Гирландайо, Перуджино в Сикстинской капелле в Риме. В обширном творческом наследии Карпаччо, включающем ряд монументальных алтарных композиций, картины на темы Священной истории, подготовительные рисунки, главное место занимают повествовательные живописные циклы, написанные по заказам младших скуол. Из пяти дошедших до наших дней венецианских повествовательных циклов XV в. Карпаччо принадлежат четыре: История св. Урсулы (1490—1495/1498, Венеция, галереи Академии), История св. Иеронима, Георгия и Трифона (ок. 1502—1507, Венеция, скуола ди Сан Джорджо дельи Скьявони), Жизнь Девы Марии, включающая 6 небольших картин, написанных в 1504—1508 для албанского братства скуолы дельи Альанези (ныне — Бергамо, галерея Академии Каррара; Милан, галерея Брера; Венеция, галерея Франкетти; Венеция, Музей Коррер); История св. Стефана, состоявшая из 5 картин, написанных для цеха шерстяников в 1511—1520 (ныне — Милан, галерея Брера; Берлин, Гос. музеи; Париж, Лувр; Штутгарт, Гос. художественная галерея). Карпаччо наряду с Джентиле Беллини и другими художниками принял участие в создании пятого из сохранившихся венецианских живописных циклов — История реликвии (Чудо с исцелением бесноватого, 1494, Венеция, галереи Академии). Вершиной творчества Карпаччо являются живописные циклы История св. Урсулы и История св. Иеронима, Георгия и Трифона. Карпаччо дал новую жизнь традиционному жанру венецианской повествовательной многофигурной композиции. Перенося действие религиозных легенд в современность, в яркую и праздничную атмосферу венецианской жизни, Карпаччо противопоставил торжественной церемонности, статичности исторических сцен Джентиле Беллини живость интонаций, непринужденность повествования. Простодушное восхищение пестрой, праздничной картиной изображаемого мира, разнообразием одежд, колоритностью, характерностью облика персонажей соединяется у Карпаччо с чувством ритма современной ему жизни, талант рассказчика — с поэтичностью, бытовая достоверность деталей — с умением видеть музыку линий, движение света и теней, мелькание цветовых пятен, подробность повествования — с лирической сосредоточенностью, созерцательной самоуглубленностью. В полотнах Карпаччо создает целостный, упорядоченный четкостью композиционного строя образ события. В то же время он вслед за нидерландскими мастерами открывает самостоятельную жизнь, эстетическую драгоценность деталей, будь то мраморный рельеф, бронзовый светильник или деревянные сваи причала, косой парус рыбачьей лодки, отражение в воде каменного мостика. Не менее замечательно то, что самостоятельную образную значимость приобретает у него заполненный светом интерьер (Сон св. Урсулы, 1495, Венеция, галереи Академии; Видение св. Августина, 1502, Венеция, скуола ди Сан Джорджо дельи Скьявони). Новые элементы вносит Карпаччо в трактовку излюбленной его венецианскими современниками темы пейзажа. В Прибытии в Кельн (1490, цикл История св. Урсулы), Св. Собеседовании (ок. 1500, Кан, Музей изящных искусств), Св. Семействе с двумя донаторами (1505, Лиссабон, Нац. музей старого искусства), Оплакивание Христа (ок. 1510, Берлин, Гос. музеи), Битве св. Георгия с драконом (1516, Венеция, церковь Сан Джорджо Маджоре) и др. сравнительно небольшие фигуры первого плана предстают в органической связи с пейзажем, плавно уходящим к далекому горизонту, находятся в единой с ним пространственной и световоздушной среде. Сложные, зашифрованные в мотивах пейзажа, символике изображений животных и растений связи человека и мира природы определяют образный строй одной из самых загадочных и изысканных картин Карпаччо — Портрета рыцаря (1510, Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса), первого в истории европейской живописи портрета в рост в натуральную величину. Новые оттенки — движение, живость интонаций вносит Карпаччо в традиционно торжественный жанр алтарной картины (Принесение во храм, 1510, Венеция, галереи Академии). С именем Карпаччо во многом связано и формирование живописного стиля венецианского рисунка, характерного для его композиционных набросков с их тонким, свободным, прерывистым штрихом, создающим ощущение световоздушной среды.
Лит.: Смирнова И. А. Витторе Карпаччо. М., 1982; Ludwig G., Molmenti P. Vittore Carpaccio, la vita l’opera. Milano, 1905; Pignatti T. Vittore Carpaccio. Milano, 1955; Lauts I. Carpaccio, Gemelde und Zeichnungen. Koln, 1962; Pallucchini R. Carpaccio. Milano, 1963; Muraro M. A. Carpaccio. Firenze, 1966; Fortini Brown P. Venetian Narrative Painting in the Age of Carpaccio. New Haven; London, 1988.
И. Смирнова
Лит.: Смирнова И. А. Витторе Карпаччо. М., 1982; Ludwig G., Molmenti P. Vittore Carpaccio, la vita l’opera. Milano, 1905; Pignatti T. Vittore Carpaccio. Milano, 1955; Lauts I. Carpaccio, Gemelde und Zeichnungen. Koln, 1962; Pallucchini R. Carpaccio. Milano, 1963; Muraro M. A. Carpaccio. Firenze, 1966; Fortini Brown P. Venetian Narrative Painting in the Age of Carpaccio. New Haven; London, 1988.
И. Смирнова
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006