, Жан-Батист (Carpeau, Jean-Baptiste) 1827, Валансьенн — 1875, Курбевуа. Французский скульптор, живописец, график. Карпо родился в семье каменщика, обремененного большой семьей, терпевшей крайнюю нужду. Это помешало Жану-Батисту получить надлежащее общее образование. Отец мечтал о том, чтобы сын стал архитектором и определил его в архитектурный класс к Ж.-Б. Бернару в Валансьенне. Скульптор В. Лье, заметив художественную одаренность подростка, стал давать ему уроки ваяния. Впоследствии Карпо вылепил по памяти бюст В. Лье (умершего в 1847) — свою первую портретную работу. В 1842 Жан-Батист приезжает в Париж и поступает в Королевскую школу математики и рисунка на отделение архитектуры. Вскоре в столицу перебирается вся семья. Карпо берется за любую работу, чтобы помочь отцу: работает грузчиком на Центральном рынке, лепит статуэтки на продажу и т. д. В 1843 выполняет два барельефа для особняка Л. Голланда, жителя Валансьена, в 1844 для небольшой церкви в Па-де-Кале делает четыре статуи св. Амвросия, св. Георгия, св. Жерома и св. Августина. В 1844 Карпо принят в Школу изящных искусств, от департамента Север ему назначается стипендия 600 франков. В 1846 некоторое время занимается под руководством известного скульптора Ф. Рюда, затем Ф. Дюре. В 1847 Карпо за этюд натурщика присуждается первая премия. Ахиллес, раненный в пяту стрелой Париса (1850, Валансьенн, Музей Карпо) удостоен почетного упоминания. В 1854 за скульптуру Гектор, молящий богов о милости к своему сыну Астианаксу художник награжден высшей наградой — Большой римской премией, дающей право на поездку в Рим. В 1855—1861 учится и работает в Риме. К римскому периоду относятся Обиженный ребенок (1856, Париж, музей Пти-Пале), Паломбелла (1850-е, Париж, музей Орсе), Неаполитанский мальчик-рыбак с раковиной (1858, Париж), принесшие скульптору известность. На сюжет Божественной комедии Данте (Ад, песнь XXXIII) создана группа Уголино (1857—1860, Париж, музей Орсе). Граф Уголино был приговорен вместе с детьми к голодной смерти; художник передает пластическими средствами страдания людей, обреченных на мучительную смерть. За эту работу скульптор получил первую премию в Салоне 1863. 1863—1875 — наиболее плодотворный период в творчестве Карпо. Мастер выполняет более 80 скульптурных композиций, статуй, бюстов, около 60 живописных работ, сотни рисунков, офортов, получает много заказов от государства и частных лиц. Ему поручают декоративное оформление южного фасада павильона Флоры в Тюильри: Триумф Флоры (1863—1866, Париж, парк Тюильри). Улыбающаяся богиня представлена под сенью цветущих ветвей в окружении хоровода детей. Это не амуры, не путти, а здоровые, крепкие малыши — все дышит радостью жизни. Карпо продолжает традиции XVIII в., но трактует его темы без идеализации, обращаясь к реальной натуре. Для фасада "Гранд-Опера" в Париже мастер выполняет скульптурную группу Танец (1869, Париж, музей Орсе, на месте оригинала с 1969 копия работы П. Бельмондо). Скульптура поражает бьющей через край энергией — воплощена как бы сама стихия танца. Обнаженные фигуры танцующих даны в вакхическом исступлении и словно приглашают зрителя в свой круг. Трактовка тел далека от классического идеала и подчас несколько натуральна (что вызвало в свое время возмущение: в скульптуру швырнули бутылку чернил). Для фонтана на площади обсерватории в Париже в 1867—1874 создает композицию Четыре Части Света, несущие небесную сферу; для Валансьенна — памятник А. Ватто (1869, установлен в 1874). Карпо — автор большого числа композиций, портретов, портретных статуй: Принц Луи Жан Жозеф с собакой Неро (1865), Художник Эжен Жиро (1862), Архитектор Шарль Гарнье (1869), Балерина Эжени Фьокр (1870), Александр Дюма-сын (1873, все — Париж, музей Орсе).
Лит.: Clement-Carpeau L. La verite sur l’?uvre et la vie de Jean-Baptiste Carpeau (1827—1875). Paris, 1934—1935. Vol. 1—2; Catalogie de l’exposition Carpeau. Paris, 1955.
В. Стародубова