Карпов, Евтихий Павлович - драматург и режиссер. Родился в 1857 г. Учился в Константиновском межевом институте. В 1878 г. был арестован и после продолжительного заключения отправлен в Восточную Сибирь. Вернувшись, выдвинулся в конце 1880-х годов в Петербурге как режиссер рабочего театра ""Невского общества народных развлечений""; позднее был режиссером Александринского и Малого (Суворинского) театров. Состоит председателем кассы взаимопомощи литераторов и ученых. Его лучшие пьесы (из крестьянского и рабочего быта): ""Рабочая слободка"", ""Мирская вдова"", ""Шахта ""Георгий"", ""Тяжкая доля"", ""Житье привольное"", ""Светлая личность"". Часть пьес Карпова собрана в книгах: ""Народные драмы"" (Москва, 1897) и ""Драматические сочинения"" (том I, Москва, 1909). Беллетристические произведения Карпова печатались в ""Русской Мысли"", ""Русском Богатыре"", ""Русских Ведомостях"" и других. Наиболее значительное из них - повесть ""На пахоте"" (""Русская Мысль"", 1892, № 4 - 7).
Карпов Евтихий Павлович
— драматург; род. в 1857 г.; образование получил в Константиновском межевом институте; был затем пахарем, служил юнгой на волжском буксирном пароходе; замешанный в политическое дело, провел начало 80-х гг. в администр. ссылке. Напис. драмы: "Тяжелая доля", "На земской ниве", "Чары любви", "Житье привольное", "Сумерки", "Ранняя осень", "Рабочая слободка"; комедии "Вольная пташка", "Крокодиловы слезы", "На развалинах прошлого", "Жрица искусства", "Рай земной". Эти пьесы К. печатались в журналах ("Русское богатство", "Артист" и др.) и изданы почти все театральной библиотекой С. Рассохина в Москве. Писал также повести: "На пахоте" ("Русская мысль", 1892 г., 4—7), "Чариков" ("Русское богатство", 1892, IV). С 1892 г. К. — режиссер СПб. "Невского общества устройства народных развлечений": зимою ставит спектакли для рабочих, летом устраивает для них же народные гулянья.
{Брокгауз}
Карпов, Евтихий Павлович
[1857—] — драматург и режиссер. Примыкает к течению тенденциозной гражданской драмы (Потехин, Дьяченко, Чернявский и другие), противопоставляемой мелодраме и относящейся по приемам письма к школе Островского. К. был близок к народническому движению, дважды арестовывался и ссылался. В тюрьме в 1881 пишет свою первую драму "Тяжкая доля", в которой отражает расслоение деревни и ее пролетаризацию. К. идеализирует в народнических тонах связь с деревней, гуманно сочувствуя тяжкой "бедняцкой доле". Так, например, в драме "Шахта Георгий" К. изображает двух пролетариев: одного — порвавшего с землей и ассимилировавшегося в индустриально-промышленных условиях, пьяницу, распутника, и другого — тоскующего в шахте, где "страшно", и стремящегося из черной пыли ее на деревенский простор, являющийся для него символом настоящей "Рассей". Этой идеологии наивно-либерального народничества К. остается верен и в других своих пьесах этого периода. Постепенно эволюционируя с годами "вправо", К. становится в искусстве "консерватором" и находит даже возможным занять пост главного режиссера в театре А. С. Суворина (издателя "Нового времени") в Петербурге. К. долгое время был управляющим труппой Императорского александрийского театра в Петербурге. Из пьес К. наиболее прочно держались в репертуаре "Рабочая слободка" и "Шахта Георгий".
Библиография
: I. Часть пьес К. собрана в книгах: Народные драмы, М., 1897; Драматические сочин., т. I, М., 1909; Беллетристические произведения К. печатались в "Русской мысли" ("На пахоте", Повесть), 1892, IV — VII, "Русском богатстве" ("Чариков", Очерк), 1892, IV — V, "Русских ведомостях" и др.II. Фидлер Ф., Первые литературные шаги, М., 1911 (автобиография).
III. Мезьер А. В., Русская словесность с XI по XIX стол. включит., ч. 2, СПб., 1902; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. III, П., 1914.
Э. Б.
{Лит. энц.}