КАРПОВ Василий Николаевич
Карпов, Василий Николаевич - философ (1798 - 1867). Окончил курс в Киевской духовной академии; преподавал философию в духовных академиях Киевской и Петербургской. Посвятив значительную часть жизни переводу сочинений Платона (Санкт-Петербург, 1841 и 1863 - 79), Карпов выступал и с самостоятельными трудами по философии, держась в стороне от господствовавших в его время течений. Основание для философии, по мнению Карпова, дает сознание. Положение: я сознаю, как истина первая, непосредственно известная, сама по себе ясная и всеобщая, должно быть субъективным началом философии. Философия рассматривает все бытие как одно гармоническое целое в сверхчувственном или мыслимом, насколько оно может быть развито из сознания и выражено в системе. Все входящее в область сознания имеет форму и содержание, которые, сводясь к единству, охватывают в человеке два мира - духовный и чувствующий. Дух бесконечен; органическая природа, развитая в человеке до высочайшей степени, конечна. Духу свойственно бесконечное ведение, природе - безотчетная, инстинктивная жизнь. Дух - чистая свобода, природа - слепая необходимость. Дух есть Бог, природа - Его творение. Посредствующими звеньями является ряд существ разумно-свободных, которые, по существу своих элементов, не могут быть ни конечными, ни бесконечными, но неопределенными, - ни ведущими, ни неведущими, но познающими, - ни чисто свободными, ни необходимыми, но имеющими волю поступать так или иначе. Элементы, соединившиеся в бытии человека и через свое соединение давшие бытие самому сознанию, внесли в его природу и соответственные законы, которые, пришедши во внутреннюю связь, составили закон нравственный. Чем больше ум просветлялся верой, тем выше была его энергия, тем сильнее и обширнее развивались его идеи. Русские унаследовали практическую философию от Востока и никогда не могут сродниться с германским рационализмом, так как он идет наперекор православию, требующему, чтобы ум и сердце не поглощались одно другим и вместе с тем не раздваивали своих интересов, но, развиваясь в постоянной связи между собой, как органы веры, составляли в душе твердые основания для решения задач философии. Задача русской философии состоит в определении места, значения и отношений человека в мире, насколько человек, сам по себе всегда и везде одинаковый, в развитии своем охарактеризован типом истинно русской жизни. Главные сочинения Карпова: ""Введение в философию"" (Санкт-Петербург, 1840); ""Взгляд на движение философии в мире христианства и на причины различных ее направлений"" (""Журнал Министерства Народного Просвещения"", 1836, часть 92); ""Систематическое изложение логики"" (Санкт-Петербург, 1836); ""Философский рационализм новейшего времени"" (""Христианское Чтение"", 1860, книга 3, 4, 5, 6, 12); ""Вступительная лекция в психологию"" (""Христианское Чтение"", 1868, книга 2). - См. статья Т.В. Варсова и другие в ""Христианском Чтении"" (1898, том I). - См. о нем: Т.В. Барсов, ""В.Н. Карпов, как профессор"" (""Христианское Чтение"", 1898, I); Серебряников, ""В.Н. Карпов, как психолог"" (ib.); А.П. Высокоостровский, ""Покойный профессор Карпов, как почитатель сократо-платоновой философии"" (ib., 1893, I) и ""Об общем характере логики Карпова"" (ib., 1898, I); Д.П. Миртов, ""Заслуги В.Н. Карпова для русской философской мысли"" (ib.).
Источник: Биографический словарь. 2008
— профессор, род. 2 апреля 1798 г., ум. 8 декабря 1867 г. Сын священника села Хренового, Воронежской губернии. Образование получил в Воронежской семинарии и Киевской духовной академии. По окончании академического курса в 1825 г. Карпов был определен учителем греческого и немецкого языков в Киевскую духовную семинарию. В 1827 г. утвержден в степени магистра; 26 октября 1829 г. переведен в Киевскую академию на должность бакалавра французского языка. С 10 марта 1831 г. исправлял должность бакалавра философских наук в академии. В октябре 1833 г. переведен в Петербургскую академию. Здесь в 1834 г. он исправлял должность библиотекаря, с 1835 г. — профессора философских наук и 7 октября этого года утвержден прямо из бакалавров ординарным профессором. Несколько раз во время своей службы исправлял должности отсутствовавших профессоров физики и греческого языка. Привел в прекрасный порядок академическую библиотеку. В 1855 г. определен членом духовно-цензурного комитета. С 1844 г. вместо философии преподавал в академии историю философии, с 1855 г. и логику, с 1859 г. логику и историю после-кантовской философии, с 1865 г. логику и психологию. Был не раз назначаем для обозрения семинарий и училищ. Его сочинения: "Систематическое изложение логики", 1856 г.; перевод сочинений Платона с греческого на русский, тт. I — ІV изд. 1863 г., тт. V и VI изд. 1879 г., посмертное; в 1859—1860 гг. печатал в "Христианском Чтении" статьи "О рационализме философском", в 1867 г. — "О нравственных началах"; в "Страннике" напечатал: "О самопознании" (1860 г.), рецензию на II т. "Философского лексикона" Гогоцкого (1861 г.), "О бессмертии души — против натурализма", разговор (1861 г.); в "Радуге" в 1866 г. "Систематическая форма философского рационализма, или науко-учение Фихте". Под его редакцией переведены: "Церковная история" Евсевия и издан перевод греческих историков: Вриенния, Киннама, Анны Комниной и Пахимера. Кроме того, поместил несколько стихотворений в "Страннике", под псевдонимом Хреновского: Ясли (1865 г.), На земле мир (1866 г.), Глумление над Крестоносцем (1866 г.), Нигилизм (1866 г.). После его смерти напечатаны: в "Христианском Чтении" 1868 г. "Введение в философию", в "Страннике" того же года: "Мысли из уроков философии нравственного мира". Кроме того, много мелких статей напечатал Карпов в энциклопедическом словаре Плюшара, в "Журнале Министерства народного просвещения", в "Пропилеях", в "Страннике", в "Чтении для детей". С разрешения Св. Синода С.-Петербургская духовная академия в зале собраний поставила его мраморный бюст.
"Христ. Чтение", 1868, №2; Чистович, "С.-Пет. дух. академия"; "Вопросы филол. и психол.", 1890, № 4; "Воронеж, епарх. вед.", 1868 и 1869.
С. Г. Р.
{Половцов}
Карпов, Василий Николаевич
(1798—1867) — философ идеалистического направления, происходил из духовного звания, учился в Воронежской семинарии и Киевской духовной академии, преподавал философию в духовных академиях Киевской и СПб. В кругу своих многочисленных учеников К. пользовался славой глубокого мыслителя. Посвятив значительную часть жизни переводу сочинений Платона (1-е изд. — СПб., 1841 — содержит лишь несколько диалогов Платона, 2-е изд. — СПб., 1863—79 — все сочинения, приписываемые Платону, за исключением писем и "Законов"), К. выступал и с самостоятельными трудами по философии, держась в стороне от господствовавших в его время течений. Основание для философии, по мнению К., дает сознание. Положение я сознаю, как истина первая, непосредственно известная, сама по себе ясная и всеобщая, должно быть субъективным началом философии. Философия рассматривает все бытие как одно гармоническое целое в сверхчувственном или мыслимом, насколько оно может быть развито из сознания и выражено в системе. Все входящее в область сознания имеет форму и содержание, которые, сводясь к единству, охватывают в человеке два мира — духовный и чувствующий. Дух бесконечен; органическая природа, развитая в человеке до высочайшей степени, конечна. Духу свойственно бесконечное ведение, природе — безотчетная, инстинктивная жизнь. Дух — чистая свобода, природа — слепая необходимость. Дух есть Бог, природа — Его творение. Посредствующими звеньями является ряд существ разумно-свободных, которые, по существу своих элементов, не могут быть ни конечными, ни бесконечными, но неопределенными, — ни ведущими, ни неведущими, но познающими, ни чисто свободными, ни необходимыми, — но имеющими волю поступать так или иначе. Элементы, соединившиеся в бытии человека и через свое соединение давшие бытие самому сознанию, внесли в его природу и соответственные законы, которые, пришедши во внутреннюю связь, составили закон нравственный. Чем больше ум просветлялся верою, тем выше была его энергия, тем сильнее и обширнее развивались его идеи. Русские унаследовали практическую философию с Востока и никогда не могут сродниться с германским рационализмом, так как он идет наперекор православию, которое требует, чтобы ум и сердце не поглощались одно другим и вместе с тем не раздваивали своих интересов, но, развиваясь в постоянной связи между собою, как органы веры, составляли в душе твердые основания для решения задач философии. Задача русской философии состоит в определении места значения и отношений человека в мире, насколько человек, сам по себе всегда и везде одинаковый, в развитии своем охарактеризован типом истинно русской жизни. Соч. К. "Введение в философию" (СПб., 1840); "Взгляд на движение философии в мире христ. и на причины различных ее направлений" ("Журн. Мин. нар. пр.", 1856, ч. 92); "Систематическое изложение логики" (СПб., 1856; одно из лучших русск. оригинальных сочинений по логике); "Философский рационализм новейшего времени" ("Христ. чт.", 1860, кн. 3, 4, 5, 6, 12); "Вступительная лекция в психологию" ("Христ. чт.", 1868, кн. 2). Как переводчик Платона, К. оказал несомненную услугу русской литературе, хотя перевод его не передает и тени поэтических красот подлинника, а иногда не свободен от промахов. Переводу каждого диалога К. предпосылает обстоятельные введения, свидетельствующие о близком знании литературы предмета и обнаруживающие в авторе по временам вполне самостоятельное отношение к спорным вопросам в истории философии. См. "Материалы для истории философии в России" в "Вопросах философии и психологии" (1890, кн. 4).
Я. Колубовский.
{Брокгауз}
Карпов, Василий Николаевич (дополнение к статье)
— См. о нем: Т. В. Барсов, "В. Н. Карпов, как профессор" ("Христ. Чтение", 1898, I); Серебреников, "В. Н. К., как психолог" (ib.); А. П. Высокоостровский, "Покойный проф. К., как почитатель сократо-платоновой философии" (ib., 1893, I) и "Об общем характере логики К." (ib., 1898, I); Д. П. Миртов, "Заслуги В. Н. К. для русской философской мысли" (ib.).
{Брокгауз}
Карпов, Василий Николаевич
д. с. с., проф. греческого яз. и логики в СПб. духовн. акад.; р. 1798 г. 1 янв.; † 1867 г. 3 декабря.
{Половцов}