(р. 30.04.1948) — спец. в обл. логики и методол. науч. познания, филос. вопросов математики, а также теории мировоззрений; д-р филос. наук, проф. Род. в г. Порккала-Удд (Финляндия). Закончил филос. ф-т ЛГУ (1971) и асп. того же ф-та (1974). С 1974 работал на кафедре филос. Ленингр. технолог, ин-та. С 1980 — в Ленингр. горном ин-те на кафедре обществ. наук, доц. (1980), проф. (1986). С 1988 — зав. кафедрой обществ. наук С.-Петерб. консерватории. С 1994 — проф. кафедры филос. С.-Петерб. Академии МВД России, а с 1997 по наст. вр. зав. кафедрой гуманит. и филос. наук С.-Петерб. ин-та живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. Действ. чл. Академии акмеологич. наук. Докт. дисс — "Интуитивное и дискурсивное в математическом познании" (1985). В своих иссл., посвященных филос. вопросам математики, формулирует и отстаивает идею двух видов оправдания дискурсивным интуитивного: оправдание в рамках нек-рой уже существующей фундам. теории и оправдание в ходе построения принципиально новой теории — "дискурсивизации интуитивного". (Впрочем, в посл. случае дискурсивное — скорее проявление интуитивного, чем оправдание его.) В работах, рассматривающих вопросы дух. и религ. жизни, обосновывает понятие онтол. импульса, выражающее собой фундам. антиэнтропийный волевой порыв к творч., а также сущностный центр человека и источник его душевной и дух. жизни. По его мнению, хорошо известный со средневековых времен онтол. аргумент представляет собой логич. выражение онтол. импульса. Стремясь "реабилитировать" этот тип аргументации, показывает, что любая фундам. науч. теория представляет собой не более чем очередной ("развернутый") вариант онтол. аргумента, разрабатываемый в ходе дискурсивизации интуитивного.
Соч.
: Методологические основы естественных и технических наук. [В соавт.]. Л., 1979; Формальное и интуитивное в математическом познании. Л., 1983; И сказал Бог: Да будет... // Научный фундамент идеи творения. М., 1993; Настолько ли наивна теодиция Лейбница, как это обычно считается? // Философский век. СПб., 1996; Научное и религиозное познание как постижение истины в рамках различных парадигм // Человек и христианское мировоззрение. Симферополь, 2000.