, Карло (Carra, Carlo) 1881, Куарньенто — 1966, Милан. Итальянский художник. В юности занимался декоративной росписью стен, в 1899—1900 принимал участие в оформлении итальянского павильона на Всемирной выставке в Париже. В период пребывания в Лондоне (1900) увлекся идеями К. Маркса, М. Штирнера и М. А. Бакунина. Вернувшись в Италию (1901), учился в вечерней Школе прикладного искусства в Милане (1904) и в Академии Брера у Ч. Таллоне (1906—1910). В ранних работах следовал системе дивизионизма. В 1910 стал одним из основателей объединения футуристов. Наиболее известная футуристическая работа Карра Похороны анархиста Галли (1910—1911, Нью-Йорк, Музей современного искусства) пронизана ураганными ритмами мелькающих фрагментарных форм. При посещениях Парижа в 1911 и 1912 познакомился с кубистической живописью, которая оказала на него значительное влияние (Миланская галерея, 1912, Милан, собрание Маттиоли). Карра чаще других футуристов применял коллаж. Наклейки и надписи фиксируют передний план картины и, располагаясь по геометрическим линиям, создают устойчивый композиционный каркас, сдерживающий бурную динамику футуристической живописи (Демонстрация интервентистов, 1914, Милан, собрание Маттиоли; Бутылка и стакан, 1914, Нью-Йорк, частное собрание). В 1915 Карра отошел от футуризма и, ориентируясь на "примитив" А. Руссо и наследие итальянского кватроченто, обратился к поискам уравновешенной, конструктивно организованной формы (Чудо-ребенок, 1915, Турин, частное собрание). В журнале Ла Воче опубликовал статьи о Джотто и Уччелло (1916). В 1916, познакомившись с Де Кирико, стал участником объединения художников-метафизиков. В картинах 1917—1918 перспективные коробки образуют тесные глухие интерьеры, в которых пребывают загадочные манекеноподобные персонажи (Идол-гермафродит, 1917, Милан, собрание Маттиоли; Метафизическая муза, 1917, Милан, галерея Брера). В 1920-х Карра, модифицировав стилистику "метафизической живописи", примкнул к направлению новеченто (Сельский уголок, 1927, частное собрание; Маяк, 1928, Прага, Нац. галерея; Рыбаки, 1935, Милан, Галерея современного искусства). Сотрудничая с газетой Амброзиано, стал видным критиком этого классицизирующего направления. В дальнейшем его стиль не претерпел существенных изменений. В 1943 опубликовал автобиографию Моя жизнь.
Лит.: L’opera completa di Carra. Milano; Rizzoli, 1970; Dell’Acqua G. A. Carlo Carra. Milano, 1987; Fagiolo M. Carra. Milano, 1987.
В. Крючкова