, Аннибале (Carracci, Annibale) 1560, Болонья — 1609, Рим. Итальянский живописец. Мастер болонской школы. Учился у П. Тибальди и старшего брата, Агостино Карраччи. Работал в Болонье и Риме. Ок. 1582—1585 основал вместе с Агостино Карраччи (1557, Болонья — 1602, Парма) и двоюродным братом Лодовико Карраччи (1555, Болонья — 1619, Болонья) "Академию вставших на истинный путь" (Academia degli Incamminati), сыгравшую решающую роль в становлении и развитии академического направления в итальянской живописи XVII в. Из стен болонской Академии вышли ведущие мастера академического направления — Рени, Гверчино, Доменикино, Ланфранко. Аннибале Карраччи, самый одаренный из братьев Карраччи, стремился вслед за ними реформировать итальянскую живопись, противопоставив условности, произвольности, вычурности языка позднего маньеризма ориентацию на реальную натуру, тщательное ее штудирование. Одновременно натура рассматривается как некий первичный материал высокого искусства, образцами которого для мастеров академического направления являются произведения античности и мастеров Высокого Возрождения, от Корреджо и венецианцев до Рафаэля и Микеланджело. Блестящий рисовальщик, оставивший обширное графическое наследие, Ан. Карраччи в своих рисунках как бы выхватывает натуру из потока жизни, передает трепет момента, нередко вносит оттенок гротескной остроты. Это гротескное начало, оттенок брутальности повседневного облика действительности присутствует в жанровых работах Ан. Карраччи начала 1580-х (Мясная лавка, Оксфорд, Крайст Черч; Едок бобов, Рим, галерея Колонна; Юноша с обезьянкой, Флоренция, галерея Уффици). Но уже в 1590-е в работах художника складываются черты стиля, ориентированного на возведение в идеальную эстетическую норму стилистических принципов Высокого Возрождения. В то же время полотна Ан. Карраччи 1590-х лишены академической холодности, отмечены элементами динамичного, эмоционально открытого мировосприятия, что проявляется и в театрализованной патетике его алтарных картин (Мадонна со святыми; Св. Рокко, раздающий милостыню, обе — Дрезден, Картинная галерея), и в гедонистической чувственности мифологических образов (Вакханка, ок. 1595, Флоренция, галерея Уффици; Венера и Адонис, ок. 1595, Вена, Музей истории искусства). Высшие достижения Ан. Карраччи связаны с римским периодом творчества (1595—1609) и росписями галереи палаццо Фарнезе, в которых в полной мере раскрылись многогранность его таланта, богатство фантазии, мастерство декоратора. Программа росписей коробового свода, люнетов и торцевых стен галереи, составленная кардиналом Агукки и навеянная Метаморфозами Овидия, являет зрителю триумфы любви античных богов, воплощенные с чувственной жизнерадостностью, предвещающей живопись барокко. В то же время это триумф Искусств, что художник изобретательно подчеркивает, заключая все композиции, включая главную — Триумф Вакха и Ариадны, в массивные иллюзорные рамы, иногда "заслоняя" ими иллюзорные же мраморные рельефы, "накладывая" их поверх мнимых архитектурных членений с написанными гризайлью могучими мраморными атлантами, с которыми соседствуют и даже вступают во взаимодействие "живые" юноши, навеянные росписями Сикстинского плафона Микеланджело. Подчинение реальности искусству и законам совершенства определяет и характер станковых пейзажей Ан. Карраччи (Бегство в Египет, ок. 1605, Рим, галерея Дориа-Памфили), предвосхищающих "героические" пейзажи Пуссена.
Лит.: Mostra dei Carracci: Catalogo critico. Introduz. di G. Gnudi. Bologna, 1958; Posner D. Annibale Carracci. A Study of a Reform of Painting around 1590. London, 1974. Vol. 1—2; Malfarina G. L’opera completa di Annibale Carracci. Milano, 1976.
И. Смирнова
КАРРАЧЧИ
Карраччи
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006
КАРРАЧЧИ
carracci), семья итальянских художников, представителей академизма, работавших в 17 в. в Болонье. Лодовико Карраччи (1555, Болонья – 1619, там же), живописец, гравер и скульптор, ученик П. Фонтаны. В юности совершил путешествие по Италии, изучая творчество великих мастеров эпохи Возрождения. Вернулся в Болонью с убеждением в необходимости обновления искусства и вместе со своими двоюродными братьями Аннибале (1560, Болонья – 1609, Рим) и Агостино (1557, Болонья – 1602, Парма) ок. 1585 г. основал «Академию идущих по истинному пути», послужившую образцом для всех последующих европейских художественных заведений подобного рода. Вскоре Болонская академия стала крупнейшим центром художественного образования в Италии. Главными принципами обучения в ней, в противовес маньеризму, стали непосредственное наблюдение природы, изучение античных образцов и подражание мастерам прошлого, прежде всего Микеланджело, Тициану, Рафаэлю, Корреджо и Пармиджанино. Братья сознательно стремились к эклектике в живописи, к отбору в наследии великих художников формальных приемов, которые могли бы стать универсальными средствами передачи прекрасного для любого живописца. Они создали новый, академический тип алтарной картины, для которого характерны монументальность композиции, эффектность ракурсов и жестов, пестрота колорита («Мадонна Барджеллини» Л. Карраччи, 1588; «Причастие св. Иеронима» Аг. Карраччи, между 1591–93 гг.; «Вознесение Марии» Ан. Карраччи, 1592).
Самым талантливым из братьев был Аннибале. В первых произведениях («Лавка мясника», «Бобовая похлебка») художник не пишет с натуры реальные сцены, а создает вариации на темы фламандских натюрмортов с фигурами людей – «лавок» и «кухонь». Человек больше не главный герой картины, как было в эпоху Возрождения; для живописца он равен по значению всем остальным видимым вещам. В этом произведения болонского мастера неожиданно сближаются с картинами его идейного противника Караваджо. В картине «Св. Рох раздает милостыню больным чумой» (1595) святой похож на римского военачальника, одаряющего своих легионеров; в окружающей его толпе изображены матери семейств со своими детьми и раненые «ветераны». Сцена воспринимается как театральное действо. Главным «героем» «Автопортрета» (1590-е гг.) является не сам художник, а его живописное изображение на холсте, натянутом на подрамник. Подрамник с портретом стоит на мольберте в затемненном пространстве мастерской; в нем, словно в зеркале, возникает усталое лицо мастера, только что завершившего свой труд. Пейзажи Аннибале Карраччи, проникнутые ощущением величия и гармонии природы, сыграли значительную роль в создании типа т. н. «героического» пейзажа. В 1597–1604 гг. Аннибале совместно с Агостино украсил галерею Палаццо Фарнезе в Риме росписями на сюжеты из «Метаморфоз» Овидия. Аннибале подчиняет композицию фресок особому, пульсирующему ритму. Живопись то пытается зрительно «разорвать» границы плафона, открывая небеса, то имитирует природу, скульптуру или архитектуру. Центральную композицию потолочного плафона «Триумф Вакха и Ариадны» окружают ложные гермы и кариатиды; включенные в обрамление мифологические сцены развивают тему триумфа любви.
Агостино был прежде всего исследователем, анализирующим формальное наследие искусства 16 в. Занимался в основном гравированием, в том числе и с целью воспроизведения работ Корреджо и венецианских художников, прежде всего П. Веронезе. Его гравюры служили образцами для копировавших их учеников Академии.
Монументально-декоративные росписи братьев Карраччи предвосхитили стиль барокко. Различные стороны творчества художников во многом предопределили два главных направления в европейском искусстве 17 в. – барокко и классицизм.
Самым талантливым из братьев был Аннибале. В первых произведениях («Лавка мясника», «Бобовая похлебка») художник не пишет с натуры реальные сцены, а создает вариации на темы фламандских натюрмортов с фигурами людей – «лавок» и «кухонь». Человек больше не главный герой картины, как было в эпоху Возрождения; для живописца он равен по значению всем остальным видимым вещам. В этом произведения болонского мастера неожиданно сближаются с картинами его идейного противника Караваджо. В картине «Св. Рох раздает милостыню больным чумой» (1595) святой похож на римского военачальника, одаряющего своих легионеров; в окружающей его толпе изображены матери семейств со своими детьми и раненые «ветераны». Сцена воспринимается как театральное действо. Главным «героем» «Автопортрета» (1590-е гг.) является не сам художник, а его живописное изображение на холсте, натянутом на подрамник. Подрамник с портретом стоит на мольберте в затемненном пространстве мастерской; в нем, словно в зеркале, возникает усталое лицо мастера, только что завершившего свой труд. Пейзажи Аннибале Карраччи, проникнутые ощущением величия и гармонии природы, сыграли значительную роль в создании типа т. н. «героического» пейзажа. В 1597–1604 гг. Аннибале совместно с Агостино украсил галерею Палаццо Фарнезе в Риме росписями на сюжеты из «Метаморфоз» Овидия. Аннибале подчиняет композицию фресок особому, пульсирующему ритму. Живопись то пытается зрительно «разорвать» границы плафона, открывая небеса, то имитирует природу, скульптуру или архитектуру. Центральную композицию потолочного плафона «Триумф Вакха и Ариадны» окружают ложные гермы и кариатиды; включенные в обрамление мифологические сцены развивают тему триумфа любви.
Агостино был прежде всего исследователем, анализирующим формальное наследие искусства 16 в. Занимался в основном гравированием, в том числе и с целью воспроизведения работ Корреджо и венецианских художников, прежде всего П. Веронезе. Его гравюры служили образцами для копировавших их учеников Академии.
Монументально-декоративные росписи братьев Карраччи предвосхитили стиль барокко. Различные стороны творчества художников во многом предопределили два главных направления в европейском искусстве 17 в. – барокко и классицизм.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007