, Альбер Эрнест (Carrier-Belleuse Albert-Ernest) 1824, Анизи-ле-Шато — 1887, Севр. Французский скульптор. В 1840 был принят в Школу изящных искусств в Париже. Учился у известного скульптора П. Давида д’Анже. С 1851 успешно выставляется в Салоне — это портреты, композии на сюжеты античной мифологии (Геба с орлом Юпитера, 1858, Париж, музей Орсе). В творчестве Каррье-Беллеза традиции неоклассицизма нередко сочетаются с наследием рококо, а подчас в нем слышны отзвуки барокко. В 1863 его Вакханка (Париж, музей Орсе) была удостоена медалью Салона третьей степени. Выполненная в классических традициях, статуя воплощает скорее образ прекрасной женщины, а не буйной спутницы Вакха. Это впечатление подчеркивается ясной гармонией композиции, грацией жестов, движений, изяществом форм. В 1867 за работу Мессия (Париж, Сен-Винсен-де-Поль) Каррье-Беллез награжден почетной медалью Салона. В этом же году художник получает орден Почетного легиона. Скульптор обладал декоративным даром. Это проявилось в его известной композиции Спящая Геба (1869, Париж, музей Орсе). Во время франко-прусской войны 1870—1871 художник некоторое время работает над декоративным украшением архитектуры в Брюсселе, в качестве помощника вместе с ним трудится О. Роден. Вернувшись в Париж, Каррье-Беллез получает ряд государственных заказов. Наиболее значительным было участие в декоративном оформлении строящегося здания "Гранд-Опера" в Париже (1870-е). Мастер украшает парадную лестницу новой Оперы великолепными торшерами (Танцующие с тамбурином и Композиция с фигурой в короне — две двухфигурные группы, обе — ок. 1873, Париж, "Гранд-Опера", эскизы — Париж, музей Орсе). Статуи отличаются выразительностью движений, энергией и экспрессией форм, близких стилистике барокко. В 1876 Каррье-Беллез стал директором мануфактуры Севр, ответственным за раздел художественной пластики. Основные произведения: Добрая мать (ок. 1855—1860), портрет Мари Каррье-Беллез, дочери скульптора (1859), Молодая женщина в шляпке, украшенной колосьями (ок. 1865, все — Париж, музей Орсе), Император Наполеон III (1864, Париж, музей Карнавале), Оноре Домье (ок. 1865—1870, Версаль, Нац. музеи), кариатиды Весна, Лето (1865, Виши, казино), Генерал Массена (1867, Ницца, площадь генерала Массены), статуя генерала Сен-Мартен (1879, Буэнос-Айрес, собор), Александр Дюма-отец (1884, Вилле-Коттере, улица Александра Дюма).
Лит.: Segard A. Albert Carrier-Belleuse. Paris, 1928.
В. Стародубова