Карреньо де Миранда

Найдено 1 определение
Карреньо де Миранда
, Хуан (Carreno de Miranda, Juan) 1614, Миранда де Авилес — 1685, Мадрид. Испанский живописец. Представитель мадридской школы 2-й пол. XVII в. Происходил из знатной арагонской семьи, юношей переехал в Мадрид, где учился рисунку у П. де Куэваса, живописи у Б. Романа. Сформировался под влиянием Веласкеса, работы которого копировал; испытал влияние Тициана, Рубенса и Ван Дейка. Работал в Мадриде и Толедо, Эскориале, с 1669 — придворный художник, с 1671 — личный живописец короля Карла II. Писал фрески, картины на религиозные сюжеты и портреты. Начало творческой деятельности связано с росписями в церквах, монастырях и дворцах Мадрида, Толедо, Эскориала (выполнены иногда совместно с Ф. Риси). В Мадриде это — коллегия Марии де Арагон, монастырь дель Росарио, зал Зеркал в Алькасаре (1659); в соборе Толедо — капелла Саграрио (1663—1670); в Эскориале — королевские апартаменты (1674). В многочисленных картинах на религиозные сюжеты проявил незаурядное живописное мастерство: Кающаяся Магдалина (1654), Св. Себастьян, Мадонна и св. Анна, Пир Ирода (все — Мадрид, Прадо), Апостол Сантьяго в битве при Клавихо (1660, Будапешт, Музей изобразительных искусств), Основание ордена тринитариев (1666, Париж, Лувр), Непорочное зачатие (1670, Нью-Йорк, Испанское общество в США). Наиболее известен своими придворными портретами, в которых стремился приблизиться к образам Веласкеса, отчасти Ван Дейка (светски утонченный портрет аристократа Герцог де Пастрана, между 1655 и 1670, Мадрид, Прадо). В парадных изображениях Карла II, представленного в традиционных позах, чаще всего во весь рост в сумрачных покоях Алькасара, художник пытался придать величие и благообразие лицу монарха и его хилой фигуре, облаченной то в строгий придворный костюм (Мадрид, Прадо), то в воинские доспехи (Толедо, Дом-музей Эль Греко). Используя опыт Веласкеса, он насыщает портреты изысканной гаммой черных и серебристо-белых тонов (Вдовствующая королева Марианна Австрийская, 1673, Мадрид, Прадо; варианты Мюнхен, Старая пинакотека; Мадрид, Академия Сан Фернандо; Бильбао, Музей изящных искусств) или сиянием красок придворного костюма (Маркиза Санта Крус, 1665, частное собрание; Графиня Монтерей, 1665, Мадрид, Музей Ласаро Гальдиано). Внешний характер изображения сказался в обращении художника к моделям, сходным с моделями Веласкеса (шут Франсиско Басан, девочка-великанша Эухениа Мартинес Вальехо, запечатленная дважды в узорчатом платье и обнаженной, с венком на голове, в виде Вакха; все — Мадрид, Прадо). Иная и самостоятельная задача была убедительно решена живописцем при создании необычного, но исполненного живой выразительности образа чужеземца — русского боярина Петра Ивановича Потемкина, посла царя Алексея Михайловича (1667, Мадрид, Прадо).
Лит.: Angulo Iniguez D., Perez Sanchez A. E. Historia de la pintura espanola. Escuela madrilena del segundo tercio del Siglo XVII. Madrid, 1983.
Т. Каптерева

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
268.87 кб

Карреньо де Миранда и испанский придворный портрет второй половины XVII века

Бун В.З.
Испанскому придворному портрету второй половины XVII века в отечественной историографии всегда уделялось незаслуженно мало внимания, в то время как это – важный этап в истории развития портретной традиции в Испании.