, Хуан (Carreno de Miranda, Juan) 1614, Миранда де Авилес — 1685, Мадрид. Испанский живописец. Представитель мадридской школы 2-й пол. XVII в. Происходил из знатной арагонской семьи, юношей переехал в Мадрид, где учился рисунку у П. де Куэваса, живописи у Б. Романа. Сформировался под влиянием Веласкеса, работы которого копировал; испытал влияние Тициана, Рубенса и Ван Дейка. Работал в Мадриде и Толедо, Эскориале, с 1669 — придворный художник, с 1671 — личный живописец короля Карла II. Писал фрески, картины на религиозные сюжеты и портреты. Начало творческой деятельности связано с росписями в церквах, монастырях и дворцах Мадрида, Толедо, Эскориала (выполнены иногда совместно с Ф. Риси). В Мадриде это — коллегия Марии де Арагон, монастырь дель Росарио, зал Зеркал в Алькасаре (1659); в соборе Толедо — капелла Саграрио (1663—1670); в Эскориале — королевские апартаменты (1674). В многочисленных картинах на религиозные сюжеты проявил незаурядное живописное мастерство: Кающаяся Магдалина (1654), Св. Себастьян, Мадонна и св. Анна, Пир Ирода (все — Мадрид, Прадо), Апостол Сантьяго в битве при Клавихо (1660, Будапешт, Музей изобразительных искусств), Основание ордена тринитариев (1666, Париж, Лувр), Непорочное зачатие (1670, Нью-Йорк, Испанское общество в США). Наиболее известен своими придворными портретами, в которых стремился приблизиться к образам Веласкеса, отчасти Ван Дейка (светски утонченный портрет аристократа Герцог де Пастрана, между 1655 и 1670, Мадрид, Прадо). В парадных изображениях Карла II, представленного в традиционных позах, чаще всего во весь рост в сумрачных покоях Алькасара, художник пытался придать величие и благообразие лицу монарха и его хилой фигуре, облаченной то в строгий придворный костюм (Мадрид, Прадо), то в воинские доспехи (Толедо, Дом-музей Эль Греко). Используя опыт Веласкеса, он насыщает портреты изысканной гаммой черных и серебристо-белых тонов (Вдовствующая королева Марианна Австрийская, 1673, Мадрид, Прадо; варианты Мюнхен, Старая пинакотека; Мадрид, Академия Сан Фернандо; Бильбао, Музей изящных искусств) или сиянием красок придворного костюма (Маркиза Санта Крус, 1665, частное собрание; Графиня Монтерей, 1665, Мадрид, Музей Ласаро Гальдиано). Внешний характер изображения сказался в обращении художника к моделям, сходным с моделями Веласкеса (шут Франсиско Басан, девочка-великанша Эухениа Мартинес Вальехо, запечатленная дважды в узорчатом платье и обнаженной, с венком на голове, в виде Вакха; все — Мадрид, Прадо). Иная и самостоятельная задача была убедительно решена живописцем при создании необычного, но исполненного живой выразительности образа чужеземца — русского боярина Петра Ивановича Потемкина, посла царя Алексея Михайловича (1667, Мадрид, Прадо).
Лит.: Angulo Iniguez D., Perez Sanchez A. E. Historia de la pintura espanola. Escuela madrilena del segundo tercio del Siglo XVII. Madrid, 1983.
Т. Каптерева
Карреньо де Миранда
Карреньо де Миранда
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006