КАРРЕРА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

КАРРЕРА
1. (Carrera), Рафаэль (1814-65) - гос., воен. и политич. деятель Гватемалы. По происхождению индеец. С 1836 руководил Консервативной партией. В 1838 возглавил реакц. мятеж консерваторов против либерального пр-ва Ф. Морасана. (Тогда же стал главнокомандующим). В 1839 удалил от власти либералов и добился распада федерации стран Центр. Америки. К. установил в стране реакц. диктатуру, неоднократно совершал интервенции в Гондурас и Сальвадор. В 1844 при поддержке армии, помещиков и церкви был избран на пост президента. При К. Гватемала стала еще более зависимой от Англии. Вследствие обострения положения в стране К. потерял популярность, был вынужден отказаться от поста президента (1848) и выехать в Мексику. В 1850 вернулся в страну и в 1851 вновь избран президентом (с 1854 - пожизненно). Пользуясь влиянием на К., Англия навязала Гватемале т. н. Договор о границах, по к-рому гватемальская терр. Белиз переходила во владение Англии. 2. (Carrera), Хосе Мигель (16.X.1785 - 4.IX.1821) - политич. и воен. деятель Чили. Выходец из богатой и влиятельной семьи, получил образование в Испании (1808-09). Участвовал в войне исп. народа против франц. оккупации. В 1810 вернулся на родину и включился в борьбу за независимость Чили. В дек. 1811 совершил воен. переворот, распустил конгресс и захватил власть. В 1812 ввел конституцию, открыл нац. ин-т и публичную б-ку. Начал издание первой чилийской газеты "Aurora". Диктатура К. привела к ожесточ. междоусобной борьбе, к-рая ослабила лагерь патриотов и явилась одной из главных причин поражения освободит. сил. В окт. 1814 после поражения под Ранкагуа К. бежал в Аргентину, затем в США. В сент. 1821 за попытку начать гражд. войну против Б. О´Хиггинса был схвачен и казнен.

Лит.: Galdames L., Historia de Chile, Santiago, 1952, p. 252-80.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Каррьера
, Розальба (Carriera, Rosalba) 1675, Венеция — 1757, Венеция. Итальянская художница венецианской школы, преимущественно работала в технике пастели. Родилась в Венеции в семье художника из Кьоджи. Переехав в Венецию, семейство Каррьера поселилось на улице Чентоани возле Большого канала, где собирались деятели венецианской культуры. Розальба и две ее сестры владели латынью и французским, прекрасно пели и занимались живописью. По сведениям А. М. Дзанетти, Розальба училась у последователя А. Балестры Дж. Диаманти в Венеции, брала уроки у А. Балестры и С. Бомбелли, Дж. А. Пеллегрини (за которым была замужем ее сестра Анджела). Розальба начала заниматься миниатюрой у работавшего в Венеции француза Ж. Стеве или местного художника и аббата Дж. Ф. Рамелли (изображен на портрете Ф. Тревизани). Как и оба эти миниатюриста, она писала портреты маслом, предназначенные для табакерок, которые были в моде у аристократов, куривших и нюхавших табак. Один из героев комедии К. Гольдони говорил, что табакерка — "достойный подарок титулованной особе". Миниатюрные овальные портреты маслом Розальбы Каррьеры Дама за фортепиано и Девушка с голубем (1705, оба — Дрезден, Картинная галерея), за которые она была избрана членом Академии Св. Луки, написаны светлыми полупрозрачными розовыми, синими, голубовато-серыми красками, создающими радостную цветовую гамму. Такой тип рокайльного портрета, близкий "головкам" П. Ротари, передавал не столько сходство, сколько изящный ракурс и состояние души. Среди этих преимущественно дамских миниатюрных портретов наиболее интересно изображение А. М. Дзанетти (до 1705, Венеция, галереи Академии). Полуфигура юноши изящно вписана в овальную форму полотна. Он изображен в домашнем халате и вышитой домашней шапочке. Художница передает чуть женственную грацию молодого человека — в будущем известного историка искусства. В наибольшей мере талант Розальбы Карреры раскрылся в зрелом возрасте, когда она обратилась к пастели, создав в ней галерею образов своих современников и автопортреты. Технике пастели она обучалась, по-видимому, у англичанина К. Коля. Интерес к пастели возник у нее после путешествия в Париж (1720—1721) и знакомства с произведениями М. К. Латура, Ш. Перроно, П. Э. Лиотара, живописными портретами Риго, Куапеля, Ларжильера. Пастельные портреты Каррьеры, в свою очередь, произвели большое впечатление на французских художников и знатоков искусства. П. Ж. Мариэтт составил полное описание портретов художницы и посвятил ей поэтический сонет, где назвал ее "виртуозом". Созданный в Вене пастельный портрет Метастазио в 30 лет (Дрезден, Картинная галерея) — один из ранних шедевров Розальбы. Полуфигура прославленного либреттиста, работавшего при венском дворе, изображена в трехчетвертном повороте. Маленькая черная бархатная шапочка эффектно оттеняет рыжеватые пряди волос и яркие голубые глаза. Колорит портретов Розальбы всегда строится на тональной разработке одного-двух цветов: синего в портрете кардинала М. де Полиньяка (Венеция, галереи Академии), серо-пепельного и черного — в портрете французского консула в Венеции Ле Блона (1727, Дрезден, Картинная галерея). Художницу всегда интересует лицо модели, костюм же составляет необходимое декоративное дополнение в поиске тональных сочетаний. В жемчужно-серой гамме тонов написан портрет известной венецианской красавицы Катарины Барбариго. Портрет Марии Лабиа (Дрезден, Картинная галерея), возлюбленной президента парламента Дижона де Бросса, построен на нежном сочетании оттенков розового и голубого цветов. В серии портретов венецианских знатных дам (gentildonne, как их называли в Венеции) передана легкость характеров изображенных (Изабелла Пизани, Лукреция Мочениго, оба — Дрезден, Картинная галерея). В этих портретах Розальбы проявилась уходящая изысканность эпохи рококо. Ок. 1745 художница перестала работать из-за слепоты и последние десять лет делала лишь реплики своих пастелей с помощью сестры Джованны. В Автопортрете в виде Поэзии (1747, Венеция, Ка’Реццонико) с особой силой прозвучали ноты меланхолии, присущие ее поздним работам. Темный коричневатый колорит пастели, пятно зеленой наколки на голове в виде плюмажа из виноградных листьев, ассоциирующейся с венком победителя, безразличный взгляд усиливают чувство грусти, рождаемое этим портретом-аллегорией, повествующем о трудности творчества. Искусство Розальбы Каррьеры, этой талантливой художницы, оказало значительное влияние на живописный камерный портрет не только итальянских, но и французских мастеров. В пастели ее прямыми последователями в Венето были Дж. Ногари, женщины-художницы Ф. Павона (1692—1771) и М. Молин (1740—1772). В портретной миниатюре ее традиции продолжила Марианна Карлеварис (1703—1750), дочь ведутиста Л. Карлевариса.
Лит.: Федотова Е. Д. Венеция. Живопись века Просвещения. М., 2002; Diario degli anni 1720 e 1721 scritto di proprio mano in Parigi da R. Carriera, dipintrice famosa. Venezia, 1743; Malamani V. Rosalba Carriera. Bergamo, 1910; Gatto G. Per la cronologia di R. Carriera // Arte Veneta. 1971. Anno XXVI. P. 182—192.
Е. Федотова

Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
0.00 байт

Каррер д’Анкос Э. Россия между двумя мирами

Любин В. П.
Читать PDF
0.00 байт

2013. 01. 018. Каррер д’Анкосс Э. Россия между двумя мирами. Carrere d’Encausse H. la Russie entre d

Любин В. П.

Похожие термины:

  • Ривера Каррера, Норберто

    Его Высокопреосвященство кардинал Норберто Ривера Каррера (исп. Norberto Rivera Carrera), (род. 6 июня 1942, Пурисима, Мексика). Мексиканский кардинал. Епископ Теуакана с 5 ноября 1985 по 13 июня 1995. Архиепископ Мехик
  • КАРРЕРЕ Эухенио

    Аргентинский преподаватель гитары. Родился в Боливаре, провинция Буэнос–Айрес, 19 сентября 1903 (?) года. Гитарой занимался с уважаемым преподавателем Эстебано Кано и в 1923 г. получил диплом. Благодаря
  • ХОСЕ КАРРЕРАС

    (р. 1947), испанский оперный певец, тенор. Вместе с ДОМИНГО и ПАВАРОТТИ входит в число лучших теноров современности. Его голос не столь силен, сколь выразителен. Поэтому он идеально подходит к партиям