КАРРЕРА
КАРРЕРА
1. (Carrera), Рафаэль (1814-65) - гос., воен. и политич. деятель Гватемалы. По происхождению индеец. С 1836 руководил Консервативной партией. В 1838 возглавил реакц. мятеж консерваторов против либерального пр-ва Ф. Морасана. (Тогда же стал главнокомандующим). В 1839 удалил от власти либералов и добился распада федерации стран Центр. Америки. К. установил в стране реакц. диктатуру, неоднократно совершал интервенции в Гондурас и Сальвадор. В 1844 при поддержке армии, помещиков и церкви был избран на пост президента. При К. Гватемала стала еще более зависимой от Англии. Вследствие обострения положения в стране К. потерял популярность, был вынужден отказаться от поста президента (1848) и выехать в Мексику. В 1850 вернулся в страну и в 1851 вновь избран президентом (с 1854 - пожизненно). Пользуясь влиянием на К., Англия навязала Гватемале т. н. Договор о границах, по к-рому гватемальская терр. Белиз переходила во владение Англии. 2. (Carrera), Хосе Мигель (16.X.1785 - 4.IX.1821) - политич. и воен. деятель Чили. Выходец из богатой и влиятельной семьи, получил образование в Испании (1808-09). Участвовал в войне исп. народа против франц. оккупации. В 1810 вернулся на родину и включился в борьбу за независимость Чили. В дек. 1811 совершил воен. переворот, распустил конгресс и захватил власть. В 1812 ввел конституцию, открыл нац. ин-т и публичную б-ку. Начал издание первой чилийской газеты "Aurora". Диктатура К. привела к ожесточ. междоусобной борьбе, к-рая ослабила лагерь патриотов и явилась одной из главных причин поражения освободит. сил. В окт. 1814 после поражения под Ранкагуа К. бежал в Аргентину, затем в США. В сент. 1821 за попытку начать гражд. войну против Б. О´Хиггинса был схвачен и казнен. Лит.: Galdames L., Historia de Chile, Santiago, 1952, p. 252-80.
Каррьера
, Розальба (Carriera, Rosalba) 1675, Венеция — 1757, Венеция. Итальянская художница венецианской школы, преимущественно работала в технике пастели. Родилась в Венеции в семье художника из Кьоджи. Переехав в Венецию, семейство Каррьера поселилось на улице Чентоани возле Большого канала, где собирались деятели венецианской культуры. Розальба и две ее сестры владели латынью и французским, прекрасно пели и занимались живописью. По сведениям А. М. Дзанетти, Розальба училась у последователя А. Балестры Дж. Диаманти в Венеции, брала уроки у А. Балестры и С. Бомбелли, Дж. А. Пеллегрини (за которым была замужем ее сестра Анджела). Розальба начала заниматься миниатюрой у работавшего в Венеции француза Ж. Стеве или местного художника и аббата Дж. Ф. Рамелли (изображен на портрете Ф. Тревизани). Как и оба эти миниатюриста, она писала портреты маслом, предназначенные для табакерок, которые были в моде у аристократов, куривших и нюхавших табак. Один из героев комедии К. Гольдони говорил, что табакерка — "достойный подарок титулованной особе". Миниатюрные овальные портреты маслом Розальбы Каррьеры Дама за фортепиано и Девушка с голубем (1705, оба — Дрезден, Картинная галерея), за которые она была избрана членом Академии Св. Луки, написаны светлыми полупрозрачными розовыми, синими, голубовато-серыми красками, создающими радостную цветовую гамму. Такой тип рокайльного портрета, близкий "головкам" П. Ротари, передавал не столько сходство, сколько изящный ракурс и состояние души. Среди этих преимущественно дамских миниатюрных портретов наиболее интересно изображение А. М. Дзанетти (до 1705, Венеция, галереи Академии). Полуфигура юноши изящно вписана в овальную форму полотна. Он изображен в домашнем халате и вышитой домашней шапочке. Художница передает чуть женственную грацию молодого человека — в будущем известного историка искусства. В наибольшей мере талант Розальбы Карреры раскрылся в зрелом возрасте, когда она обратилась к пастели, создав в ней галерею образов своих современников и автопортреты. Технике пастели она обучалась, по-видимому, у англичанина К. Коля. Интерес к пастели возник у нее после путешествия в Париж (1720—1721) и знакомства с произведениями М. К. Латура, Ш. Перроно, П. Э. Лиотара, живописными портретами Риго, Куапеля, Ларжильера. Пастельные портреты Каррьеры, в свою очередь, произвели большое впечатление на французских художников и знатоков искусства. П. Ж. Мариэтт составил полное описание портретов художницы и посвятил ей поэтический сонет, где назвал ее "виртуозом". Созданный в Вене пастельный портрет Метастазио в 30 лет (Дрезден, Картинная галерея) — один из ранних шедевров Розальбы. Полуфигура прославленного либреттиста, работавшего при венском дворе, изображена в трехчетвертном повороте. Маленькая черная бархатная шапочка эффектно оттеняет рыжеватые пряди волос и яркие голубые глаза. Колорит портретов Розальбы всегда строится на тональной разработке одного-двух цветов: синего в портрете кардинала М. де Полиньяка (Венеция, галереи Академии), серо-пепельного и черного — в портрете французского консула в Венеции Ле Блона (1727, Дрезден, Картинная галерея). Художницу всегда интересует лицо модели, костюм же составляет необходимое декоративное дополнение в поиске тональных сочетаний. В жемчужно-серой гамме тонов написан портрет известной венецианской красавицы Катарины Барбариго. Портрет Марии Лабиа (Дрезден, Картинная галерея), возлюбленной президента парламента Дижона де Бросса, построен на нежном сочетании оттенков розового и голубого цветов. В серии портретов венецианских знатных дам (gentildonne, как их называли в Венеции) передана легкость характеров изображенных (Изабелла Пизани, Лукреция Мочениго, оба — Дрезден, Картинная галерея). В этих портретах Розальбы проявилась уходящая изысканность эпохи рококо. Ок. 1745 художница перестала работать из-за слепоты и последние десять лет делала лишь реплики своих пастелей с помощью сестры Джованны. В Автопортрете в виде Поэзии (1747, Венеция, Ка’Реццонико) с особой силой прозвучали ноты меланхолии, присущие ее поздним работам. Темный коричневатый колорит пастели, пятно зеленой наколки на голове в виде плюмажа из виноградных листьев, ассоциирующейся с венком победителя, безразличный взгляд усиливают чувство грусти, рождаемое этим портретом-аллегорией, повествующем о трудности творчества. Искусство Розальбы Каррьеры, этой талантливой художницы, оказало значительное влияние на живописный камерный портрет не только итальянских, но и французских мастеров. В пастели ее прямыми последователями в Венето были Дж. Ногари, женщины-художницы Ф. Павона (1692—1771) и М. Молин (1740—1772). В портретной миниатюре ее традиции продолжила Марианна Карлеварис (1703—1750), дочь ведутиста Л. Карлевариса.
Лит.: Федотова Е. Д. Венеция. Живопись века Просвещения. М., 2002; Diario degli anni 1720 e 1721 scritto di proprio mano in Parigi da R. Carriera, dipintrice famosa. Venezia, 1743; Malamani V. Rosalba Carriera. Bergamo, 1910; Gatto G. Per la cronologia di R. Carriera // Arte Veneta. 1971. Anno XXVI. P. 182—192.
Е. Федотова
Лит.: Федотова Е. Д. Венеция. Живопись века Просвещения. М., 2002; Diario degli anni 1720 e 1721 scritto di proprio mano in Parigi da R. Carriera, dipintrice famosa. Venezia, 1743; Malamani V. Rosalba Carriera. Bergamo, 1910; Gatto G. Per la cronologia di R. Carriera // Arte Veneta. 1971. Anno XXVI. P. 182—192.
Е. Федотова
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006