(по первому мужу Подобед, по второму — Аммосова) (1868 2.11.1932, Москва) — арт. оперы (меццо-сопрано), камерная певица и педагог. Пению обучалась в Тифлис. муз. уч-ще у П. Лодия и X. Саванели. С 1887 выступала на оперной сцене. В 1890 пела в Петербурге, в 1892—98 — в Харькове, в 1896 в Киеве, в 1899—1902 солистка моск. Большого т-ра. Позднее выступала в Тифлисе (1903—04, 1906), Казани (1904, 1906), Иркутске (1905), Саратове (1906), Н. Новгороде, Ростове-н/Д (1907). Харькове, Петербурге. В 1908 гастролировала в Париже. Обладала не сильным, но ровным во всех регистрах голосом красивого сочного тембра (особенно в нижнем регистре), уделяла большое внимание внешнему рисунку образа (гриму, костюму, жесту).
1-я исп. на рус. сцене партии Дидоны ("Троянцы в Карфагене"). Лучшие партии: Ваня ("Жизнь за царя" М. Глинки), Кармен, Амнерис, Азучена. Др. партии: Кончаковна, Марина Мнишек, Тизба ("Анджело"), Лукреция ("Франческа да Римини" Э. Направника), Рогнеда ("Рогнеда"), Любаша ("Царская невеста"), Лель, Морозова ("Опричник"), Графиня и Полина ("Пиковая дама"), Няня и Ольга ("Евгений Онегин"), Любовь; Стефано ("Ромео и Джульетта"), Зибель, Паж Урбан, Памелла, Анна Болейн, Маддалена. Фидес, Далила, Миньон, Гензель, Ортруда, Фрика ("Валькирия"). Партнеры: М. Горяинов, М. Дейша-Сионицкая, Л. Донской, А. Мосин, М. Сокольский, Л. Собинов, Ф. Шаляпин.
В 1902 принимала участие в концертах Моск. лит.-худож. кружка. В камерном репертуаре особенным мастерством исп. отличались романсы "Варяг" Ц. Кюи, "Ночь тепла" А. Александровой-Кочетовой и "День погас" Р. Глиэра (посвящен певице в 1911).
Записывалась на грампластинки (13 произв.) в Петербурге ("Омокорд", 1911).
Архив. документы певицы — в ЦГАЛИ, ф. 2613.