Крымская война, 1853—1856). Осада и взятие Карса Кавказской армией под командованием генерала H.H. Муравьева (27 тыс. чел.) в августе —. ноябре 1855 г. В то время Карс представлял собой основной опорный пункт на востоке Турции. Его защищал 30-тысячный гарнизон, которым руководил Вассиф-паша. Осада Карса началась 1 августа 1855 г. В сентябре из Крыма в Батум прибыл экспедици онный корпус под командованием Омер-паши, который собирался идти на помощь осажденному Карсу. Одновременно со стороны Эрзрума туда же готовился выступить корпус под командованием Вели-паши. Таким образом, войска Муравьева могли попасть в двусторонний охват и из. осаждавших превратиться в осажденных. Стремясь избежать этого, Муравьев решил поскорее овладеть Карсом. 17 сентября состоялся штурм крепости. Жестокий бой, который длился 6 часов, не увенчался успехом. Из 13 тыс. чел., пошедших на приступ, русские потеряли половину и вынуждены были отойти. Урон турок составил 1,4 тыс. чел. Неудачный штурм не повлиял на решимость Муравьева продолжать осаду. Тем более что армии Омерпаши пришлось вести бои в Мингрелии, и она не смогла прийти на выручку Карсу. К концу октября начался снегопад. Он закрыл горные перевалы, развеяв надежды защитников Карса на приход подкреплений со стороны Эрзрума. Тем временем гарнизон крепости терпел тяжелые лишения от холеры и голода, которые косили его ряды. К середине ноября из 30 тыс. защитников Карса в живых осталась лишь половина. Не дождавшись помощи извне, Вассиф-паша решил не испытывать ужасов зимнего сидения и капитулировал 16 ноября 1855 г. Падение Карса стало крупной победой российских войск, которая успешно завершила их усилия на Кавказском театре военных действий. Эта последняя значительная операция Крымской войны повысила шансы России на заключение более почетного мира. За взятие крепости Муравьеву был пожалован титул графа Карского.
0.00 байт
Проект железнодорожной магистрали Баку - Тбилиси - Карс (БТК) в геополитике стран Центрального Кавка
В статье рассматриваются позиции стран Центрального Кавказа, соседних государств России и Турции, а также США и ЕС относительно реализации транспортного проекта БТК (КАТБ).