, Асмус Якоб (Carstens, Asmus Jacob) 1754, Шлезвиг — 1798, Рим. Датский живописец, рисовальщик, скульптор, мастер европейского "искусства около 1800 года". Родился в Шлезвиге, который переходил то к Дании, то к Швеции, поэтому Дания и Германия считают его своим художником. С 15 лет учился у И. Г. Тишбейна Старшего. Под влиянием идей Д. Уэбба, И. И. Винкельмана, А. Р. Менгса стал последователем пластической доктрины поэтики "возвышенного исполнения". В 1771—1776 занимался в Академии художеств в Копенгагене у Н. А. Абильгора, но ему претил метод академического преподавания. С 1783 жил в Риме, изучал памятники античности (посетил Неаполь, Помпеи, Геркуланум), путешествовал по Северной Италии, в Мантуе интересовался живописью Джулио Романо в палаццо дель Те, но больше всего увлекался искусством Микеланджело. Его привлекали исторические и мифологические сюжеты. В 1788 едет в Берлин в качестве преподавателя. В этот период были исполнены серии рисунков на мифологические темы к книгам М. Рамтера Kurzgefasste Mythologie, oder Lerhe von den fabelkapten Gottern und Helden des Altertums и к книге Gotteslehre oder Mythologische Dichtung der Alten. Он выполнил настенные росписи в домах королевы Фредерики Луизы и Карла Фридриха фон Хайнца, министра образования и его покровителя. В Германии увлекался эстетическими идеями Канта и Шиллера. Сблизился с К. Л. Ферновым, известным теоретиком искусства, критиком, который стал первым биографом А. Я. Карстенса, написав о нем книгу (1806). Для Фернова, который тоже был приверженцем неоклассицизма, Карстенс олицетворял тип художника-гения, не нуждающегося в обучении, творящего вне академической манеры, способного создавать классические формы. При содействии правительства Пруссии и К. Ф. фон Хайнца в 1792 он уезжает в Рим, где остается до конца своих дней, мотивируя в письмах своему покровителю пребывание в Вечном городе возможностью лишь там осуществлять свои замыслы. В Риме работает в среде северных мастеров, сближается с Б. Торвальдсеном, К. Л. Ферновым. В этот период окончательно формируется его манера, которую будучи художником-неоклассицистом он пытается соединить со вкусами романтической эпохи. Не случайно поэтому итальянский исследователь Дж. Бриганти причислил его наряду с И. Г. Фюсли, Ф. Джани, Дж. Флаксменом и другими мастерами "искусства около 1800 года" к "художникам воображения", т. е. предромантической эпохи. Карстенса увлекают сюжеты из мифологии (Вакх и Амур, 1796, Копенгаген, Гор. музей искусств), Песен Оссиана Дж. Макферсона, скандинавского эпоса Эдда, Гомера (рисунок Приам и Ахилл, 1794—1796; Гомер читает свои поэмы грекам, 1796, оба — Веймар, Художественное собрание). Он ищет новые приемы трактовки традиционных неоклассицистических сюжетов. Для него важна передача внутренних переживаний героев, скрытая экспрессия драматических ситуаций, как, например, в акварели Герои в палатке Ахилла (1794, Берлин, Гос. музеи). Гипертрофированная мускулатура уподобленных скульптуре персонажей (они расположены фризообразно, на одном уровне) напоминает работы Микеланджело, который был кумиром Карстенса и Фюсли. Характерна оценка живописи итальянских мастеров эпохи неоклассицизма приехавшим в Рим Карстенсом: "Кажется, что этим мастерам не приходит на ум, что искусство — это язык чувства". Под влиянием линейного рисунка Дж. Флаксмена в 1792 Карстенс создал серию рисунков Аргонавты (Копенгаген, Музей Торвальдсена), которую исполнил в гравюре Й. А. Кох (1799). В 1795 при помощи Х. Овербека (отца художника Ф. Овербека) в Риме была организована выставка рисунков и живописи А. Я. Карстенса. К. Л. Фернов составил каталог его произведений. Карстенс оказал значительное влияние на европейских мастеров рубежа XVIII—XIX столетий. Он был чрезвычайно одаренным и разносторонним художником, увлекался также скульптурой, создавая маленькие гипсовые фигурки, интерпретируя античные сюжеты.
Лит.: Fernow C. L. Leben des Kunstlers Asmus Jakob Carstens. Leipzig, 1806; Muller W. Carstens Werke in Ausgewahlten. Umriss-Stichen / Ed. by H. Riegel. Leipzig, 1869. Vol. I; Kamphausen A. Asmus Jakob Carstens. Neumunster, 1941; Pevsner N. Academies of Art and Present. N. Y., 1973.
Е. Федотова
0.00 байт