Карташев, Антон Владимирович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Карташев, Антон Владимирович

(род. в 1875 г.) — писатель, сын крестьянина; образование получил в СПб. духовной академии, где преподает историю русской церкви. Состоит редактором-издателем газеты "Вестник Жизни". Главные его труды: "Краткий историко-критический очерк систематической обработки русской церковной истории" (СПб., 1903) и "Русская церковь в 1904 г." (СПб., 1905).


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Карташев Антон Владимирович

Карташев, Антон Владимирович - сын крестьянина; родился в 1875 г. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию, где состоял доцентом, по кафедре истории русской церкви. Одно время редактировал и издавал газету ""Вестник Жизни"". С началом освободительного движения Карташев покинул академию, так как было ясно, что духовное ведомство окажется очагом реакции. Вскоре он занял кафедру церковной истории на Бестужевских курсах. В газете ""Русское Слово"" он отзывается на все жгучие темы современной церковности. Человек благородной религиозности и ревнитель истинного дела церкви, Карташев наносит жестокие удары официальной церковности, бьет сильно и метко, со знанием всех подлинно уязвимых мест деятелей пагубной церковной политики. Отдельно издал: ""Краткий историко-критический очерк систематической обработки русской церковной истории"" (Санкт-Петербург, 1903); ""Русская церковь в 1904 г."" (Санкт-Петербург, 1905); ""Русская церковь в 1905 г."" (Санкт-Петербург, 1906).

Источник: Биографический словарь. 2008

КАРТАШЕВ Антон Владимирович
1 1.7.1875, Киштьма - 10.9.1960, Париж) - богослов, историк церкви, церковный и общественный деятель. Родился в семье уральского шахтера. После окончания духовного училища прошел полный курс богословского образования в Пермской духовной семинарии (1894) и Петербургской духовной академии (1899), по окончании которой исполнял должность доцента по кафедре истории Русской церкви. В 1905 оставил преподавание в академии и поступил на службу в Петербургскую Публичную библиотеку; был избран преподавателем петербургских Высших женских курсов по кафедре истории религии и церкви (1906-18). С 1909 председатель петербургского Религиозно-Философского общества, сторонник обновления церковной жизни. С 25.3.1917 - товарищ обер-прокурора Святейшего Синода, а с 25 июля обер-прокурор.
Осознавая необходимость церковных преобразований и изменения отношений между церковью и государством, К. настаивал на упразднении должности обер-прокурора; с 5 августа министр исповеданий Временного правительства. Был деятельным членом Поместного Собора русской церкви 1917-18. Вскоре после октябрьского переворота 1917 К. арестовали; отбыв трехмесячное заключение, жил на нелегальном положении в Москве.
Основатель Православного «Братства Св.Софии» (1918), в которое входили представители духовенства и церковной интеллигенции.
В январе 1919 выехал из России. Активный деятель русской эмиграции: председатель Русского национального комитета в Финляндии, затем в Париже, член епархиальных собраний и епархиального совета Русского экзархата Вселенского престола, участник съездов Русского студенческого христианского движения (РСХД). Сторонник христианского единства, входил в состав русских делегаций на экуменических конференциях в Оксфорде и в Эдинбурге (1937). Был одним из основателей и профессором (доктор церковной истории «honoris causa») Свято-Сергиевского Богословского института в Париже (1925-60).
Научная деятельность К. отличалась подлинным энциклопедизмом, блестящей интуицией и необычайной энергией. Основной сферой его интересов была история церкви. Уже в первых, дореволюционных работах («Краткий историко-критический очерк систематической обработки русской церковной истории» // Христианское чтение, 1903, июнь-июль; «Был ли апостол Андрей на Руси» // Там же, 1907, июль) проявились аналитический подход к историографии и критическое отношение к источникам, В эмиграции научные публикации по церковно-историческим проблемам были продолжены в различных периодических изданиях журналах «Путь», «Вестник РСХД», сборниках «Православная мысль». Итогом многолетней научной и преподавательской деятельности К. стал богословско-исторический трактат «Воссоздание Святой Руси» (Париж, 1956; М., 1991) - своеобразный опыт построения церковно-государственных отношений, и двухтомный фундаментальный труд «Очерки по истории Русской Церкви» (т. 1-2. Париж, 1959; М., 1991) - лучший на сегодняшний день обзор русской церковной истории в контексте общеисторического развития. В «Очерках» проявилась широта интересов, принципиальность и интеллектуальная честность автора, его научная объективность в анализе источников, критическое отношение к историческим событиям. Впрочем, в «Очерках», как и в «Воссоздании Святой Руси», автор не смог преодолеть некоторых старых идеологом («Москва - третий Рим»); утопичным оказывается и его призыв к построению православного государства. В книге «Вселенские соборы» (Мадрид, 1963; М" 1994), этом блестящем опыте систематизации догматического развития, автор представляет историю церкви как постепенное развертывание ступеней нараставшего откровения Божия в судьбах человечества, как царство свободы.
В актовой речи, произнесенной 13.2.1944 в Свято-Сергиевском институте и позже опубликованной отдельной книгой («Ветхозаветная библейская критика». Париж, 1947), К. поставил вопрос о необходимости использования всех видов библейской критики православными экзегетами в свете Халкидонского догмата. Хотя речь К. и вызвала тогда в академических кругах определенное смущение, в ней все же со всей ясностью перед православной библеистикой были поставлены задачи и намечены пути ее дальнейшего развития.

Источник: Энциклопедия Русской эмиграции