КАРТЕЗИАНЦЫ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [постсоветское] [современное]

Картезианцы
картузианцы, - католический монашеский орден, первый мужской монастырь которого был основан в 1084 г. близ Гренобля, официально был утвержден в 1176 г. Около 1234 г. возник также первый женский картезианский монастырь. В настоящее время сохранились незначительные картезианские общины в Италии, Испании, Франции и некоторых других странах. См. Католицизм.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

КАРТЕЗИАНЦЫ
католический монашеский орден, первый мужской монастырь которого был основан в 1084 г. около Гренобля в местности Шартрез, по-латински Картазиа, откуда и произошло название. Официально утвержден в 1176 г. Около 1234 г. возник первый женский К. монастырь. Орден был крупнейшим феодалом средневековья. Одним из источников его богатства были приготовление и продажа ликера «шартрез». В годы Великой французской революции утратил значительную часть своих владений и потерял былое влияние. Сегодня сохранились небольшие К. общины в Италии, Испании, Франции и некоторых других странах.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Картезианцы
монашеский орден, начало которому положил Бруно Кельнский, основавший в 1084 г. монастырь неподалеку от Гренобля. Свое название орден получил от местности, в которой был построен монастырь — Шартрез (лат. Cartusia). Официально орден к. был утвержден папой римским в 1176 г. С 1234 г. появились и жен. картезианские монастыри.
Орден к возник на волне подъема аскетизма и отшельничества, охватившего Зап. Европу на рубеже 1-го и 2-го тысячелетий. К. отличались суровым аскетизмом, замкнутостью в стенах своих монастырей. Элиту аскетов обслуживали монахи низшего разряда, главным занятием которых был физ. труд. С течением времени орден к. стал одним из крупнейших собственников в Европе. К. не были массовым орденом, как, напр., цистерцианцы, премонстранты, францисканцы.
Лит.: Карсавин Л.П. Монашество в средние века. М., 1992.

Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999

Картезианцы
картузианцы) (лат. Ordo Cartusiensis, OCart) — монашеский орден Римско-католической церкви, основанный в 1084 св. Бруно Кельнским в Шартрезских горах близ Гренобля (Франция). Официально орден картезианцев был утвержден папой римским Иннокентием III в 1133 г.
Название ордена происходит от названия первой обители — фр. La Grande Chartreuse (лат. Cartusia).
Цели и духовные основы ордена
* «Главная цель и наука наша: в тиши уединения искать Бога» (Правила).
* «усердно искать, скоро найти и обрести Господа Бога», придя таким образом «к совершенной любви» (Правила).
* «Удаленные от всех, но в связи со всеми пребывающие, мы стоим от имени всех пред Богом Живым» (Правила).
Организация
В 2005 г. в ордене состояли 335 монаха, из них 170 священников. Ордену принадлежат 18 монастырей во Франции, некоторых других европейских странах, а также США и Бразилии. Высшим органом власти является генеральный капитул, собирающийся каждые два года. Между капитулами власть в ордене осуществляет настоятель монастыря Великая Шартреза.
Основа духовности картезианцев — полный уход от мира, суровая аскеза, созерцательная и уединенная жизнь, постоянная молитва. Исторически картезианцы уделяют много внимания физическому и интеллектуальному труду, содержат при монастырях великолепные библиотеки. 7 картезианцев причислены к лику святых, 22 беатифицированы.
Одеяние картезианцев — длинное белое платье с белым капюшоном, а вне монастыря — черное.
Девиз ордена — «Крест стоит, пока вращается мир» (лат. Stat crux dum volvitur orbis).
История
Орден получил свое развитие сначала лишь во Франции, но в период с конца XII по конец XIV века картезианские монастыри распространились по всей Европе, от Ирландии до Польши. Пик наивысшего развития ордена пришелся на начало XVI века, когда он насчитывал 196 монастырей.
Картезианцы занимались ремеслами, перепиской книг и т. д. Они славились своим гостеприимством и благотворительностью. Одним из основных источников богатства ордена было приготовление и продажа ликера «шартрез».
Первый сильный удар был нанесен ордену Реформацией и религиозными войнами. Только во Франции в период войн между католиками и гугенотами было разорено и уничтожено 94 картезианских монастыря. Тем не менее к концу XVII века орден восстановил свои позиции и насчитывал 173 монастыря. Новые бедствия ждали орден во время Французской революции 1789—1794 годов. Монастырь Великая Шартреза был закрыт (снова открыт в 1816 г.) вместе с другими монастырями, 51 монах ордена погиб мученической смертью. В XIX веке орден восстановил свою деятельность, но былого расцвета достичь ему уже не удалось.
Женский орден
Орден картезианок возник в 1229 году; в 1790 они прекратили свое существование после гонений революционеров. В XIX веке женская ветвь ордена была восстановлена, сейчас насчитывает 52 сестры и 4 монастыря во Франции, Италии и Испании.

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
437.00 кб

Картезианская метафизика последней четверти XVII века

Кротов Артем Александрович
В статье анализируется особый этап в развитии метафизики картезианской школы. Рассматриваются учения Ланьона, Феде, Лелевеля, показана их зависимость от философии Мальбранша.
Читать PDF
2.69 мб

Бытие и мышление: картезианская критика

Рохмистров В. Г.
Читать PDF
165.60 кб

Бытие и мышление: картезианская критика

Рохмистров Владимир Геннадьевич
Тезис «отца философов» Парменида гласит: быть и мыслить одно и то же. В новое время Декарт с невероятной отчетливостью, равной истинному откровению Парменида, увидел: cogito ergo sum мыслю, следовательно, существую.
Читать PDF
109.47 кб

КАРТЕЗИАНСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ САМОСОЗНАНИЯ В СВЕТЕ ТЕОРИИ НЕРАВНОВЕСНЫХ СИСТЕМ

Горбунова Елена Викторовна, Фатеева Ксения Николаевна, Хаидов Сергей Курбанович
Проведен анализ взглядов Рене Декарта на бессознательное в рамках исследования картезианской концепции самосознания.
Читать PDF
3.02 мб

Картезианское сомнение: метаморфозы потерянного я

Шугуров М. В.
Читать PDF
191.21 кб

Политические идеи картезианской школы

Кротов Артем Александрович
Читать PDF
332.74 кб

Понятие docta у Николая Кузанского и картезианский проект новой науки

Малышкин Евгений Витальевич
Проводится параллель между доктриной Николая Кузанского и научным проектом Р. Декарта.
Читать PDF
472.74 кб

Математика и мезореальность: картезианский вариант анализа

Шкарупа В.М.
Намечен путь мезоаналитического исследования проблемы отношения математики и реальности с опорой на разрабатываемую автором концепцию мезореальности.
Читать PDF
55.49 кб

Путь к Другому в «Картезианских медитациях»

Новиков Михаил Алексеевич
Проблема интерсубъективности является одной из основных в феноменологии Гуссерля. В статье предпринята попытка анализа гуссерлевской постановки и решения этой проблемы в пятой медитации «Картезианских медитаций».
Читать PDF
591.86 кб

Здравый смысл онтоэпистемологии Адама Смита в контексте картезианского скептицизма и агностицизма Юм

Доган Гёкмен
Рассматривая традиционные для его времени проблемы познания, соотношения теоретического и эмпирического уровней, первичных и вторичных качеств, Смит искал свой путь решения, не принимая ни позицию Декарта, ни позицию Юма.
Читать PDF
323.31 кб

Разум и безумие в структуре картезианского cogito. Три опыта истолкования «Метафизических размышлени

Карачевцева Лариса Николаевна
Статья представляет собой анализ полемики Мишеля Фуко и Жака Деррида, развернувшейся в 60-х годах ХХ столетия и посвящённой выяснению роли разума и безумия в декартовском сюжете о радикальном сомнении – том мыслительном эксперимен
Читать PDF
290.59 кб

Противоречия в применении картезианского метода к социальному познанию

Кальней Марина Сергеевна
Анализируется корректность применения картезианского метода к социальному познанию.
Читать PDF
281.63 кб

Субъект и Реальное (попытка спасти картезианского субъекта от бесс ознательного)

Мальцев Ярослав Владимирович
Статья рассматривает положение субъекта в поле лакановской триады Реального-ВоображаемогоСимволического.
Читать PDF
63.58 кб

Двойственность картезианского рационализма и его влияние на развитие общественного сознания

Третьяков Дмитрий Владимирович
Декартовский дуализм рассматривается как одно из философских оснований общественной идеологии, содержащей стержневую идею какой-либо тотальности, или идею идей.
Читать PDF
0.00 байт

Картезианское cogito: "божественное" и "земное"

Пирогов Александр Иванович, Растимешина Татьяна Владимировна
Обосновывается историческая значимость рационалистического метода познания выдающегося французского мыслителя Р. Декарта и его неоценимый вклад в разработку методологии научного исследования, носящей антисхоластический характер.

Похожие термины:

  • Картезианский орден

    основан каноником Бруно Кельнским (умер.1101), который в 1084 г. построил небольшой монастырь в долине Шартрез. Название этой долины в латинской форме (Саrtаsiа) и дало наименование ордену. Официально был