род. 29 авг. 1891 в с. Болобоново Курмышского у. Симбирской губ. Композитор. Нар. арт. СССР (1971). В 1917 окончил Петрогр. конс. по кл. теории композиции Н. А. Соколова. Пользовался советами М. А. Балакирева, А. К. Глазунова; по ф-п. занимался у С. М. Ляпунова. С 1918 живет в Нижнем Новгороде (Горький). В 1920-е гг. рук. муз. самодеятельности, консультант в клубах, лектор и дирижер симф. концертов. В 1918—1921 преподаватель Нар. конс. (преобразованной в муз. техникум). В 1921—1924 директор, в 1926—1931 преподаватель муз. техникума. В 1924—1949 зав. муз. частью Горьковского драм. т-ра. С 1951 преподаватель теоретич. предметов (с 1957 проф.) Горьковской конс. В 1951—1960 пред. правления Горьковского отд. Союза композиторов РСФСР.
Соч.: оперы — Степан Разин (1939, 2-я ред. 1953, 3-я ред. 1977, Горький), Партизанка (1941), Фома Гордеев (по М. Горькому, 1946, 2-я ред. 1966, Горький), На дальнем Севере (1947), Ермак (Новосибирск, 1957); для солистов, хора и симф. орк. — кантата Валерий Чкалов (сл. М. Шестерикова, 1952); для симф. орк. — Увертюра на рус. темы (1943), сюита Лесная песня (1944); для скр., влч. и ф-п. — Трио на чуваш, темы (1933); для ф-п. — 7 сонат (1917—1971), 24 прелюдии (1968), Баллада (1970), Скерцо (1971); для хора — циклы: О Ленине (сл. В. Инбер и собств., 1970), Песни о Стеньке Разине (сл. А. Пушкина, 1972); для голоса и ф-п. — романсы на сл. A. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Блока и др.; музыка к драм. спектаклям; обр. рус. и чуваш. нар. песен.
Касьянов, Александр Александрович
(род. 30.VIII.1891 в с. Болобоново Симбирской губ.) — сов. композитор, педагог. Окончив гимназию и муз. школу в Ниж. Новгороде, К. поступил в Петербургский университет. Решающую роль в его судьбе сыграли его дядя С. Ляпунов и М. Балакирев, оценившие музыкальные способности юноши и содействовавшие развитию его композиторского таланта. В 1911—17 К. студент Петроградской консерватории (кл. фп. С. Ляпунова, композиции Н. Соколова); в консерваторские годы пользовался консультациями А. Глазунова и тогда же подружился с Ю. Шапориным, впоследствии посвятившим ему (в 1939) симфонию-кантату "На поле Куликовом". В 1918 К. возвратился в Ниж. Новгород и начал активную муз. деятельность. Выступал перед рабочей аудиторией как лектор и пианист, писал музыку для спектаклей, сочинял песни, романсы, вел педагогическую работу в организованной им народной консерватории, а в дальнейшем — в Горьковской консерватории им. Глинки (с 1957 профессор). В январе 1919 коллектив нижегородского симфонического орк. избрал его дирижером. В 1921—23 К. директор муз. техникума; в 1922 составлял программы муз. передач и выступал в качестве пианиста в концертах, организованных радиолабораторией, основанной М. А. Бонч-Бруевичем; руководил первым в России радиоконцертом из Ниж. Новгорода. В 1942—48 возглавлял муз. часть драм. театра и одновременно до 1936 являлся постоянным композитором на радио; им оформлено ок. 400 драм, спектаклей и радиопостановок. В 1935 в г. Горьком открылся оперный театр, и К. получил заказ написать оперу "на волжский сюжет"; 1935—39 работа над оперой "Степан Разин" (либр. Н. Бирюкова); премьера состоялась в 1939 (2 ред. 1953). В 1946 была поставлена опера "Фома Гордеев" (либр. Г. Савинкова), а во 2 ред. — на сцене Кремлевского театра (1967). В годы Великой Отечественной войны написал ряд патриотических песен и оперу "Партизанка" (либр. П. Полуянова, 1942). В 1961 горьковский театр поставил новую оперу К. "Ермак". В 1967, возвратясь к творчеству после тяжелой болезни, К. сочинил ряд фортепианных произв. (сонаты, баллады, скерцо, 24 прелюдии и др.), хоровые композиции, романсы. В 1948—62 К. был чл. правления Союза композиторов СССР. В 1951 принимал активное участие в организации Горьковского отделения Союза композиторов и был избран его председателем (до 1965). Большие успехи К. в творческой, педагогической и общественной деятельности отмечены награждением его орденами Ленина (1967), Трудового Красного Знамени (1961), присвоением почетных званий засл. деят. иск. РСФСР (1946), нар. арт. РСФСР (1957), нар. арт. СССР (1971). К. — автор ряда симфонических и камерно-инструм. произведений, соч. для хора, романсов и песен, вокальных, инструм. пьес для детей, музыки к спектаклям, обр. народных песен. Эпические оп. "Степан Разин", "Ермак", "Фома Гордеев" — крупный вклад К. в репертуар сов. муз. театра. Музыка К. обнаруживает верность традициям Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова. В инструментальных произв. можно заметить влияния Скрябина, Равеля, но в целом творчество К. — своеобразно развивает высокие принципы рус. классики. Разнообразны и красочны сочинения К., в частности его хоровые композиции и народные сцены опер.
Соч.: оперы "Иола" (1923), "Степан Разин" (1939, 2 ред. 1953), "Партизанка" (1942), "Фома Гордеев" (1946, 2 ред. 1966), "На Дальнем Севере" (1948), "Ермак" (1956, 2 ред. 1961); оркестровые соч.: Симфоническое аллегро, Военный марш на темы рус. песен (1946), Фантастическая сюита (по мотивам "Лесной песни" Л. Украинки, 1947); камерно-инструм. музыка: Соната (1917), 7 сонат (1917—71) для фп., 3 трио на темы чуваш. песен для скр., влч., фп. (1933—34), Педагогические пьесы (1954), 24 прелюдии (1968), Соната (1969), Баллада (1970), Скерцо (1971), 3 пьесы — Экспромт, Ноктюрн, Мазурка для фп. (1974); Камерная сюита для влч. и фп. из соч. Шопена (1968); бол. колич. композиций для хора, в т. ч. кантата "Траурный марш" для сол., смеш. хора и фп. (1924), "Среди долины ровныя", 3 хора на ст. Пушкина, "Степан Разин", "Кремлевские звезды", "Над старой стеною", "Балалайка", "Дорожная песня", "Песня моряков", "Выезд богатырей" для смеш. хора без сопр. (1924—51); сюита "Песня о городе Горьком"; кантата "Валерий Чкалов", 3 хора о Ленине (1969); романсы (более 50); обр. нар. песен, музыка к спектаклям.
Касьянов,
Александр АлександровичРод. 1891, ум. 1982. Композитор, продолжатель традиций русской классической школы. Автор пяти опер (в т. ч. "Степан Разин", 1939; "Фома Гордеев", 1946), кантаты "Валерий Чкалов", хоров и др. Народный артист СССР (1971).