Каслинское литье
Каслинское литье
худ. литье из чугуна. На Каслинском чуг.-лит. и железоделательном з-де, осн. в 1747, освоение худ. литья нач. в 1820-е, в чем велика роль управляющего з-дов Кыштымского горного окр. Г.Ф.Зотова и литейного мастера М.Е.Теплякова. Были использованы модели, выполненные по оригиналам немецких и др. европ. скульпторов и привезенные в Касли из бронзолитейных мастерских Верх-Исетского и Выйских з-дов. В 1860-е ассортимент К.Л. значительно расширился. Вып. т.н. "кабинетного литья" (мелкая пластика, подсвечники, подчасники, пепельницы, декоративные тарелки) стал регулярным. Проявились его характерные признаки (четкость силуэта, тщательная отделка деталей, имитация фактуры разл. материалов). В 1870 - 80-х в Каслях работали выпускники ИАХ М.Д.Канаев и Н.Р.Бах, способствовавшие установлению тесной связи К.Л. с общим развитием рус. скульптуры. Каслинские литейщики безукоризненно воспроизводили в чугуне произв. Ф.П.Толстого, К.А.Клодта, Е.А.Лансере, А.Л.Обера, Н.И. Либериха, Р.И. и Р.Р.Бахов, Н.А.Лаверецкого, Ф.Ф.Каменского и др. Продолжалось использование западноевроп. моделей. В конце XIX - нач. XX в. вып. худ. литья и пополнением собрания моделей рук. гл. управляющий Кыштымского горного окр. П.М.Карпинский. При нем мастера-самоучки В.Ф.Торокин, Д.И. Широков и К.Д.Тарасов создали ряд самостоятельных произв. на тему нар. труда и быта, вошедших в з-дской ассортимент литья. Произв. К.Л. неоднократно экспонировались на всерос. и междунар. худ.-пром. выставках, где были отмечены высокими наградами и призами. Вершиной мастерства каслинских литейщиков явился чугунный павильон, выполненный по проекту Е.Е.Баумгартена к Всемирной худ.-пром. выставке 1900 в Париже и удостоенный там вместе с др. изделиями з-дов Кыштымского горного окр. Гран-при высшей выставочной награды I кл. Позже в Каслях использовались модели столичных скульпторов М.Г.Манизера и Н.В.Томского, а также местных авторов А.С.Гилева, П.С.Аникина, А.В.Чиркина и О.А. Скачкова. К.Л. нашло применение в арх. ансамблях Моск., Челяб. и др. гг. страны. Крупнейшая коллекция К.Л., вкл. павильон 1900, находится в Екат. муз. изобр. иск-в. Произведения К.Л. хранятся также в ГРМ, ГЭ, муз. Челяб. и др. Лит.: Репин Н.Е. Касли. Челябинск, 1940; Павловский Б.В. Касли. Свердловск, 1957; Павловский Б.В. Художественный металл Урала XVIII-XIX вв. Свердловск, 1982; Пешкова И.М. Искусство каслинских мастеров. Челябинск, 1983. Губкин О.П., Шайдурова Г.П.