Каспийская военная флотилия создана в 1722 г. в Астрахани, с 1867 г. база - в Баку. Моряки флотилии в 1903-1905 гг. участвовали в революционном движении и установлении Советской власти в Баку в 1917 г. В 1918—1919 гг. существовала Астрахано-Каспийская военная, в 1919-1920 гг. - Волжско-Каспийская военная флотилия, на базе которой в июле 1920 г. созданы Морские силы Каспийского моря, преобразованные в 1931 г. в К. В. Ф. В Великую Отечественную войну обеспечивала морские перевозки в Сталинградской битве, битве за Кавказ, в 1945 г. награждена орденом Красного Знамени.
Каспийская флотилия
КАСПИЙСКАЯ ФЛОТИЛИЯ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Каспийская флотилия
оперативное объединение Российского флота на Каспийском морском театре. Освоение Каспия русскими мореходами в военных целях началось еще с конца XVII столетия, когда "для посылок из Астрахани на Хвалынское море" началась постройка судов. Первым военным кораблем стал 22-пушечный "Орел", прибывший в Астрахань под командованием Д. Бутлера 31 августа 1669 г. после длительного перехода из Детиново по Оке и Волге. По распоряжению Петра I в 1716 г. по Каспийскому морю плавала экспедиция князя А.Д. Бековича-Черкасского, пытавшаяся через Гурьев установить добрососедские отношения с Хивой и Бухарой. С 1721 г. началась подготовка похода за овладение морем и прибрежными районами, установления торговых связей с восточными странами. В верховьях Волги было построено и отправлено в Астрахань 8 судов, 200 речных лодок и 79 ластовых судов, 18 июля 1722 г. под командованием генерал-адмирала Ф.М. Апраксина 274 судна и более 170 лодок с десантом направились к Аграханскому заливу. Петр I лично руководил авангардом экспедиции, овладевшей без боя 23 августа крепостью Дербент. Чтобы сохранить российское влияние в регионе, Петр I в ноябре 1722 г. учредил военный порт в Астрахани, положивший начало Каспийской флотилии. Корабли флотилии участвовали в Персидском походе. В декабре 1722 г. отряд из 14 судов капитан-лейтенанта Ф.И. Соймонова высадил десант для штурма крепости Решт на южном берегу. А в июле следующего года флотилия (20 судов и десант из 4 тыс. человек) во главе с генералом М.А. Матюшкиным овладела крепостью Баку, которая по договору от 12 сентября 1723 г. вместе с рядом приморских провинций перешла к Российской империи. Однако последующие правители государства не смогли удержать петровские приобретения, и с 1732 г. по Рештскому соглашению все земли южного Прикаспия возвращены Персии. Базировавшиеся в Астрахани корабли флотилии в середине XVIII в. осуществляли крейсерство в центральной части Каспийского моря, обеспечивали безопасность коммерческого судоходства. Бриг лейтенанта И.В. Токмачева в октябре 1752 г. атаковал и уничтожил персидский корабль, нападавший на российские купеческие суда. Возрождение флотилии началось во времена императрицы Екатерины II, когда Россия развернула активную экспансию в юго-восточном направлении. В 1780 г. капитан 1-го ранга граф М.В. Войнович формирует в Астрахани отряд из трех 20-пушечных фрегатов, бомбардирского судна и двух ботов, который перебазировался в Астрабадский залив на юго-востоке Каспия. Здесь создается русская колония, откуда корабли осуществляли перевозки, охраняли торговые суда, вели исследования побережья. Во время войны с Персией флотилия вела боевые действия, перевозила войска и снаряжение. В мае-июне 1796 г. при поддержке кораблей русские войска штурмом вновь овладели Дербентом и Баку. В 1800 г. для защиты торговых путей и российских интересов создана морская станция (база) у острова Сара. Активно действовала флотилия и в очередной русско-персидской войне 1804-1813 гг. Отряд из 7 военных и 11 транспортных парусных кораблей под командованием капитан-лейтенанта Е.В. Веселаго доставил в район персидской крепости Энзели десант, который при поддержке морской артиллерии в 1805 г. разгромил врага. В тот период флотилия насчитывала 2 корвета, 4 брига, 4 люгера и бомбардирское судно. В конце 1812 г. корабли участвовали в осаде Ленкорани, взятой штурмом войсками генерала П.С. Котляревского и моряками накануне нового года. Подписанный в Гюлистане 12 октября 1813 г. мирный договор определил исключительное право России держать военный флот на Каспийском море. К 1828 г. флотилия уже имела 14 боевых кораблей, 6 транспортов, 10 парусных и 2 паровых вспомогательных судна; для контроля над южным районом моря были созданы временные морские станции в Энзели и у острова Ашур-Адэ. Во время русско-турецкой войны 1828-1829 гг. корабли доставляли подкрепления и грузы для войск, действовавших на западном побережье Каспия.
Благоприятная военно-политическая обстановка в регионе позволила значительно сократить военно-морское присутствие России на Каспийском театре. В составе флотилии осталось лишь несколько пароходов, частью с артиллерийским вооружением. Военный порт в 1867 г. был переведен из Астрахани в Баку, ставший главной базой. Во время Ахал-Текинской экспедиции генерала М.Д. Скобелева по овладению Туркменией (1880-1881) корабли и привлеченные коммерческие суда обеспечивали перевозки, доставили более 2.5 млн. пудов грузов. Морской частью экспедиции руководил капитан 2-го ранга С.О. Макаров, Артиллерийская батарея и минно-подрывная партия каспийцев под его командованием участвовали в штурме крепости Геок-Тепе. 25 моряков удостоились награждения Георгиевскими крестами.
В последующем Каспийская флотилия обеспечивала безопасность важного в военном и экономическом отношении региона Российской империи. охрану интересов России на территории Персии, защиту русских подданных в прибрежных районах южного Каспия. Корабли несли службу стационеров в Энзели и на Астрабадской морской станции (остров Ашур-Адэ), занимались гидрографическими работами. К 1906 г. в составе флотилии имелись 7 пароходов и 1 транспорт (в течение года 3 из них сданы на слом), Каспийская отдельная флотская рота, материально-техническое обеспечение и базирование обеспечивал Бакинский военный порт. В августе-октябре 1907 г. из Петербурга в Баку по Неве, Ладожскому озеру, Свири, Онежскому озеру, Мариинской водной системе, Волге и Каспийскому морю перешли устаревшие миноносцы "Пылкий" и "Пронзительный". Однако по своим техническим характеристикам они оказались малопригодными для каспийских условий. Поэтому на Ново-Адмиралтейском заводе в Петербурге были построены канонерские лодки "Ардаган" и "Карс". В апреле-июле 1911 г. под командованием капитанов 2-го ранга В.В. Ковалевского и П.К. Сыровяткина корабли совершили переход по внутренним озерно-речным системам и Каспию в Баку.
К 1914 г. Каспийская флотилия имела в своем составе Бакинский военный порт, Астрабадскую морскую станцию, 2 канонерские лодки, 2 посыльных судна, транспорт, 2 портовых судна, отдельную флотскую роту. На флотилии служили 15 строевых офицеров, 3 инженер-механика, 13 офицеров по адмиралтейству, 8 медицинских чинов, 1 военно-морской чиновник, 18 кондукторов, 67 сверхсрочнослужащих, 409 унтер-офицеров и матросов. Старшим морским начальником на театре был директор маяков и лоций Каспийского моря и командир Бакинского военного порта (контр-адмирал В.А. Алексеев, затем контр-адмирал Е.В. Клюпфель), в подчинении которого находились и корабельные силы.
Благоприятная военно-политическая обстановка в регионе позволила значительно сократить военно-морское присутствие России на Каспийском театре. В составе флотилии осталось лишь несколько пароходов, частью с артиллерийским вооружением. Военный порт в 1867 г. был переведен из Астрахани в Баку, ставший главной базой. Во время Ахал-Текинской экспедиции генерала М.Д. Скобелева по овладению Туркменией (1880-1881) корабли и привлеченные коммерческие суда обеспечивали перевозки, доставили более 2.5 млн. пудов грузов. Морской частью экспедиции руководил капитан 2-го ранга С.О. Макаров, Артиллерийская батарея и минно-подрывная партия каспийцев под его командованием участвовали в штурме крепости Геок-Тепе. 25 моряков удостоились награждения Георгиевскими крестами.
В последующем Каспийская флотилия обеспечивала безопасность важного в военном и экономическом отношении региона Российской империи. охрану интересов России на территории Персии, защиту русских подданных в прибрежных районах южного Каспия. Корабли несли службу стационеров в Энзели и на Астрабадской морской станции (остров Ашур-Адэ), занимались гидрографическими работами. К 1906 г. в составе флотилии имелись 7 пароходов и 1 транспорт (в течение года 3 из них сданы на слом), Каспийская отдельная флотская рота, материально-техническое обеспечение и базирование обеспечивал Бакинский военный порт. В августе-октябре 1907 г. из Петербурга в Баку по Неве, Ладожскому озеру, Свири, Онежскому озеру, Мариинской водной системе, Волге и Каспийскому морю перешли устаревшие миноносцы "Пылкий" и "Пронзительный". Однако по своим техническим характеристикам они оказались малопригодными для каспийских условий. Поэтому на Ново-Адмиралтейском заводе в Петербурге были построены канонерские лодки "Ардаган" и "Карс". В апреле-июле 1911 г. под командованием капитанов 2-го ранга В.В. Ковалевского и П.К. Сыровяткина корабли совершили переход по внутренним озерно-речным системам и Каспию в Баку.
К 1914 г. Каспийская флотилия имела в своем составе Бакинский военный порт, Астрабадскую морскую станцию, 2 канонерские лодки, 2 посыльных судна, транспорт, 2 портовых судна, отдельную флотскую роту. На флотилии служили 15 строевых офицеров, 3 инженер-механика, 13 офицеров по адмиралтейству, 8 медицинских чинов, 1 военно-морской чиновник, 18 кондукторов, 67 сверхсрочнослужащих, 409 унтер-офицеров и матросов. Старшим морским начальником на театре был директор маяков и лоций Каспийского моря и командир Бакинского военного порта (контр-адмирал В.А. Алексеев, затем контр-адмирал Е.В. Клюпфель), в подчинении которого находились и корабельные силы.
Источник: Военно-морской исторический справочник