Кассиодор
КАССИОДОР
Флавий Магн Аврелий (ок. 490 — ок. 575) — видный писатель и политич. деятель королевства остготов. Занимал ряд важных гос. должностей при короле Теодорихе и его преемниках. По поручению Теодориха К. написал апологетич. «Историю готов» (сохран. лишь в сокращ. изложении Иордана). Им был составлен также сборник офиц. документов остготских королей («Разное»).
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
КАССИОДОР
Cassiodorus) (485-578) - деятель остготского гос-ва, писатель, историк. К. был приближенным Теодориха и Амаласунты и являлся проводником политики сближения остготов и римлян. После разгрома Остготского гос-ва Византией отошел от политич. деятельности. К. - автор не сохранившейся 12-томной "Истории готов", прославлявшей готскую династию Амалов. Важным источником для характеристики политич. и социально-экономич. жизни готов является его собр. писем, рескриптов и т. п. (Variae). Написанная К. история церкви пользовалась большим успехом в ср. века. Соч.: Cassiodori senatoris Variae, MGH (A A), t. 12, lib. 1-12, 1894; Cassiodori senatoris chronica, MGH (A A), t. 11, 1894; Cassiodori historia ecclesiastica tripartita, PL, v. 69. Источн. и лит.: Иордан, О происхождении и деяниях гетов. Getica, вст. ст., пер. и коммент. Е. Ч. Скржинской, М., 1960; Удальцова З. В., Италия и Византия в VI в., М. 1959.
Кассиодор
Flavius Magnus Aurelius Cassiodorus Senator) – политический и религиозный деятель VI в., знатный римлянин по происхождению. Родился около 490 г. в Риме, умер около 575 г. на юге Италии. С 507 г. находился на службе короля остготов Теодориха Великого и его приемников, играл важную роль в управлении королевством в годы царствования королевы Амаласунты. Был консулом в 514 г. Стремился к достижению взаимопонимания между готами и римлянами. В 540 г. ушел в отставку и удалился на юг Италии, где в собственном имении на западном берегу Тарентинского залива основал общежительный монастырь Виварий, ставший благодаря своему скрипторию и богатой библиотеке образцовым научным центром раннего средневековья. Кассиодор обосновал и внедрил в монашескую практику труд переписчика и этим послужил сохранению и усвоению древнего литературного наследия, в том числе и трудов языческих авторов. Написал учебник «Институции», предназначавшийся для совершенствования знаний монахов и содержавший основы духовного и светского образования. Из истории готов Кассиодора («Getica») сохранились только выписки, сделанные его современником Иорданом. Кроме того, он написал хронику от сотворения мира до 519 г., комментарии к псалмам, сочинения богословского содержания и другие труды.
Источник: Словарь античных историков. 2011
КАССИОДОР
Флавий Магн Аврелий (ок. 490–583) — римский политический деятель и писатель, один из последних риторов, занимавших должности консула и руководителя канцелярии при остготском дворе короля Теодориха. Около 540 г. основал Виварийский монастырь, где занялся сбором рукописей античных авторов и тем самым сыграл огромную роль в сохранении древ-ней литературы. Им был написан учебник «Институции», предназначавшийся для совершенствования знаний мо-нахов и содержавший основы светского и духовного об-разования. В другом своем труде, «истории готов», Кассиодор старался воздать должное как римлянам, так и готам и способствовать, таким образом, их примирению. Кроме того, он разработал систему обучения монахов, в основу которой были взяты не только труды отцов и ис-ториков церкви, но и «семь свободных искусств». В «Ру-ководстве о божественной и римской словесности» Кассиодор обосновал два, с его точки зрения, равноценных способа постижения мира: разум как основу светских наук и откровение, данное в Писании. Главным трудом его жизни стали «Варии» — своеобразная энциклопедия V–VI вв., состоявшая из 12 книг. В них содержатся фор-мулы назначения магистратов и членов администрации, эдикты, рескрипты, дипломатическая переписка, послания от остготских королей — Теодориха, Аталариха, Теодохата, Амаласунты и др.
Кассиодор
Флавий Магн Аврелий (ок. 490 — 583), рим. политич. деятель и писатель, выходец из сенатской аристократии. Находясь на службе у Теодориха (консул в 514, руководитель канцелярии Magister officiorum), стремился к достижению взаимопонимания между готами и римлянами. С упадком готского могущества К. ушел ок. 540 в отставку и основал на своей родине Виварийский монастырь, где занялся сбором рукописей античных (также языч.) авторов, привлек к их переписыванию монахов и тем самым сыграл огромную роль в сохранении др. литературы. Им был написан учебник «Институции», предназначавшийся для совершенствования знаний монахов и содержавший основы духовного и светского образования (в т. ч. с изложением 7 «свободных искусств»). «История готов» К. полностью до нас не дошла, сохранились лишь выписки из этого сочинения, сделанные современником К. Иорданом. В ней К. старался воздать должное как римлянам, так и готам и способствовать т. о. примирению обоих народов. Важный историч. источник «12 книг» К. — сборник государств, указов, распоряжений и служебных документов королевской канцелярии — дает наглядное представление о бытовавшем в то время стиле официальных бумаг. Кроме того, К. написал хронику от сотворения мира до 519, комментарии к псалмам, сочинения богословского содержания, а также труды о правописании и другие.
Источник: Словарь античности. 1989
Кассиодор
• Cassiodorius (обыкновенно Cassiodorus),
Magnus Aurelius Cass., Магн Аврелий, родился в Сциллации (Scyllacium), в Брутии между 460 и 465 гг. от Р. X., происходил из древней знаменитой римской фамилии; при Одоакре и, позднее, при остготском короле Теодорихе и его наследниках Аталарихе и Витигесе выплднял важные государственные должности, был даже первым министром и государственным секретарем. Ок. 540 г. он удалился в построенный им в Калабрии монастырь Vivarese (Vivarium), и здесь он частью занимался богословскими науками и частью принимал постоянные и деятельные меры к сохранению и распространению научных знаний, для чего он, между прочим, распорядился сделать множество списков с древних авторов. Он умер здесь в 575 г., прожив более ста лет. Большая часть его многочисленных сочинений написана в последний период его жизни; сочинения эти частью исторического содержания, как Chronica, простирающаяся от Адама до 519 г. от Р. X. История готов, сохранившаяся для нас только в обработке Иордана, и Variarum libri XII, собрание написанных им при выполнении государственных должностей бумаг и документов; частью богословского и энциклопедического характера, как institutiones divinarum et saecularium litterarum и de artubus et disciplinis liberalium artium, где представлен обзор septem artium liberalium для духовных. Риторику изд. Halm. Rhetores lat. p. 495. До нас дошла еще компиляция de orthographia. С замечательным знанием древней литературы и высоким уважением к ней К. соединяет в себе и сильный характер; слог его высокопарен. В деле сохранения древних писателей он оказал большую услугу. Монография о нем: A. Thorbecke (Heidelberg, 1867).
Magnus Aurelius Cass., Магн Аврелий, родился в Сциллации (Scyllacium), в Брутии между 460 и 465 гг. от Р. X., происходил из древней знаменитой римской фамилии; при Одоакре и, позднее, при остготском короле Теодорихе и его наследниках Аталарихе и Витигесе выплднял важные государственные должности, был даже первым министром и государственным секретарем. Ок. 540 г. он удалился в построенный им в Калабрии монастырь Vivarese (Vivarium), и здесь он частью занимался богословскими науками и частью принимал постоянные и деятельные меры к сохранению и распространению научных знаний, для чего он, между прочим, распорядился сделать множество списков с древних авторов. Он умер здесь в 575 г., прожив более ста лет. Большая часть его многочисленных сочинений написана в последний период его жизни; сочинения эти частью исторического содержания, как Chronica, простирающаяся от Адама до 519 г. от Р. X. История готов, сохранившаяся для нас только в обработке Иордана, и Variarum libri XII, собрание написанных им при выполнении государственных должностей бумаг и документов; частью богословского и энциклопедического характера, как institutiones divinarum et saecularium litterarum и de artubus et disciplinis liberalium artium, где представлен обзор septem artium liberalium для духовных. Риторику изд. Halm. Rhetores lat. p. 495. До нас дошла еще компиляция de orthographia. С замечательным знанием древней литературы и высоким уважением к ней К. соединяет в себе и сильный характер; слог его высокопарен. В деле сохранения древних писателей он оказал большую услугу. Монография о нем: A. Thorbecke (Heidelberg, 1867).